А расскажи мне бабушка...

Лидия Вакина
 
- А расскажи мне бабушка… - так начинались многие наши дни с бабушкой в  моем детстве.
-Бабушка, а ты замуж выходила по любви?- допытывалась я.
-Да  нет, - задумчиво отвечала она. Мне другой люб был. А крестный после смерти тятеньки ну меня стыдить:
-Не успел след тятькин простыть,а ты уж никого слушать не хошь! Пойдешь за Степана!
Вот, так и вышла замуж.

Был муж трудолюбив и справен! Семерых деток нарожали. Сперва мальчики рождались, потом девчонки. Одну малышку схоронили- так случилось… Степан  стал подумывать о новом доме для семьи. Выстроил пятистенок. Место красивое - в центре деревни, напротив колодца. Жить бы, деток поднимать, землю пахать, да не дали. Власть пришла новая, бедняцкая. Ну и все по известному сценарию: коллективизация, раскулачивание, колокола с церквей – долой! Сами работать не умеем, и другим не дадим!

Мой дед Степан к тому времени заведовал пекарней. Мама рассказывала о его феноменальной честности:
- Никогда домой буханки хлеба не принес! Один бабушке был ответ:
- Пошли ребятишек , пусть сходят в магАзине купят, что бы на меня не подумали, что даром беру.
А магазин-то в соседнем селе.

Нашлась какая-то « бдительная»  личность. Написала донос куда следует, что не благонадежен для общества этот деревенский трудяга- Троцкого,яко бы ,восхвалял. Забрали,сослали,осудили на лагеря. Там и сгинул. А бабушку с детьми из дома выгнали – раскулачили семью. Лошадь, корову забрали. Разрешили милостиво в бане пожить.

Мальчики сумели уехать в Иваново, тогдашний областной центр. Звали моих дядюшек, оставшихся навечно молодыми, Николай, Михаил, Андрей.Как уж они умудрились устроить свою жизнь и представить трудно. Сняли квартиру, нашли работу и взяли к себе сестер-подростков. Каждый обязался опекать одну из сестер. Только самую младшую оставили с бабушкой. Окончили вечернюю школу рабочей молодежи. Михаил мечтал стать инженером-строителем и поступил в институт. Девчонок после школы определили в медучилище. Только-только жизнь наживаться стала – началась Война! Беспощадная и безжалостная, сметающая судьбы и жизни, убивающая мечту и счастье.

Сколько могли, держались за руки мои родные. Через письма, весточки, думы друг о друге. Все это сохранилось в моем архиве в скупых письмах, написанных карандашом на случайных обрывках бумаги. Парней мобилизовали сразу, а девочек чуть позже, следом за братьями. Как металось бабушкино сердце в тревоге, бессонных ночах, чувствуя беду. Как мчалась она из последних сил, что бы успеть доехать, добежать,обнять и прижать к сердцу своих дорогих "робят".

Только и успела обнять Коленьку - старшего. Он единственный из братьев, кто успел жениться. Как раз в последние мирные дни отвез жену в роддом. Оттуда она и приехала с новорожденным кульком - сыночком в руках на перрон - проводить мужа на фронт. Это было последнее их прощание.
                «Прощай, отчий край.
                Ты нас вспоминай.
                Прощай, милый взгляд.
                Не все из нас придут назад».
Я всегда со слезами слушаю эти строки из «Прощания Славянки».

Стараясь утешить мать, Николай уверенно говорил:
-Мам, не переживай! Я сильный! Кто на меня пойдет, сам семерых закатаю!
-Как же…закатал…с сухими без слез глазами, причитала бабушка.

А откуда им, слезам, было браться? Ведь столько их было выплакано над похоронками, написанными на тонкой папиросной бумаге. Сгинули ее "робята" во вьюжном феврале 1942 года. И даже неизвестно где и как. Позже на среднего сына, Михаила пришло телеграфное сообщение из Германии из концлагеря – погиб в плену.
Девочки выжили – они трудились в прифронтовых госпиталях. Досталось и им фронтового лиха. С последним эшелоном раненных эвакуировались с Кавказа. А кому в то время не досталось?!

Мама рассказывала, что работая хирургической сестрой, приходилось наблюдать, да и сама падала в обморок от нечеловеческой усталости прямо в операционной. А тетушка примерзала кирзовыми сапогами к перрону, когда выполняла сортировку раненных , принимая эшелоны с фронта.

Молодость брала свое. И вырванные у лап смерти бойцы влюблялись в своих спасительниц. У мамы было несколько фотографий с дарственными надписями, которые меня до сих пор удивляют чистотой и уважением. Запомнилась такая:
Любимой деушке, Анне Степановне от Васи.
Слово девушка именно так и написано.
Да только девушкам было не до любви. Скорбь о пропавших без вести братьях, переживания о матери, оставшейся без средств существования с младшей сестрой, тяжелая служба в госпиталях……
      
Их эвакогоспиталь остался в прибалтийском Шяуляе.
Получив краткосрочный отпуск, мама едет,нагрузившись продуктами на свою далекую родину. Что-то удалось сэкономить сестрам  на себе или обменять на часть пайка. С трудом добравшись до Половчинова, большую часть дороги преодолев пешком, с удивлением видит младшую сестру белокожей и пухлой. А эта распухлость началась от голода.

Малый рост и субтильность телосложения никак не влияли на решительность маминого характера. И обув лапти, дабы сберечь казенные сапоги, она оправляется в обратную дорогу- в райвоенкомат с требованием вернуть бабушке ее дом. Ведь пятерых детей бабушка - «кулачка» (спала на кулаке) проводила на фронт.

С заветным распоряжением военкома, с печатью и подписью возвращается домой. А бабушка боится нового произвола. Ведь все гонители остались на своих местах. Тогда мама забирается на крышу бани, в которой всю войну и после нее ютились родные, и бросает в трубу здоровенный булыжник, обрушивая дымоход.
-Кулиганка ты такая, причитала бабушка.
-Как же мы теперь без печки жить будем?
Пришлось переходить в дом, где уже и контора колхозная успела побывать, и детские ясли.

Лежит бабушка на полатях и вспоминает вслух:
-Вот это бревно мы со Степаном из болота ташшили. Я тяжелая Ниной была.

Без слез эти воспоминания слушать было нельзя.
Но не помню я озлобленности к людям в рассказах бабушки. Всем Господь воздал по делам в свой черед. Может общая беда - война всех примирила?

Встретили свою судьбу, своих суженых, дочери. Старшая из них, моя мама с отцом и мной приехали жить к бабушке. Папа был мастером на все руки. Дом обрел хозяина. Украсился палисадом  с черемухами и георгинами. Летом в отпуск приезжали сестры с семьями, и кипела жизнь.

Такой мне и запомнилась моя малая родина – деревня Половчиново.
Ветры перемен в государственной политике стерли с лица земли многие окрестные деревни, и нашу- тоже. На месте дома стоит турбаза какого-то общества. То ли спортивного, то ли еще какого.
 
Но пусть моя родина живет в моих рассказах! И всякому, кто захочет приоткрыть страничку этой жизни - моя сердечная благодарность.

- Бабушка, бабушка, расскажи мне о себе, просит меня мой внук.
Я родом из моего детства.
               


                Январь 2017 года.