Советы домового Антипа Запечного

Галина Рукосуева
   Задумал дед  Андрей построить себе избу. Выбрал место.  Завёз брёвна, кирпич, красную глину.
 Приходит утром и видит на брёвнах  сидит маленький человечек.

—  Здравствуй дед Андрей! Избу ставить задумал? — говорит тот.

—  Да вот, сына женить хочу. А молодой семье жилище нужно, – отвечает дед.

— Заботишься ты о сыне. Я вот тоже о своём забочусь.

Тут дед говорит:
— Позволь спросить: А кто ты такой?
 
Человечек встал, снял шляпу и представился:
— Домовой — Антип Запечный! Не уж то не признал? А я ведь с тобой всю жизнь прожил. Хочу тебе совет дать – «пляши от печи». Определишься, где будет стоять печь,  дело пойдёт на лад. Кладку печи  начинай в полнолуние: чтобы печь  и грела, и кормила, и лечила.  Да не торопись. Делай всё с душой, чтоб сынку моему понравилось в твоём доме жить.

—  Ишь, ты каков? И откуда ты всё знаешь? — удивляется дед.

— Так я ж, почитай, всю жизнь на печи прожил. За домом присматривал. А как же без домового? Без  домового нельзя.  Ведь я, почему на печи живу? Чтобы все печали твой дом обходили.  И отец твой  с домовым дружил, и дед, и прадед.Я всё знаю. Просьба у меня  есть,  лежаночку на печи не забудь сделать.

— Так зачем тебе лежаночка. Ведь собираешься в доме жить не ты, а твой сынок.

— А я в гости к нему приходить буду. Да и сыночку самое место на лежанке. Нам, понимаешь, тоже удобства нужны. Лучше места  не сыскать, недаром говорят, что печь – сердце дома. Ты уж постарайся.  А я через некоторое время загляну,  посмотрю, как идут дела.
 
С этими словами  Антип Запечный исчез.

— Чудно! — усмехнувшись, произнёс дед Андрей, и принялся за работу.
 
Будто силы у него прибавились после этого разговора. Всё в его руках спорилось.
   Подошло время, когда изба была построена. Тут то и появился домовой Антип. 

— Здравствуй дед Андрей. Не дом, а дворец! Отменная печь получилась. Смотрю, всё готово к новоселью молодых.
 
Улыбнулся дед гостю, поздоровался.

— Только вот не вижу приношения — угощения для моего сыночка: ни каши, ни хлеба с солью, ни молока. А ведь как приветите, так и жизнь сложится. Домовой в избе на печи живёт и о домочадцах «печётся» - беспокоится. Ведь он позаботится, чтобы печь  и накормила, и согрела и поправила здоровье. Вот помнится,  мой прадед рассказывал, что был такой Илья Муромец, болезненный с младенчества, ровно тридцать лет и три года на печи лежал. Только печь его и спасла. Веришь, нет, богатырём стал.

— Не тревожься, всё будет к переезду.

— Хочу дать совет. Будут молодые переезжать в новую избу, пусть возьмут уголья из очага родного дома и перенесут их в новый дом, со словами  «милости просим домовой, на новое жильё».  И будут они жить счастливо, как ты со своей женой Любашей. А если печь раскрасит молодая жена, то может и ещё лучше.   

— Спасибо тебе Антип за добрые советы, — сказал дед Андрей, и поклонился
в пояс.
 
А вечером домового Антипа Запечного ждало угощение - молоко с мёдом.