Научная честь

Николай Соколовский
Еще великий Гете в своих мемуарах писал, что именно запрет власть предержащих сыграл большую роль в росте популярности некоторых книг, в ином случае на которые бы не обратили особого внимания. Что-то похожее сейчас происходит в Украине.

Агрессивные нападки радикалов на памятник Степану Тудору во Львове заставили многих обратить внимание на основное произведение С.Тудора - «День отця Сойки». В интернете, к сожалению, невозможно найти этот роман на языке оригинала — украинском. Можно по торренту скачать только русский перевод знакового романа — роман реально знаковый, ибо рукопись его нашли во львовском отделении гестапо после освобождения Львова от немецко-фашистских захватчиков. Нацисты посчитали роман опасным для себя. Автор же погиб во время первых бомбежек Львова немцами, ко времени освобождения Львова и выхода в свет романа его уже не было в живых. А ведь вдохнуть атмосферу предвоенного Львова — что возможно именно благодаря языку оригинала — замечательное наслаждение для знатоков украинской культуры. Но... радикалам антифашизм не по нраву. Им многое не по нраву. Например, отказ некоторых историков стать проститутками в рамках исторической науки. В качестве примера приведу бессменного руководителя и корифея украинской исторической науки академика П.П.Толочко. На презентации его последней по времени книги опять были беспорядки, устроенные радикалами. Сам факт этих беспорядков и срыва презентации книги «Откуда пошла русская земля» говорит о том, что книга, да и все творчество П.Толочко достойны самого пристального внимания тех, кто хочет правды. В том числе исторической правды. А посему в этой статье попробуем рассказать читателям о характере его творчества. Такая вот своеобразная рецензия, но не на отдельную книгу, а на вклад в историческую науку, человека, сделавшего себе имя в науке — невеждам ли радикалам его в грязь вбивать?

П.Толочко сейчас старается публиковать свои книги на русском языке — чтобы расширить читательскую аудиторию. Сам он объясняет это так: «Без украинского влияния и из России уйдет важная нота. А без русского языка Украина ущербна будет. Чего греха таить, мы не такие многоязычные, как европейцы. Благодаря русскому мы можем заявить о себе миру. Потому что украинского языка никто вообще не знает, кроме диаспоры. Не только я, многие ученые стараются свои работы публиковать на русском языке, чтобы тебя больше знали. Поэтому даже из таких меркантильных соображений - как же без русского языка?!».

У П.П.Толочко необычный для современной постмайданной Украины подход к изучению истории. Его научное кредо — честность, за что сейчас можно и поплатиться. Вот его собственные слова, сказанные немного раньше, задолго до майдана, характерно, что он остался верен тому, что говорил раньше: «Я анализировал учебники для средней и высшей школы. Очень неутешительная картина. Они неимоверно идеологизированы. В ранних исторических периодах все объявляется украинским - начиная от Триполья и до Киевской Руси. И эти глупости вводят в учебники, и дети, естественно, уже впитывают эту мифологию. К примеру, что Киевскую Русь создали украинцы. Для более позднего периода, после Богдана Хмельницкого - линия сплошного негатива. Так подается, что это была какая-то черная дыра в истории Украины.

Мол, мы были в этой истории, но не как субъект, а как объект. Переяславскую Раду ловко «нам навязали москали». Хотя полстолетия по существу казацкая верхушка Украины просилась под высокую царскую руку. Россия не решалась на это, потому что побаивалась Польши. И только при Богдане Хмельницком этот вопрос решился.

Дальше - революция. И что по этой теме преподносит свидомо-постмайданная историография? Оказывается, это нам «на штыках принесли орды Муравьева», а украинцы были чужды социализму. Тоже откровенное вранье. Потому что социалистами были по существу и Шевченко, и Франко, и Леся Украинка, проповедовали они идеи равенства и братства. Социалистами являлись также отцы-основатели украинской народной республики Грушевский, Петлюра, Винниченко. За социализм воевали украинцы - Щорс, Боженко, Коцюбинский, тот же Ворошилов.

Дальше — война. С точки зрения ущербных умом — это не Отечественная война, а «война Сталина с Гитлером». И если кого-то и считать освободителями Украины, так это бандеровское националистическое движение, а не советскую армию. То, что во время этой, якобы «не нашей» войны погибло более шести миллионов украинцев, не принимается в расчет.

Красной нитью проходит тезис: украинцам жилось бы лучше, если бы не враги вокруг нас. Над нами, бедными, не глумился только ленивый. Вся история - сплошная рана, сплошная трагедия. Поэтому вытягиваются всевозможные поводы, чтобы поплакать, порыдать, отметить поминки. И Полтавская битва опять в страдательном залоге. Бедный Мазепа пострадал - он хотел независимости, но москали не дали».

В своих книгах «Власть в древней Руси» и «Откуда пошла русская земля» Петр Толочко рассказывает, причем не голословно, а с цитатами из первоисточников (летописей) о едином для белорусов, украинцев и русских древнерусском государстве. Это государство люди, которые в нем жили, называли Русью, а себя самих русами или русинами. Именно так называют себя сейчас славяне современного Закарпатья, да и понимают русский лучше, чем украинский (был там, убедился лично). Как с горечью заметил сам Толочко, радикалы думают, что украинцы как биологический вид существовали всегда. А это не так.

В своей книге «Украина в оранжевом интерьере» П.П.Толочко пишет: «Нельзя воспринимать историю исключительно через украинскую этническую призму! Ну не было украинцев в Триполье…»

Еще во времена Ющенко ученый предупреждал: «Сегодня мы не просто идем в Европу. На самом деле, нам предлагают не экономическую интеграцию — Украина европейцам не нужна и даже опасна. Речь идет о глобальной цивилизационной интеграции, когда будут уничтожены коренные культурные и нравственные ценности нашего народа, сформированные еще со времен Киевской Руси». А сейчас, уже не после «мягкого» переворота 2004 года, а после жесткого переворота 2014 года, эти слова становятся актуальнее на порядок.

Пытаясь предотвратить «братское кровопролитие», историк выдвигает идею: «Вы чествуйте Бандеру, а мы — Ковпака». Это - предложение гуманного человека и истинного интеллигента. Но, думается, в условиях привычки к насилию и безразличия к его результатам, которая уже появилась в украинском обществе, такоей выход из противостояния Востока и Запада Украины уже нереален. Павшие вопиют об отмщении. А насилие растет, как снежный ком. Сам факт того, что радикалы затыкают рот ученому через насилие говорит о многом.

Думается, читателя заинтересует мнение корифея исторической науки о состоянии этой самой науки на Украине: «Из одной крайности бросаемся в другую, объявляя Киевскую Русь украинской державой, хотя это была огромная страна, которая тянулась от Новгорода до Киева и от Карпат до Волго-Окского междуречья, созданная совокупностью восточнославянских племенных союзов, которые потом постепенно трансформировались в древнерусскую народность. Только после татаро-монгольского нашествия общность разделилась на три восточнославянских народа: русских, украинцев, белорусов. Такие «мелочи» не мешают нашим националистам объявлять Киевскую Русь украинским государством. При этом возникают вполне курьезные случаи, когда, например, князя, который сидел в Киеве, называют украинским, а князя, сидящего во Владимире или Суздали, называют москалем, хотя речь идет об отце и сыне».

Суперинтересна одна из последних книг П.П.Толочко «Украина в огне евроинтеграции». Мнение П.П.Толочко об историческом значении майдана: «Как и во времена оранжевой революции, у организаторов была единственная цель - свергнуть власть революционным путем. И очень некомфортно сейчас жить в стране, в которой, как говорил Маяковский, "Ваше слово - товарищ маузер". Когда выборы будут происходить под диктовку майдана, когда формирование всех госструктур происходит под диктовку майдана и чиновники утверждаются там же, а потом всё формально штампует Рада, деградировавшая и марионеточная, - это является свидетельством того, что у нас так и не сложилась государственность - стабильная, конституционная, демократическая. То, что сегодня делается, уму непостижимо. На министерский пост назначают человека только потому, что он был массовиком-затейником майдана. Мотив активистов: мы три месяца страдали, боролись с ненавистным режимом Януковича - мы должны получить вознаграждение. Мы, что, в раннем Средневековье или во времена запорожской казацкой вольницы?». О, такое мнение действительно опасно для сторонников «революции» «достоинства». Если в глубине души, на самом донышке ее, они еще не перестали быть сторонниками майданного фарса.

В книге «Украина в огне евроинтеграции» П.П.Толочко сравнивает события на Украине с фактами и событиями в Югославии и событиями «Арабской весны». Книга является действительно глубоким аналитическим трудом профессионального историка.

Вот некоторые отрывки из выводов академика: «Если мы попытаемся честно ответить на вопрос, стоят ли результаты второй майданной революции тех жертв, которые были принесены на ее алтарь, ответ будет однозначно отрицательным. А если еще откровеннее, то вынуждены будем признать, что именно майдан явился источником тех бед, которые переживает ныне страна. Утвердив с помощью оружия пресловутую безальтернативность европейского выбора, он фактически запустил механизм распада Украины...

...На самом деле у нас произошла банальная вещь: одна элита, олигархическая правящая, сменила другую олигархическую правящую элиту. И все. Умелыми технологиями всколыхнули людей, призвав на помощь красивые лозунги и большие деньги. То, что произошло, имеет одну-единственную цель: оторвать Украину от России. Подчеркиваю, это мое личное мнение человека, глубоко любящего свою Родину. Сейчас многие на всех углах кричат о своем патриотизме. Так вот, я тоже патриот Украины, но не хочу, чтобы новая власть оказалась полностью интегрированной в евро-атлантический альянс и находилась у него на коротком поводке».

Истоки исторических изысканий и выводов Петра Петровича находятся в его любви к Украине. В отличие от тех, кто рядится в тогу «патриота», а на самом деле думает о гонораре за силовую акцию или книгу мифов на темы истории, Петр Петрович любит Родину. И эта любовь помогает ему сохранить честь и честность.