Обычай избегания у адыгов черкесов

Нарт Черкес
  Обычай избегания у адыгов (черкесов).

 В этой статье скучно перечисляются дошедшие до наших дней виды Табу и их наполнение, которые были гармонично встроены в быт народа, для обеспечения безопасности рода, а именно  такие ТАБУ как  :
 - на демонстрацию родства,
 - на настоящие имена,
 - различные досвадебные, свадебные, послесвадебные, посмертные табу
 - Табу на разговоры о жене и детях

 В нартских семьях ,  было введено два основных табу :
- 1-ое табу на демонстрацию родства;
- 2-ое табу на настоящие имена.

  Эти ТАБУ были привычным для древних нартов (адыгов).
Первоначально, за нарушения этих табу могло последовать наказание от главы рода.
Причины и история установления 1-го ТАБУ на демонстрацию родства были почти забыты, а содержание этого ТАБУ осталось в народе как «древний обычай избегания», который считается теперь древним способом демонстрации взаимного уважения, а нарушение обычая воспринималось как проявление неуважение и показатель невоспитанности.

Содержание ТАБУ на настоящие имена
   В максимальном числе случае и особенно в быту нельзя было называть настоящее имя своих родных, родственников. Исключение – особые случаи, когда называть настоящее имя было необходимо, будь то при контактах с судебными органами, при контактах с другими родами, обществами, племенами и т.д.
   Табу особо должно было соблюдаться при родных, в присутствии взрослых детей, и особо строго при посторонних (чужих).
   ТАБУ вынуждало использовать ненастоящие имена (эвфемизмы), допускался подбор ненастоящих имён путем косвенных описаний и характеристик родственника.
   К примеру - невестка всем избегаемым её лицам (мужу и родственникам мужа) давала отдельные имена (эвфемизмы), выражавшие в большинстве своем либо лучшие черты характера этого человека, либо благопожелания к нему, либо обозначавшие род его деятельности, профессию и т.д.: «Солнечный всадник», «Золотошвейка», «Черноглазая», «Кареглазая», «Летающий по небу», «Светлоликий», «Мальчик», «Кузнец» и др.

Содержание ТАБУ на демонстрацию родства. Предсвадебная часть.
Обязанности невесты :
-  соблюдать ТАБУ на демонстрацию родства (которое позже назвали обычай избегания) особенно избегать встреч с женихом. Хотя жених, напротив, обычно искал случая увидеть свою невесту, но тайно, скромно, чтобы не увидели старшие.
- избегать всех мужчин и взрослых женщин из рода жениха, исключение составляли несовершеннолетние дети.
- если невеста случайно оказывалась на торжествах или похоронах у общих с женихом родственников, ее уводили в какое-нибудь укромное место, чтобы не стеснять ее присутствием родственников нареченного.
- свидание жениха и невесты устраивали его доверенные друзья, подруги невесты, их молодые родственники.
- на людях должна была прикрывать лицо платком.
- между сговором (обручением) и до свадьбы (иногда до 2—3 лет) молодые не должны видеться открыто.
ЖЕНИХ выполнял избегание в отношении родителей невесты.

Содержание ТАБУ на демонстрацию родства. СВАДЬБА.
ЖЕНИХ обыкновенно за пару месяцев до свадьбы и в дни свадьбы поселяется и живёт у друга или соседей, где веселится в обществе исключительно своих друзей.
Молодым запрещается : находиться вместе,  совместно принимать пищу, разговаривать друг с другом, произносить личные имена или обозначения родства.
ЖЕНИХ не вправе открыто участвовать в свадебном поезде. Но может с друзьями сопровождать поезд, стараясь не попадаться на глаза и держаться поодаль, в стороне (обеспечивая безопасность всего свадебного поезда).
Вечерами при удобном случае, когда приглашенные расходились, молодые родственницы жениха устраивали ему короткую встречу с невестой, а все остальное время молодые обязаны избегать друг друга.
НЕВЕСТУ помещали в комнату, где находились женщины, где она своим молчанием и учтивостью должна проявлять почтение к пожилым и старшим, родственникам, и друзьям жениха.
  Участники свадьбы направлялись в эту комнату, чтобы увидеть невесту и оценить ее внешний облик.
  Через некоторое время после оценки женщин к ней направлялись молодые люди: братья жениха, друзья, чтобы познакомиться, поговорить с невестой. Но невеста упорно молчала, на все шутки отвечала лишь улыбкой, что означает знак уважения к братьям, друзьям мужа.  Молодежь всячески пыталась добиться от нее хотя бы одного слова, что означало «развязывание языка». Молодежь обычно шутками добивается разговорить невесту. В конце концов невеста вынужденно произнести какие-то вежливые слова и удовлетворенные друзья, братья благодарные, одаривают невесту подарками или деньгами. Невеста отказывается, а молодые люди кладут их ей в сумку. С этих пор они становятся «друзьями», их взаимоотношения упрощаются.

РОДИТЕЛИ НЕВЕСТЫ обязаны избегать свадьбу и дом жениха.

Содержание ТАБУ на демонстрацию родства. После свадьбы.
Обязанности жены (невестки) и свекровь. Роль жены сводилась к хозяйственной деятельности, и только в ней она чувствовала себя совершенно свободной.  С первого дня своего замужества для невестки свекровь занимала место матери: невестка практически по всем бытовым, житейским вопросам должна была согласовывать свои действия с указаниями свекрови.
  Она не могла без ведома последней отлучаться из дому, ходить в гости, покупать что-либо, самостоятельно заправлять какими-либо домашними делами. Будучи полновластной властительницей над всей женской половиной дома, свекровь единолично распоряжалась вопросами приобретения и распределения одежды и нарядов женщин-домочадцев, хранения, приготовления и раздачи (в соответствии с занимаемым положением в семейной иерархии) пищи.
  Свекровь до самых преклонных лет сама готовила пищу, не допуская к этой процедуре невестку. Даже в тех редких случаях, когда невестка готовила в силу крайней необходимости в отсутствие свекрови, последняя, по ее возвращении, могла проявлять недовольство. Власть старшей женщины в вопросах домашнего хозяйства была такой силы, что даже взрослый сын, возвратившийся из наезда (похода) и привезший какие-либо предметы (товары), был обязан, прежде всего, зайти к своей матери, справиться о ее здоровье и поставить перед ней свою походную сумку со всем приобретенным, чтобы та распорядилась ими по своему усмотрению.
  В то же время и свекровь имела определенные обязательства перед невесткой. Так, она не могла заходить без особой нужды в комнату невестки, не переступала порога спальни невестки, если подозревала, что у последней постель еще не заправлена. Свекровь старалась приучать сноху к премудростям ежедневных домашних забот в семье не с помощью окриков и ругани, а посредством личного примера и примера других женщин-домочадцев. Умная невестка постепенно перенимала у свекрови многие черты ее характера, становясь со временем похожей на нее по образу мышления, повадкам и сноровке.
  С течением времени и появлением у невестки нескольких (трех-четырех) детей, у нее в доме мужа появлялись определенные права и частично снимались запреты на разговоры, но ТАБУ на настоящие имена оставались.
  Со временем свекровь полностью передавала снохе «очажную цепь».   Но и при этом сноха могла предпринять какие бы ни было действия по дому только исключительно с позволения свекрови.
  Невестке также не позволительно было даже прилечь до возвращения домой супруга, как бы поздно он не возвратился.   
  Если же в доме находилось несколько невесток, то свекровь устанавливала очередность их допуска к приготовлению пищи.

 За повседневным уходом за ребенком, для матери исключалась возможность сколько-нибудь выраженного и длительного избегания своего ребёнка. Но ей полагалось воздерживаться от явных проявлений своих чувств.
  В первое время после рождения ребенка невестке не дозволялось ухаживать за ним:
  - за ребенком и присматривала, и укладывала в люльку, и поднимала только свекровь.
  - без разрешения рядом сидящей свекрови невестка не смела ни успокоить, ни покормить грудью плачущего ребенка.
  - при свекрови или других невестках невестке не дозволялось приласкать или ругать ребенка.

Невестка была обязана :
- уважать своего мужа, как своего Бога.
- в присутствии мужа должна была проявлять большую сдержанность, ни с кем не разговаривать (даже с мужем), не садится, а также не садиться за один стол с мужем или мужчинами рода. В особых случаях она получала право сидеть в присутствии свёкра после неоднократных его просьб, переданных через других лиц.
- при появлении мужа она должна встать и уступить ему место, а в пути — идти позади него.
- соблюдать ТАБУ на демонстрацию родства (позже названный обычай избегания), то есть избегать мужа, а также родителей мужа и других старших рода, стараться НЕ смотреть на них, НЕ находиться в местах их присутствия, НЕ разговаривать с ними или при них, НЕ показываться им с непокрытой головой.
- при случайном столкновении с избегаемыми лицами невестке надлежало опустить голову или повернуться спиной.
- обращение к избегаемым лицам  допускается только через третье лицо (младших членов семьи), либо ограничивалось мимикой, жестами.
- соблюдать ТАБУ на настоящие имена мужа и его родственников.
- соблюдать табу на обращения выдающее степень родства (запрет на употребление слов «мой муж» и т.п.).
- обычай почтительного молчания невестки со свекром соблюдался в отдельных семьях годами или даже всю жизнь.
- обычай почтительного молчания невестки со свекровью соблюдать было труднее, т.к. женщины совместно участвовали в домашнем хозяйстве, сноха выполняла все распоряжения свекрови, выслушивала ее советы.
- не садится на коня вместе с мужем.
- не показываться вместе с мужем вне дома.
- не сидеть с избегаемыми людьми на одной кровати, скамейке, телеге и т.п.;
- не появляться вместе с мужем перед старшими родственниками или в общественных местах, где их могли увидеть старики, и даже в отсутствии мужа не показывать какое-нибудь отношение к нему, например, говорить о нем и т.п.
- в присутствии мужчин, особенно свекра и других старших родственников мужа, она всегда должна была находиться в полном строго регламентированном костюме замужней женщины.

Золовки, другие невестки и несовершеннолетние родственники мужа не входили в круг избегаемых лиц и невестке разрешалось свободное общение и разговоры с ними, но и здесь действовало ТАБУ на настоящие имена.
В отношении самой невестки муж и все родственники мужа также соблюдали ТАБУ на настоящее имя, а также соблюдался обычай избегания.
Невестке присваивались ненастоящее имя, которое чаще выбирала свекровь или старшая золовка.

ХОЗЯЙКА. В неразделённых семьях невестки в домашнем хозяйстве были зависимы от свекрови и должны были придерживаться её указаний, то отселившись малой семьёй, обособившись от хозяйства родителей мужа, женщина получала известную самостоятельность. Она становилась полноправной хозяйкой в домашних делах, в пределах собственного дома освобождалась от  большой части тягот обычая избегания. Когда невестка выходила на улицу, либо приходила (приезжала) в дом родителей мужа или его старших родственников, она должна была соблюдать все нормы обычая избегания. С другой стороны, если в неразделенных семьях существовало разделение труда женщин, а в малой семье все заботы и обязанности по домашнему хозяйству ложились на плечи женщины-хозяйки. Ее помощниками становились подрастающие дети, которые включались в домашние дела раньше, освобождая мать от посильных для них дел, тем самым облегчая ее положение в семье. Положение многодетной матери в домашнем хозяйстве было более или менее облегченным, если учесть, что на воспитание детей требовался минимум материальных и физических затрат.
  Мать в семье пользовалась большим уважением и почетом со стороны детей. Непослушание, неуважительное или грубое отношение к матери считалось совершенно недопустимым. Дети-подростки были первыми ее помощниками. Взрослые дети окружали мать теплом и вниманием, предоставляя ей полное право по своему усмотрению распоряжаться дома.

Невестка становится СВЕКРОВЬЮ. Было установлено, что мать, женив сына, получала себе замену в выполнении домашних работ, а следовательно, и право на некоторый отдых. Главной ее обязанностью становилось руководить домашними делами, присматривать за внуками, готовить пищу, ведать семейными продовольственными запасами. Иметь невестку и при этом самой хлопотать по хозяйству считалось недостойным для пожилой женщины. В глазах окружающих это к тому же снижало и достоинства невестки.  Возглавляла все работы по домашнему хозяйству в неразделенных семьях старшая из женщин - мать, которая пользовалась большим авторитетом и уважением. Под ее началом находилось все содержимое амбаров и кладовых семьи: все запасы продуктов, материалы для изготовления одежды, обуви и других необходимых вещей домашнего быта, сырье от скотоводческого хозяйства, подлежащее обработке и т.д. В ее ведении было распределение продуктов, их рациональное расходование, своевременная заготовка запасов, организация и руководство работ по обработке сырья и т.д. Она же распределяла обязанности между женщинами. Приготовлением пищи занималась обычно сама мать или старшая из невесток, а все ежедневные работы по двору выполнялись молодыми женщинами. Доение коров, приготовление молочных продуктов, приготовление сыра считалось обязанностью младшей невестки. Наиболее сложные работы могли выполняться невестками поочередно, но в основном каждый участок был закреплен за конкретной невесткой.

Обязанности мужчины :
ГЛАВА РОДА. От воли отца семейства (главы рода) зависело выделение женатого сына, причем сын не имел права требовать раздела.  Женитьба сына и замужество дочери также совершались по воле отца (без согласия молодежи – если они засиделись, то есть они превысили возраст установленный для самостоятельного решения).
Основным имуществом распоряжался глава семьи. Он же решал все вопросы о том, что продать, что купить.
Мужчина занимался, в основном хозяйством: скотоводством, работой в поле, охотой, в свободное от полевых работ время, особенно зимой, он был меньше занят. В малосостоятельных семействах мужчине, чтобы обеспечить семью, помимо собственного хозяйства, приходилось трудиться еще и по найму.

ОТЕЦ.
Каждый отец был обязан - соблюдать ТАБУ на демонстрацию родства (позже названный обычай избегания) в отношении родных, родственников, и особенно в отношении детей.
Каждый отец был обязан, в присутствии посторонних и своих старших родственников - не должен показываться со своим маленьким ребенком, не брать его на руки, не играть с ним, в не проявлять отцовские чувства, даже не утешать плачущего ребёнка, не помогать нуждающимся в помощи – если рядом есть люди которые могут эту помощь оказать, не называть  детей по настоящим именам, не называть их «сыном» или «дочерью», не трапезничать вместе с детьми – в общем ни коим образом не обнажать своё родство со своими детьми.
Каждый отец был обязан - по отношению к детям быть подчёркнуто требовательным. (Присутствующие понимали истинные чувства отца и его самообладание и поэтому негласно одобряли его).

МУЖ. Каждый муж был обязан соблюдать «обычай избегания» в отношении собственной жены, как при посторонних, так и при старших родственниках, при взрослых детях и т.д.
Внешне отношения между супругами характеризовались сдержанностью, даже некоторой суровостью.
Ласковое обращение с женой, особенно при посторонних, считалось недостойным мужчины.
Однако, ещё более недостойными были ругань, избиения, издевательства и грубый деспотизм.     Обязанности мужа по соблюдению избегания своей жены достаточно точно описал К.Ф. Сталь. Он писал об адыгах следующее: «Молодой муж не позволяет себе видеть жену днем, а непременно ночью и то украдкой. Видеть жену днем, входить к ней в саклю и разговаривать с ней в присутствии других может себе позволить пожилой простолюдин, а князь и дворянин – никогда».
 Отца, мужа непосредственно касаются ТАБУ на разговоры о жене и детях.
 Для них запретны разговоры о своих жене и детях, и о домочадцах. (Хотя в женской среде такие расспросы считались актом вежливости). Стало позорно хвалить жену (А если в особых случаях приходилось упоминать о ней или о детях, мужчина всегда, просил прощения у окружающих). Фактически женами и детьми своими гордились, но ничего о них не рассказывали и публично не хвалили. Для адыга было недостойно даже намекнуть на достоинства супруги.

ЗЯТЬ. Обязанности зятя по отношению родственников жены :
- соблюдать обычай избегания в отношении родителей своей жены (тестя и тещи) и их старших родственников.
- если же им все-таки приходилось встретиться с этими избегаемыми лицами, то непременно соблюдать ТАБУ на разговоры и он не вступал ни в какие разговоры ни с тестем, ни с тещей, а также ТАБУ на настоящие имена тестя и тёщи.
   Несмотря на обычай избегания и всякие ТАБУ - готовность зятя быть полезным для родственников жены, готовность прийти на помощь в случае малейшей нужды считалась важнейшим качеством хорошего зятя.
    Дедушки и бабушки также были обязаны соблюдать обычай избегания в отношении своих детей, но в отношении внуков им позже стали делаться различные послабления.
   Мужчина став свёкром был обязан соблюдать обычай избегания невестки, соблюдать ТАБУ на её настоящее имя и  ТАБУ на разговоры.

Содержание ТАБУ на демонстрацию родства. Посмертная часть
  Когда один из супругов болел или даже умирал, другой должен был сохранять сдержанность и скрывать эмоций от  всех окружающих.
  Жена, в частности, не должна была плакать или как-то по-иному открыто проявлять свое горе даже на похоронах.
  Она уходила туда, где нет людей, и только там, наедине с собой, оплакивала свое горе.
  Муж на похоронах супруги держался в стороне от всех присутствующих.
  Исходя из обычая избегания и из уважения к его горю его освобождали от всех забот по организации похорон.
  Церемонией похорон руководил свекор умершей, либо один из братьев мужа, либо старший из сыновей и т.д.
  Посмертная часть соблюдения обоих вышеуказанных табу в отношении умерших родственников тоже имела свой особый смысл в черкесской религии.

  В настоящее время все вышеуказанные ТАБУ в адыгском (черкесском) мире ускоренно исчезают, впрочем такой же процесс идёт и у соседних народов.
  Зачем адыгам был нужен такой тяжёлый обычай ? Почему такой обычай был у многих народов планеты ? Ответы на эти вопросы в другой моей статье - "Религиозный смысл трёх адыгских обычаев", который имеется в этой же папке на этом сайте.