Oceнние будни

Юрий Левин 2
   1.ДЕТСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ...  Вернулся в Галилею, а вечером Шуша-вокалист попросила помочь- завтра детский фестиваль (всеизраильский!), она будет занята с “Капельками”. И на следующий вечер мы едем в Рош Пину. Долго ищем нужный дом, потому что от мэрии никто не встречал (во всех городах такое внимание к детским коллективам?), нашли с трудом, потеряв чуть не час. Городов-участников немало, все из Иудеи и Галилеи. Поскольку на мне съёмка, я был в первых рядах у сцены, а звукооператор рассчитывал на еврейские уши, и меня оглушал рёв динамиков. Но уйти подальше нельзя. Попутно я снимал (в виде коротких “клипов”) и остальных выступавших, а не только наших. Удивило поведение приехавших нa кoнцepт: они в любой момент приходили-уходили, вставали-садились и мельтешили перед камерой. Вели себя, как в кафе, а не в театре. Ни их, ни их родителей (были и они) это не волновало. Не испорченный  ювенальной юстицией, я громко начал ворчать. Те русские, что были рядом, заулыбались понимающе, но евреи оставались бесцеремонны.
     Мне показалась слабой вокальная подготовка участников. Ну, у Шуши весь ансамбль “Капелек” недавно обновился (только сын Алекс из прежних певцов), но неужели у всех остальных те же проблемы? А выбор руководителями недетских песен не удивлял (один малец класса 4-5 на вид спел “Я милого узнАю по походке”). Зато танцы были великолепны!
     Как водится, в конце- награждения и подарки.
   2.В ИЕРУСАЛИМ...  Kaк, ты в Израиле и всё ещё не был в Иерусалиме?!! Такую фразу слышу уже не раз, и в который раз терпеливо повторяю, что для религиозных это место паломничества, а меня туда не тянет. Как-то осенью к новичку, молодой маме (очень молодой) с весенним именем и немецкой фамилией, прилетела её мама из Рязани. Вот эту маму Марты плюс дочку-второклассницу меня попросили сопровождать по Иерусалиму, благо- есть экскурсия.
     Историю города (настоящую! а не религиозные сказки) я знаю. В конце 4 – начале 3 тысячелетия (то есть ХХХI-XXIX века) место Иерусалима обитаемо: есть находки. Во 2 тысячелетии египетская “Книга проклятий”  (это ХIХ-ХVIII века) называет правителей города Шалема (ЕРУ- “город” на вымершем иврите, а по-еврейски, на современном языке, “город” ЙИР) как врагов. Это период раннего ханаана, но египетское влияние есть и позже, в эль-амарнскую эпоху (до XII века). Правители Шалема, судя по их именам, хурриты (они говорили на индоиранских языках) и западные семиты. Иврит как государственный язык появится только в Х веке. Ну, а далее по Библии: Аврам поселился в Хевроне, а Лот на западном Иордане, напали на Лота враги, Аврам их громил вплоть до Дамаска, вернулся победителем и встретил его вином и хлебом Мелхиседек, правитель Шалема и священник одновременно, Аврам же дал тому десятую часть трофеев. Щедро… 
     И вот- поездка. Организатор экскурсии произносит молитву. Раннее ноябрьское утро, за окном проплывают уже знакомые мне места. На одной из остановок входит гид Марина. Примерно через полтора часа мы в Иерусалиме. Марина привычно ведёт нас по давно знакомому ей маршруту- город Давида, стена Неемии, гробницы царей, грязевая яма (куда посадили Иеремию), затем мы разделились- часть пошла по туннелю Езекии, другие (и я с подопечными) по ханаанскому туннелю (в самом узком месте я протискивался боком). Рассказывала Марина интересно, но дочь Марты (малышка же) всё время пыталась исчезать, так что я был в напряжении. Потом пошли к Стене плача (а мне- совершенно некстати- вспомнился чей-то рассказ, что солдаты не то ночью, не то ранним утром выметают мётлами эту стену, очищая её). Мама Марты пошла вместе с девочкой засовывать свои записки (позже дочка Марты сказала, что пожелала себе стать послушной). Наконец, проходим еврейский квартал. Мама Марты захотела купить сувениров (я помогал договориться) и попросила сфотографировать её у каких-то ворот. Я был озабочен не потерять опекаемых (без языка! в чужой стране!), поэтому всё внимание сосредоточил ТОЛЬКО на этом.