Одесса сильно просела

Антон Ромашин
Одесса — особый город, где жулики, врачи, сапожники и писатели жили в одной коммунальной квартире. И это необычное соседство давало свои плоды, в том числе — и в литературе.

Интерес к Одессе остаётся, но появилось недоумение:
«Как писать обо всем этом, когда перед глазами
Куликовое поле (теперь одесская Хатынь)».

Давно по-разному прославлена Одесса и многие из тех, кто прикоснулся к этому городу или побывав в нем, или повстречав юморных одесских  ребят, в кино, на телеэкране или в жизни, относятся к нему, как городу, в котором отсутствует уныние, а присутствуют веселье, радость… юмор, ну и, конечно, море и солнце.
Сами одесситы эдакие… безоглядные патриоты… готовы хвалить в Одессе всё и даже больше…
Да, в этом городе главная улица давно, в том числе в советское время, называется именем царского адмирала, да еще и не русского происхождения - Хосе де Рибаса (в русской транскрипции Иосифа де Рибаса). Родом он  из существующего когда-то, в конце 18 века, на части территории нынешней Италии, Неополитанского  королевства, сам при этом  - смешанных, испано-ирландских, кровей, который перешел на службу  Российской Империи и со временем стал генералом и адмиралом, и героем, которого очень ценила российская императрица Екатерина II. Вот такой крутой замес.
Прославлять Одессу, и, таким образом, и себя, после Иосифа де Рибаса продолжали  и другие губернаторы Одессы и Новороссийского края: герцог, теперь  Дюк де Ришелье, потом граф де Ланжерон, граф потом князь Михаил Воронцов, вскоре ставший «полукупцом и полумилордом», и другие. Затем, служивший у Воронцова в канцелярии, А.С. Пушкин. «Пушкин в Одессе, после Кишинева, расправил крылья, хотя и глотнул одесской пыли».
За это всем им установлены памятники и их именами названы улицы.
Пушкин приехал в Одесскую ссылку из Кишиневской. Кишинев тогда, в 1823 году, был провинцией, по сравнению с Одессой, уже ставшей, в то время, театральной и ресторанной и, даже немного аристократической.
Теперь кажется, что всегда в Одессе была улица Пушкинская, которую в советское время, слава Богу, не переименовывали, т.к. советская власть причислила Александра Сергеевича к пролетарским писателям, когда-то гонимым царским правительством.
 Именно XIX век во многом стал определяющим в гармоничном формировании многонациональной сущности и особого характера Одессы.

В  советской  Одессе были и другие улицы, названные иностранными именами: например, Розы Люксембург, Карла Либхнета, Карла Маркса, Августа Бебеля, но теперь они называются соответственно:  Греческая, Екатерининская и  Еврейская.
Хотя где теперь  те евреи? Они разъехались в места более обетованные: от Израиля до Америки и дальше - до Австралии. В Одессе от еврейского большинства в 50 с лишком процентов населения, осталось еврейское меньшинство, чуть более одного процента.
Одесса платит справедливую цену за еврейское прошлое города. Вот Еврейские названия на карте Одессы: Улицы Еврейская, Исаака Бабеля, Владимира (Вольфа) Жаботинского, Эдуарда Багрицкого, улица Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Леонида Утесова, Владимира Хавкина (создатель противочумной вакцины), Ицхака Рабина, Эмиля Гилельса, бульвар Жванецкого.
Также появились и  улицы Куприна, правда переулок Грибоедова переименован в Шухевича. Появилась  теперь уже  улица Грибоедова, но в другом месте. Пока не тронули  проспект Маршала Жукова, появились улицы Веры Холодной, Николая Гумилева.
Все-таки невозможно забыть всех, как хотели бы поклонники Бендеры и Шухевича, т.к. начиная с А.С. Пушкина Одесса навсегда связана с русской культурой.

После Пушкина в Одессе побывали и другие известные персоны, имена которых теперь навсегда  связаны с Одессой: Адам Мицкевич,  Александр Куприн, Иван Бунин, Анна Ахматова…
И в советское время это: Исаак Бабель, Константин Паустовский, Юрий Олеша, Илья Ильф и Евгений Петров и, в конце концов, известный всем «дежурный по стране» - Михаил Жванецкий.
Благодаря этим людям Одесса получила право называться «Одесса литературная», а благодаря некоторым из них - «Столицей юмора» ещё на просторах бывшего СССР. Но в основном это благодаря большинству одесситов, которые перегорая в интернациональном котле времени, рождали … фразы, интонации и интерпретации на тему русского языка и образа жизни и сам образ жизни. 
Сейчас оставшиеся в Одессе интернациональные юмористы пытаются сохранить оставшееся от предков и отъехавших за моря и океаны на ПМЖ одесситов… наследие… Сохранить может быть и удастся, но вот приумножить…
Одесса хорошо научилась продавать как пакетом, так и по отдельности  Бабеля –Ильфа - Петрова - Утесова - Жванецкого - Маски-шоу - Привоз - анекдоты – а теперь ещё и Ликвидацию.

Юмор в Одессе «спесыфический». Он порожден когда-то большой одесской диаспорой, составлявшей в отдельные десятилетия  явное численное большинство. Этот юмор рождался из двух начал: всегда критическим отношением членов этой диаспоры к коренному населению, как к чужакам, и плохим знанием многих диаспорян русского языка. Отсюда… идишные выражения, ставшие перлами одесского диалекта…
И отсюда выросли и герои Бабеля и монологи Жванецкого.

Всё это  можно прочитать, но…

Интеререс к Одессе остается, но появилось недоумение: «Как писать обо всем этом, когда перед глазами Куликовое поле (теперь одесская Хатынь)».

Одесса  испокон веков – торговый город и признаки капиталистических отношений не исчезли и в советский период. «У нас в Одессе папа маму даром не целует», - гордо произносят еще с советского времени представители одесского капитализма. В этой торговле всегда было довольно много преуспевающих дельцов.  Отсюда богатство, деньги, а дальше…там, где деньги, там криминал… Мол делиться надо.
Вот Черноморское морское пароходство, которое в советское время успешно выполняло роль перевозчика для осуществления внешнеторговой деятельности СССР. Думаете шли одесские мальчики в мореходки, чтобы грузы возить в дальние страны по морям – океанам…, любуясь рассветами и закатами? Ну не без этого: мир посмотреть, на красоты теплых тропических морей, на людей других… А жены их с нетерпением ждали мужей, чтобы  привезенным импортным шмутьём на одесской толкучке торгонуть. Да и не только на толчке, минитолкучки тогда почти в каждом одесском дворе были. Благо желающих на эти импортные диффициты в Союзе было много.
А сколько девочек мечтало стать морячками, да и стало ими.
Было диковато наблюдать стоящих за заборами мореходных училищ девчонок, выбирающих свою судьбу с этакого подзаборного места, но это тоже один из элементов одесской экзотики. Одесса всегда была центром меркантилизма.
Почти каждый уважающий себя одессит мечтал что-нибудь купить, что бы потом это что-нибудь» выгодно продать.
 
Что интересно, в Одессе принято самим себе давать оценку: «Ми приличные люди». Целый, понимаете, город почти в миллион приличных людей.
 
В торговом  флоте целый фольклор существовал о том, как что-нибудь эдакое на судне так спрятать, чтобы никакая таможня не нашла.

Мой знакомый Вова Мазур с тремя изученными, в Одесском и Киевском университетах, языками (французским, английским и немецким), по несчастью, стал таможенником. За 4 года работы в Одесском порту и главпочтампе накропал на сценарий на тему контрабанды, который позволил ему стать студентом ВГИКа. На таможне он выучил еще и итальянский, а во ВГИКе стал «французом», т.к. говорил с иностранными студентами на их мове… Потом зациклился на два десятка лет на  таможенной теме, как и вся Одесса зациклена на торговле, точнее на  «купи-продай». Написал два таможенных же сценария сценария фильмов, которые удалось протолкнуть под съемку. Потом пытался стать ветераном Афгана…, не будучи военным и нигде не участвуя...

Одесса никогда не могла похвастаться отличными оценками за поведение. Южный портовый, темпераментный и многонациональный город. Этим многое объясняется. В царские времена Одесса считалась одной из пяти криминальных столиц Российской империи. Однако ни до, ни после революции одесский криминалитет не позволял себе выходить за рамки воровских приличий. А если и случались отдельные перегибы, то всегда находился какой-нибудь неэкранный подполковник Гоцман, который ставил воровской мир на место.
И до сих пор Одесса соответствует этому, давно ставшему нарицательным, имени «Одесса криминальная». Как можно понять, почти сплошная торговая атмосфера рождает определенный менталитет, при котором оставаясь «приличными» можно совершать неприличные с точки зрения человеческой морали поступки и деяния. С учетом того, что Одесса город юморной - всё это часто списывается на юмор….
А «Литературная Одесса» тема и имеющийся соответствующий туристический маршрут не очень популярны в настоящее время - на «Ура» идет тема «Криминальная Одесса».
Вот рекламный призыв гостям Одессы: Один из самых популярных экскурсионных маршрутов в нашем городе — «Одесса криминальная», где можно посетить злачные места и услышать волнующие истории из жизни одесского криминалитета. Мы попробуем встретиться с сегодняшней одесской уличной преступностью.

В последние два десятилетия из Одессы пытаются сделать украинский город, привить мову всюду и везде. Может быть это и произошло бы со временем, но нескоро, и не насильственно. Дрейф Одессы «в Украину» кое-как продолжается, но скорость его еще замедлилась в связи с активными пока  майданными процессами. Всё- таки насильно мил не будешь.
Теперь и к Одессе навсегда прикипела дурная слава продолжения киевского майдана, которую назвали «Одесской Хатынью».

Экскурсия по недокоммунизированному* городу
Идешь по городу и там сплошь дома, построенные в Российской империи. Почти каждый дом в центре - уникальный памятник архитектуры. Каждый двор, ворота, проемы, балконы - история.
Мемориальные доски: Маяковскому, Бабелю, Катаеву, Утесову, комдиву Блюхеру, Ильфу, Петрову, Олеше. И так до бесконечности. Вот еще один дом, на Пушкинской. Там родился поэт Семен Липкин. Что будет, если вдруг одесситов заставят все это снести? Страшно подумать. Пока, правда, декоммунизация Одессу сильно не коснулась. Городские власти в этом вопросе балансируют. Во всяком случае - пока.
В городе Одесса есть кинотеатр "Москва" на улице Варнинской. Два года его хотят переименовать. Приезжают какие-то люди, крутят бумажками. Собирают подкрепление из местных радикалов, а руководство заведения и жители переименовать кинотеатр не дают. И горят большие красные буквы, как настоящие звезды на Спасской башне. На самом деле попытка превратить ментально и духовно Одессу в украинскую так мелка и бездарна, так злобна и ненавистна по отношению к городу и одесситам, что рассматривать ее неохота...
Когда разговариваешь с людьми, которые чудом не погибли на Куликовом поле 2 мая и когда те признаются, что не покинут Одессу никогда и останутся верны памяти погибших в Доме профсоюзов до конца своих дней, понимаешь, что есть в этом мире нечто более важное нежели добавочная стоимость и прибыль. Поймет ли это украинская власть когда-нибудь? Если нет, ей же хуже.

Одесса это вам – не Киев
Одесса очень разная, но все-таки она очень отличается от Киева. Кто бы мог подумать, что спустя 25 лет поголовной украинизации, в Одессе русский язык будет литься как лечебный бальзам. Играют на пляже дети-одесситы, мальчик четырех лет говорит:
- Чего ты сюда поставила мою машинку?
А девочка пяти лет, не больше, строго, как Мальвина - Буратино:
- Надо говорить ни "чего", а "зачем или почему".
Бабушки читают детям на пляже Корнея Чуковского и Александра Пушкина.
- Тише говорите на политические темы, тише, советует на пляже киевлянка коренному одесситу.
- Нет, это я у себя в городе буду говорить тише? Вы там в Киеве можете говорить через подушку. Как угодно. А у нас в Одессе все говорят громко и то, что думают.
И это правда.
Здесь переживают за Донбасс. Здесь ненавидят спикера Рады Парубия. Здесь никогда не забудут 2 мая 2014-го. Здесь жарко и есть море.
Это единственный город на Украине, где еще есть немного счастья. В Одессе есть улицы: Греческая, Еврейская, Польская, Французский бульвар есть Молдаванка,а улицы Украинской тут отродясь не было.
В честь героев "Небесной сотни" майдана решили и здесь создать аллею. Высадили деревья, принесли табличку. Все как положено. На следующее утро все деревья были выкопаны и поломаны. Больше решили не экспериментировать.
Правда, улицу Еврейскую пересекает улица Шухевича. Но это скорее вопрос к Эдуарду Гурвицу, бывшему мэру Одессы. Еврейской общине Одессы не очень это нравится. Одесса не была никогда, по словам Олега Губаря, краеведа, историка, неким межнациональным Эдемом, как ее хотят представить. Здесь были самые лютые во всей истории Российской империи, еврейские погромы. В Одессе при этом уживались люди разных национальностей вопреки, а не только потому, что так было нужно Российской империи. Здесь мирились с неизбежностью и жили дальше. Одесса пережила Холокост и 2 мая 2014 года. Но здесь было 10 апреля 1944 года*, 9 мая 1945 ого года и 9 мая 2016 года, кода тысячи люди шли с "Бессмертным полком". Здесь люди, внутри своих домов и дворов вывешивают Красное знамя. И ничего с этим сделать нельзя.
*) День освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков.

«Самостийность» лишила Одессу и крупнейшего в мире пароходства - ЧМП, старейшей и прославленной киностудии, практически всех значимых предприятий, довела архитектуру одного из красивейших городов мира до состояния смеси разрухи и блестящих памятников, и уродливых новоделов... Любая страна цивилизованного мира гордилась бы Одессой, стремясь сохранить ее как неповторимое явление. Любая, кроме этой. Украине нужна покорная мега-Жмеринка, а не сомнительная космополитическая Одесса...
Вообще город сильно «просел» в культурном плане. Больше нет фестивалей, премьерных спектаклей, на гастроли в Одессу больше не приезжают звезды мировой сцены, как раньше, перестали бывать и российские артисты. Город покинули иностранные и российские туристы.
Вместо них Одессу наводнили местные «турысты», власти браво рапортуют о высоком турпотоке. Но поток этот — жители деревень. Причем не те, которые работают, любят свою землю, а настоящее «селюковское» быдло. Качество этих туристов ужасает, они везде гадят, мусорят.
В Одессе украинцев, по большому счету, до сих пор воспринимают не как титульную национальность, а как инородное тело, которое мешает неукраинским силам построения отдельной “одесской цивилизации”. По своему содержанию эта “цивилизация” подозрительно напоминает Одессу времен Российской империи.
Одна знакомая съездила в Одессу на две недели, и вернувшись, сказала, что город провонял экскрементами в прямом смысле этого слова, на пляже вообще невозможно находиться! Это страшно, когда даже у коренных одесситов, как она, больше нет желания возвращаться в родной город. Ей было противно ходить по знакомым с детства улицам. Плюс к этому в Одессе огромное количество людей в камуфляже, бесконечные какие-то захваты, перезахваты. Хватает и бандеровцев, хотя, по сути, это просто обыкновенное отребье. Даже не знают, когда их Бандера родился, когда умер, какую идеологию исповедовал.

Усиленно пропагандируется идея, что одесситам надо работать в Западной Европе. Реклама всякая висит, вздохи, охи, сожаления, что Россия вставляет трудолюбивым «украинцам» палки в колёса…
Жители города, как и всей Украины, разъезжаются и разбегаются, кто куда. Огромные очереди возле «визового центра», где централизованно организована выдача шенгенских виз: население бежит из города. Ещё большее количество бежит в Россию. Некоторые бегут в безвизовый для нас Израиль, пытаясь там подработать, используя личные контакты — тамошние власти достаточно либеральны к выходцам из Украины. Бегут даже китайцы, которые в конце 90-х заполонили наш город — мало кто из них остался.

В районах, где ещё живут люди, бросается в глаза непропорционально большой процент стариков и старух. Процесс бегства молодых и среднего возраста одесситов из города идёт с 1991 года, но после «майдана» он принял лавинообразный характер. И даже массовый приток в наш город грузин, сирийцев, афганцев и негров, также резко ускорившийся после «майдана», не меняет динамику. Цифра в 700 тысяч человек, проживающих в Одессе (было 1,2 миллиона), возможно, уже слишком оптимистична на сегодняшний день. Точная статистика местными властями скрывается.

В одном доме на этаже этаже три квартиры. Одна из квартир, после смерти хозяйки, пустует. Судя по всему, наследник не может её продать: кому нужна квартира в умирающем городе? Другая квартира куплена моряком, плавающим на российских судах, впрок, как капиталовложение, но он там практически не живёт, основная его квартира в другом месте. В других районах города, например, на исторической Молдаванке, ситуация ещё хуже — людей на улицах почти нет, двери многих магазинов заколочены, детей нет вообще.
Памятник жертвам Одесской Хатыни
Но, к сожалению, наблюдая происходящее на Куликовом поле, можно заявить, что, вероятнее всего, сейчас установка такого памятника в Одессе просто невозможна. Потому что миф об «одесской Хатыни» — один из основополагающих среди идеологов «русской весны». Некоторые россияне поехали воевать на Донбасс именно из-за того, что «русских в Одессе сожгли живьем». Им не нужно осознание произошедшего. Им не нужны памятники. Им нужно оправдание их действий.

Конечно, по сравнению с 2014 годом, сторонников «русского мира» в той же Одессе, мягко говоря, поубавилось. Пример Донецкой и Луганской областей перед глазами. Желать изменения жизни в Одессе по примеру Донецка может только человек, который ненавидит Украину и Одессу, сумасшедший или самоубийца. Бабушки и дедушки в минувший понедельник на Куликовом поле ратовали не за создание «Одесской народной республики», присоединение к России или возвращение Януковича. Они хотят вернуться в СССР — туда, где, им помнится, было лучше, и они были молодые и энергичные. Они ненавидят окружающий мир из-за того, что он им, с их вечной советской психологией, непонятен. А больше всего, как говорил Остап Бендер, люди боятся непонятного.
Миф об «одесской Хатыни» можно считать израсходованным до дна в это 2 мая. Но в следующем году люди с черными шариками придут сюда вновь. Совсем немного. Не понимая до конца, зачем они сюда пришли.
События в Одессе, произошедшие в мае 2014 года, сыграли ключевую роль в распространении конфликта на восток страны, где поддерживаемые Россией "сепаратисты" выступили против украинских властей. Российские государственные СМИ назвали события того дня кровавой расправой, организованной «фашистами» в Киеве — и эта версия получила широкое распространение. 

Очевидцы говорят, что в том пожаре погибло гораздо больше людей, чем официально заявлено, что тогда против людей был применен отравляющий газ и что проукраинские фанатики даже задушили беременную женщину. Российские чиновники сравнили те события с военными преступлениями нацистов, и многие россияне, воюющие против Киева на востоке Украины, называют события в Одессе главной причиной, заставившей их вступить в ряды донецких отрядов самообороны.

С другой стороны, некоторые в Киеве считают 2 мая 2014 года «победой» проукраинского движения, помешавшей одесситам сформировать Новороссийское (не украинское) государство при поддержке России, и считают тех, кто бросал камни и даже стрелял, настоящими героями.

Станислав Минаков: «Отменить общерусскую ментальность на Украине никто не в силах»
Украина рвётся из СНГ. Рвётся и рвётся с 2014 года. Как только майдан-шмайдан победил, все его устроители по креслам расселись – так и рвётся. Пусть бы уж шла. Почему не уходит?
Оказывается, не всё так однозначно с этим СНГ. Как и с визовым режимом с Россией, кстати.
Выйти из СНГ – значит, прийти к исходному, считает российский профессор, доктор исторических наук Евгений Тарло. Интересное мнение.
"Основой прекращения существования СССР было "Беловежское соглашение". Создавая СНГ, стороны, включая Украину, обязались своим гражданам и народам обеспечить прозрачных границ и возможность свободных поездок.
Почитайте соглашение.
Стороны согласились признавать друг друга независимыми и их территориальную целостность в рамках СНГ.
Прекращая свое существование в СНГ, вы теряете и мы теряем в отношении Украины свои границы.
После этого Харьковская народная республика, Донецко-Криворожская республика, Одесская советская республика... – они имеют право самоопределиться со своим желанием, в связи с тем, что СНГ прекращает существование, мы возвращаемся к исходному.
Это международно-правовой фундамент".
К слову, и паспорта советские, согласно украинским документам о провозглашении независимости, считаются действительными.
Так что, пускай бы унесённые майданом выходили из СНГ. А все остальные быстренько определились бы.
Можно даже коридоры для выхода предоставить, как в Алеппо. Пусть бы только шли вместе с оружием.
В сторону Европы, за которую скакали.

*)«Декоммунизация» - «бескомпромиссная» борьба современных властей Украины с наследием советских времен.
**)После опубликования данного произведения, недавно, пришло известие, что улицу Маршала Жукова все-таки переименовали в улицу Небесной сотни. (Торгаши - что с них возьмешь).

13.01.2017
 АэС

P.S.К сожалению, этот материал значительно устарел. То, что находится на месте "Той" Одессы, уже не Одесса и одесситы в хорошем понимании этого слова - почти закончились. Оставшиеся прячутся и помалкивают, ждут  Наших, т.е.  освобождения. Но, сами - ни-ни.
02.08.2022