Салон Ил-14

Василий Васильевич Ершов
               

     Пройдя назад через техотсек с гудящими умформерами и через темный багажник, обратим взгляд вдоль салона.
     Полукруглый высокий потолок, автобусного типа полки для ручной клади и прямоугольные окошки на самолетах давно канули в Лету. Тем более ностальгическое чувство заполняет грудь.
     Кресла тогда были монументальные, с массивными подлокотниками, и какие-то уютные, не чета нынешним, экономически облегченным, на которых приходится – колени на ушах – мучиться восемь часов, перемещаясь  в какой-нибудь Пхукет.
     Входная дверь находится по правому борту; рядом с нею расположен настоящий туалет с умывальником и унитазом. Расположение сидящего там человека лицом по полету не раз играло злую шутку: при резком торможении в воздухе – а такое вполне возможно – силы инерции срывали человека в самый неподходящий момент и били лицом о жидкую дверцу. Иные грузные товарищи вышибали собой дверь и, путаясь в спадающих частях одежды, по инерции бежали вперед по салону, хватаясь руками за сиденья и за головы опешивших пассажиров, потрясенных неожиданным зрелищем.
     За туалетом загибался задний багажник, где в уголке хранились штанга, чехлы и заглушки. Штангу подставляли под заднюю часть фюзеляжа при загрузке, чтобы машина не села на хвост; после запуска двигателей техник снимал штангу и передавал через дверь бортмеханику. Первые слова доклада запыхавшегося бортмеханика: «штанга, штыри, заглушки на борту, двери, люки закрыты».
     Роль бортпроводника традиционно выполнял радист; потом, когда стали летать в сокращенном составе, его обязанности перешли ко второму пилоту – члену экипажа, отвечающему за загрузку. Обязанности заключались в проверке пристегивания пассажиров и раздаче известных пакетов.
    На полу лежала ковровая дорожка, которая зимой при подготовке к полету зачастую использовалась техническим составом для «сшоркивания» снега и инея с поверхности крыла и стабилизатора. Потом в полете поток воздуха дошоркивал поверхность до зеркального блеска.
     Ночью в иллюминатор было видно, как под приоткрытыми юбками капота малиново светятся выхлопные коллекторы, а из патрубков бьет фиолетовая струя выхлопных газов.

     Вот так мы летали «на поршнях». Самолет прекрасный, надежный, простой. Был случай – при взлете с Северного полюса отказал двигатель. Долетели до Диксона на одном. Лучшей машины для полетов в условиях Арктики и Антарктики я не знаю.

     На этом конец экскурсии. Спасибо за внимание.


                *****