Три цвета- черный, белый. красный

Нина Володченко 2
ТРИ ЦВЕТА – ЧЁРНЫЙ, БЕЛЫЙ И КРАСНЫЙ…


И снова чибис у дороги
Спешит испуганно на взлёт
И просит он опять подмоги,
В каменоломни нас зовёт.

На склонах, горьких от полыни,
 От пуль и газовых дождей,
Сиреневым венцом печальным ныне
Чабрец душистый преклонил колени…

Тут наша память пахнет, тая
В глубоких штольнях каменных,
И стойким воинам Аджимушкая
Поёт с войны тот чибис пламенно…

В поля весенние зовёт солдат,
Повис в прозрачной неба синеве,
Как будто умоляет он ребят,
Чтоб подарили крылья мне…

В каменоломнях вечная ночь…
Ни глотка воды, выпить бы кружку чая,
Как недруга, гонишь ты прочь
Встречу с Аджимушкаем.

Геройство Ваше – невыносимо!

Аджимушкайские каменоломни – один из самых значительных памятников боевой славы города – героя Керчь. Самой яркой страницей в истории Аджимушкая стало сопротивление легендарных подземных гарнизонов Центральных и Малых Аджимушкайских каменоломен в мае – октябре 1942 года. Бойцы и командиры Красной Армии в это время проявили стойкость и героизм, продемонстрировали величайшие моральные качества, верность воинской присяге и преданность своей Родине.
В мае 1942 года гитлеровцы начали наступательные действия на Акномайском перешейке. Непрерывные атаки немецких танков, бомбёжки с воздуха вынудили Крымский фронт отступать. На переправе в Тамань скопилось много подразделений войск. Так, часть войск фронта закрепилась у Аджимушкайских каменоломен, чтобы сдержать натиск врага. Немцам удалось окружить отряд, несколько тысяч бойцов и командиров. Они приняли решение уйти в каменоломни, чтобы продолжать бороться. Руководители обороны – командир – подполковник П. М . Ягунов, а после его смерти – подполковник Г. М. Бурмин, начальник штаба – старший лейтинант П. Е. Сидоров, старший батальонный комиссар И. П. Парахин и подземный гарнизон в 10000 бойцов с 5000 мирных жителей.
Подземные каменоломни стали сражающейся крепостью на 170 дней и ночей без воды, еды и боеприпасов. Выполняя свой воинский долг, они сражались, выполняя смелые операции, нанося врагу существенные потери.
Фашисты блокировали выходы, взрывали своды подземелья, закачивали смертоносный газ, но сломить сопротивление подземных гарнизонов не могли. В живых осталось немногим более 200 человек.
Закончилась война. Прошли года. Постепенно начался активный поиск и исследование этого подвига. Этой страницы Великой Отечественной войны.
Народный художник России и Украины Николай Яковлевич Бут в Керчь приехал в 1960 году. Человек он был военный, в звании – майор. Благодаря его неиссякаемой энергии и таланта художника – баталиста, сегодня новое поколение керчан  могут увидеть в его полотнах те страшные события ВОВ.
Николай Яковлевич родился на Украине в хуторе Погожа Криница Сумской области в 1928 году. В 1934 году его семья переехала в Таганрог. Семилетним мальчиком он встретил войну с её ужасами и морем слёз. Таганрог был оккупирован.
Утром 17 октября 1941 года в Таганрог вошли германские войска. Зазвучала чужая речь, началась «новая» жизни с ещё более страшными последствиями. Расстрелы мирного населения, патриотов, женщин и детей. Была введена трудовая повинность с 14 лет. Раненых красноармейцев отправили в лагерь. К морю спускаться было запрещено, а с весны 1942 года началась массовая компания вывоза  населения в Германию…
Наконец наступил конец 680 дневной оккупации. Этот кошмар ярким пятном врезался в память Николки Бута. В « Балке смерти» погибло много его родственников и знакомых. Так он выработал свойство своего  характера – быть достойным человеком.
К 13 – 14 годам в нём проснулась тяга к художеству. Его интересовала история и он стал рисовать исторические баталии. Читал исторические романы и рисовал, рисовал…
Война закончилась. С ворохом своих зарисовок карандашом, какой попадался под руку и предстал Николай Бут перед комиссией для поступления в Ростовское художественное училище. Тогда уже он нарисовал свой первый триптих « Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654гг». Такого емкого восприятия действительности комиссии ещё не приходилось встретить. Николай Бут был принят на учёбу. Затем, в Харькове, Николай Яковлевич закончил Художественный институт и увлёкся актёрским искусством…
На его счету была бурная студенческая жизнь с участием в художественной самодеятельности вуза. Со сцены он великолепно читал отрывок из поэмы Т. Г. Шевченко « Гайдамаки», Н. В. Гоголя « Тарас Бульба». Первые места были его. Увлечение было таким сильным, что он одновременно являлся студентом двух вузов – театрального, ГИТИСа. А Суриковский  институт всё же победил! Дипломная работа требовала готовности к защите. « Брестская крепость» - взяла и оставила его в художниках. Молодой художник выставлял эту картину в Москве к « 40лет Вооружённым Силам СССР» и был приглашён в Студию военных художников и до конца жизни не снимал военный мундир.
Сердце Николая Яковлевича Бута коснулось Аджимушкая только в 1960 году. Он был уже маститым художником, имел большое количество выставок в Москве, Одессе, Донецке, Севастополе. Первая выставка, как художника, состоялась в Керчи и была организована в церкви на втором этаже при храме А. Невского. А с 1968 года Николай Яковлевич постоянно приписался в городе Керчь. С 1985 года ( в День Победы) его экспозиция выставлена постоянно в Картинной галерее на Театральной улице. Эта экспозиция называется кратко, но ёмко: « Аджимушкай. 1942год.»
Николай Яковлевич Бут написал об Аджимушкае более 150 работ и оставил нам неоценимый памятник героям Аджимушкая. На протяжении долгих лет Н. Я. Бут трудился над этой темой. Хотел написать одно полотно, а получился цикл художественных произведений. Приходилось работать под запретом об этих событиях войны, виной были бездарные действия командиров верхнего эшелона власти того времени. Прошли десятилетия пока историческая правда была переосмыслена в положительном ракурсе.
Николай Яковлевич Бут сам спускался в каменоломни с фонариком и факелами, чтобы ощутить этот массовый героизм солдат и командиров. И вот, они стоят во весь рост на его полотнах, размеры которых так велики…
1. « Пост №1. 1966, масло, 200 – 150;
2. « Подполковник Бурмин Г. М. 1967, масло, 90 – 135.
3. «Клятва. Аджимушкай.1942. 1974 – 1978, масло,275 -550.
4. « Солдаты подземного гарнизона» 1964, масло,145 – 200.
5. « Детство, опалённое войной» 1965, масло,132 – 100.
6 « Политрук Степан Чебаненко»1984, масло, 250 – 150.
7. «Аджимушкайская Алёнушка», 1966, масло, 148 – 99.
8. « Полковник П. М. Ягунов. 1967, масло, 90 – 135.
« К большевикам и всем народам СССР!
Я не большой важности человек, я только коммунист – большевик и гражданин СССР. И если я умру, так пусть помнят и никогда не забывают наши дети, братья, сёстры и родные, что это смерть была борьбой за коммунизм, за дело рабочих и крестьян…Война жестока и ещё не кончилась. А всё – таки мы победим!» С. Чебаненко.
В 2015 году сотрудники музея – заповедника ГБУ РК « Восточно – Крымский историко – культурный музей заповедник» создали новый мемориальный зал – дань памяти героям Аджимушкая. Это итог 40 летней исследовательской работы « Восточно – Крымского ИКМЗ». Здесь посетители увидят портреты руководителей и участников обороны, списки оставшихся в живых и погибших бойцов. Каждый человек, кто дотронулся к памяти о героях Аджимушкая, сможет зажечь свечу и написать письмо в прошлое и будущее, и ощутить силу духа русского человека…  Не умирает мужество солдат!
Николай Яковлевич Бут имел прекрасный творческий диапазон. Он был рисовальщик, одарённый от природы, портретист, живописец – станковист, мастер диорамно – панорамного искусства.
В 1968 году он был награждён золотой медалью имени М. Б. Грекова за восстановление панорамы « Бородинская битва», золотой медалью Академии художеств СССР и премией Т. Г. Шевченко. Последняя работа художника Н. Я. Бута – диорама « Огненная дуга», 1987г.
Николай Яковлевич много работал военным консультантом. А город Керчь война отметила особо!