Рабочее место радиста Ил-14

Василий Васильевич Ершов
      


      Радисту блистер не положен, хватает и окошка. Традиционно радист является лицом, контролирующим всю энергетику самолета. Все основные сети защищены автоматами, которые находятся под правой рукой радиста, а выше стоят приборы контроля генераторов и сетей.
      Рабочая панель заставлена плотным  рядом блоков радиостанций – карандаш не просунуть. Поэтому радисту тоже установили столик, на котором он отстукивал морзянку и записывал сводки погоды. От его искусства во многом знапрямую зависела безопасность полета, особенно на Севере, где-нибудь над Карским морем.
        Дальняя радиостанция имела выпускную антенну в виде 150-метрового тросика, выпускавшегося и убиравшегося электродвигателем из-под брюха самолета.  Чтобы тросик не болтался и был ровно натянут, на его конце была закреплена свинцовая груша, которую часто отрывало. Но так как на Севере с незапамятных времен везде стоят миллионы заброшенных бочек, отвинтить чугунную пробку и присобачить ее к тросику не представляло трудности. Зато с помощью этой антенны радист мог поймать пеленги трех радиостанций, установленных в дальних точках Советского Союза, а штурман по этим пеленгам определял приблизительное место самолета, частенько летящего внутри полярного сияния, которое отрицательно влияло на прохождение радиоволн. Хороших радистов тогда ценили.
       Но постепенно, с совершенствованием средств связи, профессия бортрадиста плавно покатилась к нулю. Я по северам летал еще с радистом, а когда ввелся командиром, их на Ил-14 уже начали упразднять.
       

                *****

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/01/14/673