Земля- Любовь моя

Шагана
Пришло время покоса.
   Мы с бабушкой, собрав еду, ушли на поле. Шли медленно, рядом топал ослик. Надо было подняться на гору, а оттуда  по узкой тропинке пробраться на поля, которые были как ступени на склонах гор.
    Эти поля  делались не просто  так. Были старейшины, умеющие слышать, где можно возводить поля.  Они ходили и касались руками земли, слушали ее и просили прощения, благодарили. Когда подросла, вспоминая это.  Вспоминала то, как мужчины касались Земли,  как бы  они коснулись мамы,  ласково поглаживая, нежно.

    Возле поля большая и ветвистая дикая Груша. Любимое дерево бабули.  Она опускалась возле него и,  прислонившись к дереву,  раскладывала белоснежную скатерть,  вышитую белоснежным кружевом.  Бабуля была вышивальщица, она любила и умело это, и у нее все было обшито.

     У меня был мой ритуал: обойти грушу туда и сюда несколько раз, держась рукой за ее ствол, а потом уже сесть рядом с бабулей.
      Ветерок в горах. Ветерки.  Там нет ветров.  Словно ветра, большие и шумные,  не могут сюда взобраться, им тяжело, но они хотели  бы прилететь сюда и побродить по вершинам, погладить скалы, потрогать луговые цветы. Но они сюда не поднимаются.

    А вот ветерки, легкие, кучерявые, иногда закручивающиеся, играющие, тут частые гости,  они  и мягкие, и теплые, ласковые и нежные, иногда бывают чем-то огорченные и оттого утыкаются прямо в тебя и начинают долго толкаться, как дети, которые хотят, чтобы их заметили и обняли.
     Ветерок игрался моими лохматыми волосами.

    Бабушка резала чурек, раскладывала на скатерти еду.  Вот масло, взбитое ее руками, а вот  самое вкусное -  сметана с зеленью и мягкий сыр.
    Время от времени, поднимая лицо, загорело, тонкое, с выступающими скулами,  густыми бровями, что достались ей от грузинских корней,  улыбалась и пыталась пригладить мои непослушные волосы и всегда мягко проводила по лицу,  приговаривая: "Ты мой ветерок… радость моей души".
    А я сидела и слушала ветерок, смотрела на дали и нюхала воздух.  У меня была игра. Я широко открывала рот и вдыхала что есть силы, потом быстро закрывала рот и слушала, что там во мне делают все эти запахи и воздух. Иногда я думала, что если я смогу мнооого вдохнуть, то стану облаком и полечу.

   Тишина. Теплая земля, бескрайние вершины, тихий голос бабушки. Иногда она поднимала голову, прикладывала руку козырьком и бормотала: «Что-то дед не идет».

    А   впереди уже виднелись  большие снопы сена, которые медленно плыли по дороге,  они плыли сами,  как волшебные шарики.
   Но их несли ослики, просто сена было так много, что осликов и видно не было.
   Бабуля отломила кусок хлеба и сыра, дала мне, и мы стали есть.
Она рассказывала сказку. Сказка звучала как музыка.
Звучит во мне голос:  были или не были, были или не были…
   
    Щекочущий запах  сухой травы, вкусный настолько, что любила зарыться в сено и дышать, и смотреть на солнышко и небо сквозь листву старой нашей Груши.

    Я ощущала, что лежу на теплой  и мягкой Земле, которая тоже меня ласкает, как и голос бабушки, как это небо и ветерок, как эти травы и  цветы.  Я была травинкой, была цветком, была этим листиком, и Земля обнимала меня и ласкала, как свое дитё, как и травинку, и букашку... как все, что там было в этот миг и что было со мной и во мне навсегда...
..........
фото автора. Дагестан. Высокогорье.