Памирская тюбетейка - гордость моя

Давудшах Сулейманшах
Минуло тридцать лет с того дня, как троюродный наш племянник Максудшо Мунавваршоев, проживающий в Душанбе, женился по большой любви на узбечке Севарой из Регара. Свадьба была просто замечательная, отношения между новыми родственниками - искренне-теплые, слова - одобрительно-уважительные, а жесты - какие-то осторожно-предусмотрительные. Счастливое, красивое лицо невесты под прозрачной вуалью выглядело немного устало и смущенно. Жених был элегантен, держался молодцом, лицо его сияло, как августовское солнце на высоком небосводе. Одет он был в черный модный костюм и галстук. Как принято на свадьбах у всех памирцев, на голове жениха красовалась ярко-красная тюбетейка. В разгар свадьбы вдруг донесся до меня разговор двух танцующих родственниц невесты, и одна из них недовольным тоном говорила:

- Жених, в общем-то, неплох - и ростом, и обаянием. Дипломированный врач. Одно мне трудно понять: зачем наши родственники из Памира нарядили жениха в красную тюбетейку? Он ведь не танцор из ансамбля «Лола»?! И ещё, я не понимаю, почему жениха и невесту в ЗАГС не сопровождали артисты с флейтами и карнаем. Вместо восхитительных звуков сурная мы слушали орущую группу дойристов с их скучной песней «Шохи мо, хуш омадед!»      Много я видел свадеб, но эта - была единственная, которая вызывала небольшое негодование со стороны родственников невесты.

Прошли годы, но каждый раз, когда приезжаю в Душанбе, я обязательно навещаю счастливую пару Мунавваршоевых. Разглядывая их фотографии из семейного альбома, мы вместе вспоминаем свадьбу «без карная и сурная».

Что же касается обряда выхода жениха к гостям в красной тюбетейке, то ее история представляет большой интерес. Дело в том, что, как это характерно для всех горцев, памирцы ужасно боятся сглаза. Поэтому родители с особой осторожностью берегут своих детей от дурного глаза. Согласно фольклору горцев, жених – так же, как и любой ребенок, сильно подвержен сглазу, и поэтому  покрывают его голову тюбетейкой ярко-красного цвета. Другой способ отгородить жениха от дурного глаза -  обязательное ношение красной лоскутной ткани в кармане пиджака.

Тюбетейки в семье, как для жениха, так и невесты, с особой аккуратностью изготавливают мастерицы-вышивальщицы или их старшие сестры. Но самое главное условие - до свадьбы жених не должен дотрагиваться до тюбетейки.

Интересная история о памирской тюбетейке написана в книге «Шириншо Шотемор - гордость нации» известного прозаика и журналиста Курбона Аламшоева. В 1964 году Шириншо - старший сын легендарного политика, патриота и народного героя Таджикистана Шириншо Шотемора, впервые после политической реабилитации своего отца посетил Таджикистан. Побывал он и на Памире, в отчем доме. На прощание одна из родственниц подарила Шириншо красивую памирскую тюбетейку. Дорога его в Москву пролегала через Ош. По поручению тогдашнего первого секретаря обкома партии, ныне покойного Моёншо Назаршоева, Шириншо сопровождал один из инструкторов  обкома партии.

В Оше инструктор, глядя на уставшего от дороги Шириншо, шутливо предложил ему:

- Шириншо, сынок, тюбетейка тебе, конечно, к лицу, но сейчас мы находимся за пределами Горного Бадахшана. В Оше такую тюбетейку никто не носит, и поэтому над нами будут смеяться…

Однако Шириншо не захотел расставаться с дорогим подарком родственников.

В раздумье, Шириншо, сидя на скамейке, заметил проходящую мимо пожилую русскую пару. Сначала они пристально посмотрели на тюбетейку, а потом незнакомая женщина осторожно задала ему вопрос:

- Простите, а вы памирец?

- Да, - коротко ответил ей Шириншо, интуитивно почувствовав, что благодаря тюбетейке они определили его происхождение.

- Молодой человек, вы бы не могли присмотреть за нашими вещами? Мы только на две минуты отлучимся, - умоляюще попросил у Шириншо старик.

- Будьте спокойны. Я буду отвечать за ваш багаж.

Пожилая чета возвратилась с опозданием, даже с очень большим. Перебивая друг друга, старики просили прощения у Шириншо.

 - Не переживайте. Я жду своего рейса, и мне спешить некуда. Только объясните мне, пожалуйста, почему вы обратились именно ко мне, ведь кругом много народу? - с удивлением спросил Шириншо.

- А у нас в Оше только памирцам все доверяют, потому что они искренние и честные люди, - спокойно ответила старушка.

Этот случай оказал сильное влияние на сознание молодого Шириншо, который мало что знал о своих родственниках, да и вообще о таджиках.

А тогда, как только вернулся инструктор,  Шириншо вдохновенно рассказал ему об этой истории. Тот, улыбаясь, все повторял:

- Интересно, очень интересно!

Прощаясь с ним, Шириншо сказал ему:

- Видите ли, если бы я послушал вас, то наверняка никогда бы не получил такого удовольствия от того, что услышал здесь, в Оше. Поэтому я не сниму свою тюбетейку с головы аж до самой Москвы!