Размышления на Праздник Обрезания Господня...

Филин Дмитрий
Христос посреди нас!


Сегодня мы празднуем Обрезание Господне. Праздник этот не двунадесятый, но чтимый. Хотя для многих православных он проходит совсем незаметно. Так и для меня он ранее проходил, пока по милости Божьей не довелось ознакомиться с размышлениями на тему этого Праздника митрополита Вениамина Федченкова. И теперь многое открылось совершенно по новому: и то, отчего этот день так незаметен для многих из нас, и отчего это так неправильно и даже опасно не задумываться об этом дне и к чему такое «небрежное» отношение к этому дню и непонимание смысла этого дня может привести и привело уже…

Я в этот раз хочу дать материал для размышлений не в виде большой работы, а рядом небольших статей. Это и удобнее для восприятия и запоминания (кому это будет интересно) и позволит мне не упустить каких-то важных нюансов, которые часто остаются за бортом рассуждений в объемном материале.
И еще… речь пойдет не только о самом Празднике Обрезания Господня и его значении, но рассуждения будут касаться и нашей повседневной жизни, которая с днем этим неразлучно связана, хотя бы мы этого и не разумели.

Что же это за день?
В первую очередь, это Праздник Закона Божьего.


Личные обстоятельства жизни митрополита Вениамина подтолкнули его к такому пониманию:

«Вот только в 1927 году, под первое января, я почувствовал одну сторону этого праздника. Это было в связи с решением вопроса об отношении моем к разделению митрополита Антония и митрополита Евлогия. Долго я мучился. Но, наконец, пришел к выводу: закон нужно исполнить. И это было как раз накануне праздника Обрезания. И тогда у меня и промелькнула мысль о связи этого вопроса с кануном праздника «закона», когда и Господь, подчиняясь закону, исполнил чин обрезания. Это меня укрепило еще более. Сочетание же памяти святителя Василия Великого, этого законодавца церковного, управителя Церкви, еще лишний раз поддержало в принятом решении о законности. И с Афона пришло письмо с решением подчиниться законному главе Церкви, митрополиту Сергию — и в тот же самый день. А ведь ничто у Бога не случайно.

И тогда я подумал следующее. Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое.

Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание — первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону» (День Обрезания Господня).

Очень важная мысль: Законодавец первый подчиняется закону!

Что это означает для нас? Весьма многое.

1. Во-первых, это означает, что если мы хотим быть со Христом, то перво-наперво нам необходимо принять Святое Крещение – исполнить Закон. Да, сам факт принятия Святого Крещения не спасает человека автоматически, но это означает, что теперь человек вступил в Завет с Богом.

««Завет» означает связь, союз, уговор; но слова эти сухие, деловые, формальные. А слово «завет» означает внутреннюю, интимную, духовную, живую связь с Богом. «Завет» — это жизнь в Боге, жизнь для Бога, жизнь с Богом. Завет с Богом — это значит общение Бога с человеками, любовь Его к ним, жизнь в них.
Вот что такое «завет»» (митрополит Вениамин Федченков, там же).

До того человек был плотским, теперь он родился в жизнь духовную. Прежде еще он не был рожден Свыше, то есть от Духа, а теперь вот он – уже человек!
Говорят иногда – что же, Господь разве не может спасти тех, кто не принял Крещение?

Отвечу: да, может. Но как и когда бы разбирали чуть ранее Праздник Рождества Господня (http://filin-dimitry.livejournal.com/352695.html), рассматривая, что Господь став человеком именно человеком и победил диавола, чтобы последний не превозносился, будто побежден Богом, так и тут скажу – может, но не рушит свободной воли человеческой, оставляя ему самому выбирать – рождаться ли Свыше или жить плотски. И если человек избирает жизнь плотскую, то не насилует.

А по-человечески просто понять: можно ли спасти того, кто и не родился вовсе? Разумеется, нет. Для того, чтобы положить начало спасения, надо прежде прийти в мир. Так и тут: не рожденный Свыше Вышним как может быть спасен? Прежде требуется родиться…

Господь сам свидетельствует об этом и не случайно, что именно в разговоре с законником – фарисеем Никодимом:


«истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3: 3),

и далее:

«истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3: 5-7).

Мне видится важным и тот момент, что, как уже сказано было выше – слова о необходимости прежде родиться свыше для возможности спасения сказаны именно законнику. В том два вижу смысла:

- Господь с каждым говорил так, чтобы последний мог вынести больше пользы (это потом мы всецело наблюдаем и у блаженного апостола Павла, который в зависимости от аудитории совершенно разными словами и примерами – наиудобнейшими для понимания слушающих, ведет дело своей миссии о Христе). И Никодиму, как фарисею, Он объясняет законную сторону предмета, обращаясь к его знаниям:

«ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин. 3: 10).

- Господь тем самым обращается и к нам, показывая, что сам закон не спасает (для чего тогда Он беседует с законником – по причине того, что и законник не может спастись сам исполнением закона), а спасает Благодать. Но вначале – закон (то есть вступить в Завет с Ним), а потом Благодать.

Разумею свое понимание этого вопроса чрезвычайно скудным и ограниченным, то, что видел, то и увидел, большего пока, увы, не имею. Но подобное, только лучшими словами нахожу и у митрополита Вениамина Федченкова:

«Еврей давал обет жить в Боге, а Бог — в нем. Да ведь это же главнейшая цель существования человеческого! Да ведь это же цель создания мира! Это задача избранного еврейского народа — сохранить связь с Богом! От этого отпал весь мир (фактически — и иудеи, и язычники: «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Потеряли дивую связь с Богом. Восстановить ее, вступить в «Новый Завет» и пришел Господь Спаситель.
Люди исполняли символ (обрезание), а духа уже не имели: «Не то истинное обрезание, — говорит апостол Павел, — которое по телу, а которое в сердце... духом» (Рим. 2:28, 29). О язычниках же и говорить нечего было!

И вот Господь несется «родителями» в храм и обрезанием Своим показывает, что нужно действительно восстановить завет, связь, жизнь с Богом. Это — первая задача; ее первую Он и исполняет. Вся остальная жизнь Его и служение являются осуществлением сей задачи. Смерть была лишь завершением дела Его. Поэтому Он пред смертью и говорит: «В том заключается живот вечный, чтобы познали Тебя, Отца, и Меня, Которого Ты послал ... Я явил им имя Твое» (Ин. 17:3, 6) ... «Да будут все едино, как Ты... во Мне и Я в Тебе; да будут и они в Нас» (Ин. 17:21). «Я Тебя прославил... Дело совершил» (Ин. 17:4). «Я явил им имя Твое и еще явлю. Пусть любовь, которою Ты Меня возлюбил, будет и с ними. И я с ними» (Ин. 17:26).
Это исполнение — духовное обрезание. Завет с Богом восстановлен: единение, любовь, жизнь с Богом» (День Обрезания Господня).

2. Во-вторых (и это и это очень важно!) – Господь показывает нам последовательность действий, необходимых для нашего спасения.

Вначале - необходимо, чтобы наши действия стали благодатными, а потом уже совершать эти действия, чтобы преумножать благодать в себе.

Что это означает?
На практике часто задают вопрос: «Можно ли спастись, будучи просто хорошим человеком?»
Не стану разбирать очень подробно, многие духовники уже подробно эту тему разбирали и мне, недостойному, нечего добавить к их словам. Разве что общий вывод: добрые дела сами по себе не ведут к спасению. Спасает Христос. А просто добрые дела, когда они безблагодатны, не умножают в человеке Духа мирного. Помните преподобного Серафима Саровского (он ведь об этом как раз говорил):

«Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся».


Стяжание, то есть собирание в себе – от наших дел происходит. Но вначале надо, чтобы была сотворена обитель в нас для Духа Святого, чтобы стяжать, умножать, собирать Его в себе.
Борьба человека за свое спасение без благодати обречена на неудачу, она не приносит плода, она не имеет смысла. Об этом говорит и апостол Павел:

«мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7: 14-35).

Вот и митрополит Вениамин Федченков пишет:

«Человек, застывший на этом [самостоятельной борьбе, исполнении закона], духовно омертвевает, как, например, иудеи, как наши староверы. Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасаюшего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде. Однако прежде нужно пройти «школу» законничества…» (День Обрезания Господня).

Отсюда нам очень важно с разумением подходить ко всему нашему деланию, чтобы и оного не оставить, как протестанты, полагающие, что уже спасены самим фактом веры во Христа, но и не посчитать, что мы можем спастись своими делами (пусть даже и положив вначале им благодатность), как это полагают староверы и иудеи. Надо совершая благодатные дела твердо понимать, что спасает благодать. Потому конец Ветхого Завета – начало благодати: «вместо закона – благодать, вместо отлучения – всыновление; вместо проклятия – благословение» (Богослужение Праздника).

3. В- третьих – тут уже на указание и на нашу мирскую жизнь – Праздник Обрезания Господня учит нас соблюдать законы своей Родины, хороши они нам видятся или нет.
И если мы, или кто-либо желает законы менять, то и это не возбраняется, но путь указан там весьма определенно:

Законодавец первый подчиняется закону!

То есть, желаешь изменить закон – исполни тот, что есть прежде. Потом учреждай новый. Иначе ничего доброго не принесешь ни себе, ни согражданам своим. О том и примеры истории многочисленны – никакие революции не приносили доброго, лишь умножая слезы и горести людей.
Но в тоже время есть и черта, за которой не следует закон исполнять:


«отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21).

Когда исполнение закона «кесаря» влечет за собой отдание ему (кесарю) и Божьего – тут черта! А до того ничто не мешает нам соблюдать закон, Богу же отдавая Его.

Вот такие первые мысли получились от рассмотрения Праздника Обрезания Господня. А о дальнейшем, рассматривая богослужение Праздника, Бог даст чуть позднее.

с любовью,
рБ Дмитрий

(http://filin-dimitry.livejournal.com/774297.html)