На всю оставшуюся жизнь

Ангелина Кныш
На днях исполнилось 1000 дней с начала войны на Донбассе, совсем рядом с которой приходится жить, как бы ни хотелось вычеркнуть ее из своего сознания, словно кошмарный сон.

Артиллерийские обстрелы в центре моего города сейчас слышны не так ужасающе громко, как раньше, но на окраинах они не прекращаются ни на один день. Ежедневно приходится слышать и читать фронтовые сводки о постоянных разрушениях домов, коммуникаций, ранениях и гибели бойцов и мирных жителей. Активизировались диверсионные группы, подрывающие машины на улицах города, людей в лифтах и т.д.
 
Все больше поражений в правах приходится испытывать жителям непризнанных республик со стороны Украины. Сначала их лишили честным трудом заработанных пенсий, затем свободного передвижения по стране, избирательного права (именно тех, кто стал реальным переселенцем!), а теперь вот подготовили проект закона о запрете физическим лицам-жителям республик заниматься некоторыми видами деятельности в течение 10 лет (!) после деоккупации.

На этом фоне так трогательно слышать об очередном призыве Папы Римского поскорее принять меры для ликвидации гуманитарной катастрофы на Донбассе. До этого он присылал своего представителя в зону АТО, организовал сбор нескольких миллионов евро для пострадавших в этой войне, постоянно молится о ее скорейшем прекращении…

Вместе с тем понимаешь, что Донбасс сегодня – это разменная монета в играх сильных мира сего. Впрочем, это они (игроки) так думают, а на самом деле им неизбежно уготована участь жестокого и показательного на весь мир покарания от Бога. Поэтому единственное, что реально может сделать в этой ситуации маленький человек – постараться не думать об этой войне, насколько (и пока) это возможно. Жить так, словно ее нет – «делай то, что заповедал Христос, и будь что будет!».

На днях довелось увидеть по телевизору интересное интервью со священником, написавшим книгу о Льве Толстом (не запомнилась его фамилия, но при желании можно выяснить в Интернете). Он выступал в защиту Достоевского от нападок Толстого и Леонтьева, утверждая, что Достоевский первым сделал то, чего нам сейчас так остро не хватает – изобразил жизнь реального оптинского старца, дающего людям ответы на многие духовные вопросы.
 
Он также подчеркнул, что церковь сейчас нередко проводит социологические исследования, задавая одни и те же ОБРЯДОВЫЕ вопросы о количестве посещений церковных служб, причастий и т.д. Однако она не проводит исследования о том, что знает человек о троичной природе Бога, о Христе как о Богочеловеке и других богословских категориях и законах. Он также отметил, что если бы такое исследование было проведено, результат его был бы очень удручающим, поскольку люди не только мало что об этом знают, но  и НЕ СТРЕМЯТСЯ УЗНАТЬ.

Не стремятся? Так ли это? Значит, мой повышенный интерес к этим вопросам – всего лишь позиция одинокой белой вороны? Думается, что священник весьма недооценивает умственный уровень современных прихожан.

Когда-то казалось, что рай на земле – это пустынный песчаный пляж на берегу океана, где никто не мешает наслаждаться восторгом души и тела. Какими счастливыми казались те, кому это было доступно в любое время года!

Позже пришло понимание, что существует иной, более притягательный, безбрежный и исцеляющий океан ДУХОВНОСТИ, доступ к которому зависит лишь от свободной воли человека. Тот, кто всеми фибрами своей души ощутил его манящую, мерцающую, труднодоступную, ускользающую и по крупицам постигаемую Истину, тот никогда не променяет подаренные им драгоценные песчинки духовного опыта на тусклые в своей БЕССМЫСЛЕННОСТИ богатства земного мира.

Самое удивительное – как бы ни было трудно на этом пути (от бессилия, неизбежных ошибок, возникающего порой чувства «брошенности» Богом), возврат к прежним ценностям кажется немыслимым и представляется сущим ужасом и мукой.