Муравьи

Константин Савинкин
Я  горожанин, не  реже  и  не  чаще  прочих  бывающий  на  природе.
Я, следовательно, не  знаток  мира  растений  и животных.
 Я  не  энтомолог, поэтому  не  знаю,закономерно ли  подобное  увиденному  мной  в  ограде  собственного  дома.
Будучи  заядлым  курильщиком  с  больными  бронхами, щадя  близких, выходил  дымить  на  крыльцо  веранды. В  один  из  дней  бабьего  лета  в  очередной  раз  травился табаком и заметил  на  фундаменте  дома  муравьёв.
Муравьи  влипли в  паутину, один  увяз  основательно, другой  с  краю  слегка. Начала  драмы  я  не  видел.
Быстро  позвал  детей.  Далее  мы  втроём  наблюдали  следующее. Мимо  проходила  тропа  этих  удивительных  существ-тружеников. Как  раз  сейчас  неспешно, будто  в  раздумье, рядом  шли  два  муравья. Увидев  несчастных, один  кинулся  на  помощь  гибнущим, другой  умчался  и  вскоре  вернулся  с  несколькими  сородичами. Сперва  тот, первый, один, затем  и  подоспевшие  пять  или  шесть, стали, уцепившись челюстями  и  передними  лапками  в  паучью  сеть, подтягивать  увязших.  Одновременно  с  ними  и  в  противовес  им, на  противоположной  стороне сети  объявился  мощный  ловец  и  так  натянул  свои  снасти, что  все  усилия  спасателей  оказались  напрасны.
Видя  это, два-три  муравья  унеслись  за  подмогой, а  остальные  удерживали  сети  в  натяжении,   и  им  удалось  сохранить  равновесие  до  подхода  подкрепления. Подоспела  целая  орда. Дружно  потянули  и, изорвав  в  клочья  путы, вызволили  из  плена  товарищей. Паук  отступил  и  исчез. Муравьи  сопроводили  сородичей  в  муравейник, отстроенный  где-то  в  недрах  фундамента  и  стенах  дома.
  Никакими  пахучими  средствами: ни  нюхательным  табаком, ни  дихлофосом  мне  не  удавалось  выжить  рыжих  трудяг  с  обжитого  места.  И я  терпел, пока  их  отряды  не  появились  в  дому.
Тогда  я  насосом  закачал  в  их  жильё  отработанное  автомобильное   
масло  и  зацементировал  входы. Катаклизм  они  не  перенесли.
Может  вот  так  и  нас  уничтожит  нечто  высшее, если  мы  своей  бурной   деятельностью  вмешаемся  в  его  дело.
          (В  сжатом  виде  эту  заметку,  о  наблюдаемом  нами  явлении,  в  198?  году  сын-школьник  отсылал  в  журнал  «Юный  натуралист», ответили, но  не  опубликовали).