Каждый день. Елена Чистякова

Наталья Меркушова
                О книге Елены Чистяковой – Шматко
                «Повести и житейские истории»

     Много книг я прочитала, и только в нескольких случаях мне хотелось читать снова и снова, каждый день. Одна из таких книг, которые хочется читать  и каждый день, книга Елены Чистяковой – Шматко «Повести и житейские истории». Меня восхищает уже название. Так просто и так ёмко,  и так понятно, и о чём речь пойдёт. А речь пойдёт  именно о житейских историях,  значит – о жизни. 
Обложка. Это отдельная история. Не знающий, как я, содержание книги и происхождение иллюстрации  на обложке, может быть, удивится сюжету, я не удивляюсь. Автор – художник Виктор Антонов. Ему подвластны разные темы.  Сказочные темы занимает большую часть его творческих работ. Но и много  книг проиллюстрировано им. И вот, предваряет книгу иллюстрация на  один из сюжетов повести  «Зеркальце».
Каждое день мои руки тянутся к этой книге. Кстати, она вышла тиражом 300 экземпляров, 270 страниц. Для нашего «малотиражного» издания книг, это очень даже хорошо.
Сегодня я читаю повесть «Нелюбимый и чужачка». Вчера читала рассказ «Така жизть».  Да я раньше всё читала на страничке Сайта Проза. ру,  в  газетных и журнальных публикациях, но, собранные под одной обложкой, произведения приобретают большую ценность, большую доступность, если так можно сказать.
Во вступительной статье Лев Анисов, писатель, историк, автор книг по русской живописи и русской литературе, пишет:
 «Прекрасный русский язык, глубокое знание человеческого характера, достоверность жизненных ситуаций, и, главное, не скрываемое сострадание  к простым людям, живущим в этом жестоком мире (что, к слову, всегда отличало лучшие произведения русской классической литературы) говорят о художественной зрелости и мастерстве писателя.»
Я полностью согласна с этим.
Елена Викторовна в своих произведениях так глубоко проникает в тему, что удивляешься этому до глубины души.
Первой в книге повесть «Визит вежливости». Мне  это повествование напоминает   Гоголевские «Мёртвые души». Тут не души, конечно, тут люди, живущие в  конце девятнадцатого века.  Главный герой приезжает на жительство в деревню и едет знакомиться с соседями. И эти знакомства до того реальны, что кажется, автор присутствовал там.
Со следующим произведением читатель попадает в двадцатый век.  Война. «Вязаные носки», так называется повесть. Основные события происходят во время войны. Сюжет о том, как сострадание русской девушки к пленным сталкивается с естественным неприятием женщин, у которых на фронте мужья, дети. Но у неё была причина так поступить.
«Пленные в это время поравнялись с машиной и тут случилось невероятное!
   Маша вскочила, скинула с себя шаль и принялась быстро, помогая себе зубами, развязывать мешок. Она лихорадочно дёргала, ломая ногти и когда, наконец, ей удалось развязать, принялась доставать и кидать пленным скрученные в клубочки попарно носки. На мгновение опешили и женщины в кузове, и конвой, и пленные. В реальность вернул всех пронзительный прерывистый гудок паровоза, который удаляясь, сообщал, предупреждал какой-то полустанок о своём прохождении. Немцы кинулись подбирать неожиданно свалившийся, им буквально на голову подарок. Охрана встрепенулась и принялась, матерно ругаясь, расталкивать их прикладами. Женщины вцепились в руки Маши, долбили по спине, по голове её кулаками, пытаясь помешать тому, что она совершала. А сама Маша, обезумев и, видимо не соображая, что творит, бросала и бросала носки в толпу. Пленные, согнувшись, резво подбирали и засовывали за пазуху мягкие клубочки, ещё не осознавая, что это.»

 Эта повесть по реальным событиям. Елена Викторовна  впитывает  с лёгкостью рассказанное, и с такой же  лёгкостью  отражает это в своих произведениях.
Мне особенно нравится повесть «Нелюбимый и чужачка». До такой степени пронзительно, правдиво и жизненно, что в конце  не замечаешь, как слёзы сами  текут из глаз, так жаль  героев повести.
В самом начале их жизни был такой эпизод.

«Хмель ударил Павлу в голову, он подскочил от таких обидных слов к Ксении и с размаху ударил её по щеке, да так, что разбил даже губу.
   Последовавшую реакцию жены он никак не ожидал.
   Ксения взяла рогач наперевес, как солдат винтовку, и, сплюнув кровь, тонкой струйкой стекавшую с губы по подбородку, решительно пригвоздила голову Павла, в районе шеи, к стене. Глаза её метали молнии. Муж попытался было выбраться, даже пробовал выскользнуть ужом, но последовал окрик:
 - Куда, стоять!- и он замер, как по команде.
   Насупив брови, понизив угрожающе голос, гладя в глаза Павлу, она проговорила:
 - Ещё хоть раз меня тронешь, убью! Я жизнью битая, а вот от тебя терпеть не буду. Без веры жить нельзя, не доверяешь, скажи, уйду. Обижать себя не позволю больше, понял?
   Павел быстро замотал головой, в знак того, что всё понял и больше такого не повторится.
   Так в жизни и вышло у них. Ни злого слова, ни рукоприкладства больше не допускал.»

А в конце…

«Дверь была не заперта. Ксения лежала, в холодном, не топленом доме, калачиком свернувшись на постели, поверх одеяла, поджав ноги в толстых шерстяных носках, скрестив руки, что-то прижимая к груди.
   Её окликнули раз, другой - в ответ молчание. Подошли, потрясли за плечо, оно было твёрдым и холодным. Мертва она была уже несколько дней. Скрещенными на груди руками прижимала застиранную, выгоревшую на солнце, солдатскую гимнастёрку Павла.
   Девушки постояли молча, потом одна заметила:
 - Вот это любовь! Как в кино, ей Богу. Так сейчас не умеют любить.
 - Это он позвал, наверное, она не стала жить без него. О такой любви только в книгах пишут. И за что люди любят друг друга? Нет, нам этого видимо, не понять.»

Больше ничего писать не буду. Кажется, ясно, что в книге, о чём. Много рассказов  из современной жизни.
Да, вот ещё, подсолнухи. Как можно так написать, как можно так всё приметить? Чудо, да и только!

«Представьте себе силу влияния солнца и подвластную покорность ему со стороны этих, именно этих растений! Просто диво какое-то! Невысокие, не больше полуметра, плотно посаженные, аккуратненькие и густооблиственные, поразительно реагирующие на солнце. Они ещё не сформировали даже маленькую головку, и она напоминает размерами своими пуговицу, глазок, не просто закрытый, а плотно сомкнутый и обрамлённый густыми, изящно загнутыми длинными ресничками и всё же повёрнутый по направлению к Светилу. Зелёные листочки, как воротнички у голландских модниц эпохи Рембрандта, оформляют изящно этот закрытый до поры глазок, они свежи, молоды, ещё блестящие, а не опушённые и шершавые, какими будут со временем, и вместе с глазком, тянутся к солнцу, изящно изогнувшись при этом, как бы в экзальтированной мольбе. Не чудо ли?»

Вот такое чудо появилось на свет в конце прошедшего 2016 года - книга «Повести и житейские истории».


На фото  Елена Чистякова - Шматко.