Умные вороны

Николай Наумкин
Умные вороны.
О разуме птиц обитающих в дикой природе, наверняка слышали, или читали многие современные люди. Учеными даже проводились специальные исследования, с целью определить, насколько разум птиц живущих на воле, отличается например, от ума одомашненных человеком особей. Понятно, что результаты таких опытов, всегда были не в пользу домашней птицы, которой не нужно как их диким сородичам, самостоятельно добывать себе пропитание, искать себе партнера для продолжения рода, строить гнезда недоступные для хищника, защищать себя от врагов, да и просто жить, не подвергая себя лишним опасностям. Как пример, можно привести известную историю с исчезающим видом журавлей Стерхов, популяцию которых ученые пытаются восстановить в дикой природе. На какие только ухищрения они не идут, пытаясь рожденным в инкубаторе птенцам, привить навыки жизни на воле. Но все равно, какая то часть таких оказавшихся на свободе птиц гибнет, не сумев приспособиться к жизни в дикой природе. Конечно, и у диких птиц, какая то часть птенцов тоже гибнет, не доживая до взрослого состояния, но здесь видимо, просто работает естественный отбор, когда выживает сильнейший, лучше приспособленный к жизни. Оставив в покое всю многочисленную группу пернатых, я хочу рассказать, о своем опыте наблюдения за жизнью обыкновенной серой вороны. Это наверное, самая распространенная в природе птица, которую люди встречают в своей жизни постоянно. Наверняка многим приходилось наблюдать, как родители защищают, своего только что вылетевшего из гнеда вороненка. Птицы нападают на любого, даже более сильного врага, пытающегося приблизиться, к сидящему на земле и еще плохо умеющему летать птенцу. Защищая своего птенца, вороны не боятся нападать, на кошек, собак, и даже людей, подлетая к ним сзади, и пытаясь ударить их клювом в голову. То же самое происходит, если например человек, или кошка, пытаются забраться на дерево, где у ворон построено гнездо. Причем можно заметить, что вороны применяют хорошо отработанную тактику нападения, одна из них отвлекает противника, летая перед ним, а другая, в это время нападает сзади. Иногда вороны, таким образом, просто играют с дворовой кошкой или собакой, пытаясь из простого озорства, долбануть их клювом. Но здесь, я хочу рассказать о случае, произошедшем в моем раннем детстве, когда на защиту одного вороненка, объединившись, встала целая стая птиц. Однажды играя около забора химзавода имени Куйбышева (современная Тасма), я нашел на земле маленького вороненка только что вылетевшего из гнезда. Думая, что птенец голодный, я взял его с собой и принес домой. Нападать на меня родители птенца не стали, но когда я оказался уже дома, на дереве перед окном, собралась огромная стая раздраженных громко каркающих ворон, которая явно прилетела вслед за мной. Пока на улице был день, особого беспокойства они не доставляли. Но как оказалось позже, они слетелись сюда не просто так, а с намерением защитить своего птенца. Весь вечер, и ночь, до самого утра, эта стая ворон шумела за окном, мешая всей семье спать. Утром, хмурая не выспавшаяся Мать сказала мне, ради бога, иди, отнеси вороненка туда где ты его взял, а то эта стая, похоже не собирается без него отсюда улетать. Делать было нечего, я снова взял вороненка и понес его туда где поймал.  Как только я вышел из дома, все вороны до этого сидевшие на дереве, поднялись с него и полетели вслед за мной. Так они и кружились надо мной в небе, пока я не дошел до заводского забора и не отпустил там маленького птенца. Когда птенец остался один, к нему из стаи сразу же спустились две вороны, видимо его родители, а все остальные, успокоившись, разлетелись в разные стороны и расселись на росших вдоль заводского забора деревьях. Этот описанный мной случай, показывает достаточно развитый ум у этих птиц. Ведь они могли напасть на меня, когда я еще только забирал вороненка, или нес его к себе домой. И они наверняка отняли бы его у меня. Но вороны выбрали другую тактику, они добились того чего хотели, просто играя на нервах людям. Следующий случай, виденный мной тоже в раннем детстве, показывает взаимодействие ворон друг с другом, когда они защищают не свое потомство, и даже не себя лично, а помогают совершенно постороннему живому существу. Район фабрики кинопленки, в то время был окраиной города, сплошь застроенной бараками и частными домами. Многие частники, жившие в своих домах, занимались разведением кур и другой живности. Массовым увлечением в то время, было и разведение голубей, поэтому, примерно в каждом втором, или третьем дворе обязательно стояла голубятня. Большую опасность для местных жителей, в то время представляли хищные птицы, которые охотились на гуляющих во дворах домов цыплят, домашних голубей и других мелких птиц. Поэтому, цыплят пока они не подрастут, люди обычно держали в вольерах, закрытых со всех сторон металлической сеткой, ведь если этого не сделать, то их всех одного за другим перетаскали бы пернатые хищники. Защитить домашних голубей, было значительно сложней, ведь они должны были летать по небу, где их и поджидали хищные птицы. Вот о таком случае, с белым голубем, произошедшим на моих глазах, я и хочу рассказать. Сперва, в небе летала стая белых голубей, наверное, штук восемь, или девять, и ничего не говорило о том, что должно было скоро произойти. Один голубь немного отделился от общей стаи, и сразу же, на него сверху камнем упала хищная птица, схватив его когтями. Для хищника, белый голубь был видимо тяжелой ношей, поэтому он неторопливо полетел с ним, в сторону поселка Левченко. Серые вороны, строившие свои гнезда на соснах растущих вдоль фабричного забора, увидев своего врага, который наверное и у них таскал птенцов, стаей поднялись вверх и окружили хищника. Действовали они как обычно, по своей давно отработанной тактике. Некоторая часть ворон, кружилась перед самым носом хищника, не давая ему лететь, а остальная стая нападала сзади, пытаясь достать его клювом. Защищаться, а тем более активно маневрировать хищник не мог, так как в лапах он держал голубя. Продолжалась эта схватка, минут восемь или десять. За это время, вороны так и не дали хищнику возможности улететь в сторону поселка Левченко, а кроме этого несколько раз сумели долбануть его сзади. Видимо поняв, что не сможет справиться с атакующими его со всех сторон воронами, хищная птица выпустила свою добычу. Голубь словно мертвый стал быстро падать вниз, но почти у самой земли заработал крыльями, и быстро полетел в сторону своей голубятни. Как только хищник отпустил свою жертву, атака на него со стороны ворон сразу же прекратилась, так как они разлетелись в разные стороны, видимо понимая, что справиться, с освободившимся от своей ноши врагом у них не получится. Все конечно знают, что в зимний период, серые вороны сбиваются в большие стаи, так им наверное легче отыскивать корм в неблагоприятное время года. Но приведенные выше примеры показывают, что и в летний период, когда птицы разделившись на пары, заняты выведением потомства, стайный инстинкт у них все равно сохраняется. А это позволяет, с большой долей вероятности предположить, что в птичьей стае имеется лидирующая особь, побуждающая птиц на коллективные действия. Ведь списать такие, явно грамотно спланированные действия на простой, сложившийся естественным образом инстинкт, на мой взгляд очень трудно. Да и наблюдение за воронами, собирающимися осенью в стаю, подтверждают мое предположение о лидере. Например, мне несколько раз приходилось видеть такую картину, когда сбившиеся в компактную стаю птицы, образуют в небе возбужденно гомонящее темное облако, внутри которого происходит схватка двух птиц. Вороны бьют друг друга крыльями, пытаются схватить когтями, или ударить клювом. Такая схватка может продолжаться достаточно долго, пока одна из птиц, не откажется продолжать ее, признав себя побежденной. Что это может быть, если не борьба за лидерство в птичьей стае. Да и другим стайным птицам, такое поведение похоже тоже свойственно. Не зря же, перелетных птиц ведут за собой вожаки, хорошо знающие, когда и куда им нужно лететь. Правда у других представителей пернатых, выбор лидера стаи, может происходить другим, менее агрессивным, и драматичным способом, чем у серых ворон. Наблюдая взаимодействие ворон в стае, можно сделать еще одно интересное заключение, возможно их язык не ограничивается только набором звуковых сигналов, и они понимают друг друга значительно лучше, чем мы думаем, раз могут организовать такие слаженные совместные действия. Если судить по тому, как компактно эти птицы строят свои гнезда на соседних деревьях, то можно сделать вывод, что вероятно стайный инстинкт, у них сохраняется и летом, когда они заняты высиживанием и выкармливанием птенцов. Конечно это только мои сугубо дилетантские наблюдения, а на вопрос, имеется или нет в вороньей стае лидер, могут ответить только специалисты орнитологи, занимающиеся изучением жизни птиц. Да и насчет языка пернатых, они могли бы наверное сказать намного больше, проведя соответствующие исследования. После возвращения из армии, я начал достаточно серьезно заниматься рыбалкой, что позволило мне продолжить наблюдение за жизнью серых ворон. Особенно интересно, было наблюдать за добыванием пищи этими птицами весной. Когда на реке Казанка, лед у берега подтаивал, и образовывались промоины, то из за падения в это время года уровня воды, в полыньях прямо у берега, обнажалось множество раковин молюсков, добывать мясо которых слеталось много ворон. Интересно было наблюдать, как ворона осторожно приближается по тонкому льду к краю такой полыньи, затем клювом вытаскивает из донной грязи раковину двухстворку, и спешит с ней на крепкий лед. Продолбить клювом крепкую створку раковины она видимо не могла, поэтому удерживая ее клювом, ворона взлетала с добычей высоко вверх, и оттуда бросала ракушку на лед. Причем бросала она ее не бездумно куда попало, а только на чистый лед где нет снега, видимо понимая, что иначе раковина не разобьется. Весной, в том месте, где кормилась большая стая ворон, весь лед бывает усеян обломками разбитых птицами раковин. Этот достаточно сложный способ добывания корма, говорит о больших умственных способностях птицы. Примерно такой же способ добычи корма, используют и горные орлы, только бросают они на камни не раковины, а кости животных, доставая таким способом, находящийся внутри них костный мозг. Однажды летом, на той же реке Казанке, мне посчастливилось стать очевидцем совершенно нетипичного поведения вороны, при добывании ею корма. Все хорошо знают, что в нашей местности охотятся на рыбу два вида чаек. Один вид чайки, камнем падая вниз, хватает рыбу после падения в воду. Другой вид, планирует к воде, на лету хватая рыбу клювом. Однажды мне довелось увидеть охоту серой вороны на рыбу, так как это делает только чайка, с лету хватая ее клювом. Об этом событии даже сохранилась запись, сделанная мной, в своем личном дневнике, который я тогда вел, записывая туда сведения касающиеся лова рыбы. Такое поведение, говорит о больших умственных способностях этой птицы. 1. Убедиться в разуме ворон, мне довелось через несколько лет, когда я занялся ловлей карася на озере среднее Лебяжье. Рыбу я ловил, с помощью сплетенных из толстой нити специальных ловушек собственной конструкции, а улов приносил домой в рюкзаке. Для этого, каждый день рано утром, я отправлялся на Лебяжье, добираясь до озера на электричке или рейсовом автобусе. В течении первой недели такой рыбалки, ничего странного не происходило. Затем я стал замечать, что рюкзак, в котором переносится рыба, становится мокрым, пока доедешь с ним до дома. Думая, что все дело в некачественном полиэтиленовом пакете, который протекает, я стал укладывать рыбу сразу в два, но это ничего не изменило, все равно рюкзак каждый раз оказывался мокрым. Промучившись так несколько дней, мне пришлось стелить внутрь рюкзака кусок полиэтилена, а уже на него класть пакет с рыбой. Это помогло сохранить рюкзак сухим, но в полиэтилене каждый раз оказывалась вода. Я наверное так бы и не догадался почему это происходит, но случайно обнаружил причину протекания. Обычно лов рыбы велся, с помощью двух, или трех ловушек, в зависимости от количества попадавшей в них рыбы. Если рыбы попадалось меньше, то ставилось сразу три ловушки, если же улов оказывался большим, одна ловушка просто оставлялась спрятанной в воде, а рыба ловилась с помощью двух оставшихся. Именно в такой день, когда нужно было сократить количество используемых снастей, случайно выяснилась причина протекания моего рюкзака. Последнюю, пока  ненужную мне снасть я просто сунул под корягу, торчащую в воде, поэтому вышел на берег быстрее, чем прежде, где и увидел серую воровку, убегавшую по земле с карасем в клюве. Оказалось, что это она дырявит мой пакет, лежащий на берегу, пока я лезу в воду за очередной партией рыбы. Помнится, меня сразу же удивила хитрость этой птицы, ведь вместо того, чтобы улететь с места преступления, она скрытно убегала, прикрываясь росшей в лесу травой. Да и сообразительность серой воровки казалась очень высокой, ведь чаще всего, мной использовались самодельные пакеты, сделанные из черного, и синего непрозрачного полиэтилена, сквозь который нельзя было рассмотреть, что внутри лежит рыба. Значит эта птица, отлично понимая, с чем она имеет дело, обладала видимо абстрактным мышлением, а это уже сравнимо с работой сложного человеческого мозга. На другое   утро, приехав на озеро в электричке, я сразу заметил, что меня здесь уже ждут. Около той стороны платформы,  с которой я обычно спускался, идя к озеру,  на ближайшей к опушке леса сосне сидели две вороны. Причем одна из птиц была обычной серой вороной, а у второй, одно боковое перо хвоста выросло изогнутым под прямым углом и торчало в сторону. Увидев мена, птицы возбужденно застрекотали на своем птичьем языке, явно обсуждая мое появление. Пока я шел по лесной дороге к озеру, эта парочка сопровождала меня, перелетая с одного дерева на другое, иногда подавая друг другу какие то сигналы. На подходе к месту лова, ворона с уродливым хвостом отстала, а ее напарница, видимо уже понимая, что все равно обнаружена, нагло уселась на ветке ближайшего дерева, явно ожидая, когда я достану из воды первую партию рыбы. Ее наглая уверенность меня так разозлила, что я решил в этот раз не дать птице обмануть себя. Достав из воды первую ловушку, и переложив из нее рыбу в пакет, я поставил его на видное место поближе к воде, а сам, найдя обломок толстой сухой ветки, кинул ее в сидевшую на сосне птицу. Та с недовольным карканьем полетела вдоль берега озера на противоположный его конец, пока совсем не скрылась из виду. Думая, что избавился от воровки, я полез в воду доставать следующую ловушку, на всякий случай наблюдая, за стоящим рядом с водой пакетом. Пока я был в воде, ничего подозрительного не заметил, но когда вышел на берег, то снова увидел торопливо убегавшую ворону с карасем в клюве. Оказывается, эта хитрая птица, где то в стороне, незаметно для меня опустилась на землю, прячась в траве, подбежала к пакету, успела продолбить в нем дыру и все же смогла утащить рыбу. Помнится такая находчивость, и смелость, меня сильно впечатлили, и я даже пожалел о том, что прогонял воровку кинув в нее палку. После этого случая, я решил для себя узнать, какими способностями могут обладать эти птицы. На следующее утро, выйдя из электрички, я снова обнаружил ту же парочку, поджидающую меня на опушке леса. В этот раз по дороге к озеру, я нашел в лесу старое с проржавевшим дном ведро, которое решил использовать в своем эксперименте. Поставив ведро в воду таким образом, чтобы из нее высовывался только его бортик, я запустил первую партию карасей в него, с интересом ожидая, что предпримет сидящая на дереве ворона. Только я отправился за второй ловушкой, как птица слетела с ветки и уверенно села на край ведра, словно делала это каждый день. Естественно, вся рыба в ведре, испугавшись птицы, сразу опустилась на его дно, где достать ее стало невозможно. Замерев неподвижно на краю ведра, ворона дождалась, пока рыба успокоившись поднимется к поверхности, затем схватила рыбешку клювом и полетела с ней в лес. На следующий день, я решил усложнить задачу птице, закрыв ведро сверху большим пучком травы. С этой задачей она справилась просто блестяще, села на кучу травы, разворошила ее лапами, после чего добыла себе очередного карася. Пробовал я ставить ведро и на берегу, закрыв его слоем травы, но ворона всегда находила решение, как достать из него рыбу. Единственное с чем она не смогла справиться, это когда сверху на ведро я стал класть свой рюкзак, который оказался для нее непреодолимой преградой, из за своего веса. Хотя птица садилась и на него, пытаясь сбросить с ведра груз своими лапами. Хотя у нее не получалось как прежде обманывать меня,  но теперь, перед уходом домой, я стал угощать ее, бросив вороне трех карасей, и представляя себе, как две птицы будут делить между собой трех рыбешек. То, что  в этом  деле  участвуют  именно  две  птицы,  я  даже  не  сомневался,  ведь  ворона с кривым пером явно была наводчицей, которая тоже получала свою долю добычи, а ее вторая напарница была простым исполнителем. Правда, со временем пришлось сделать вывод, что у них все же получается, делить трех рыбешек на двоих, ведь эта парочка, каждый раз продолжала встречать меня на станции. Тогда я попробовал обмануть их другим способом. После нескольких поездок на электричке, я решил приехать на Лебяжье автобусом, рассчитывая избавиться от постоянного эскорта. Но эта попытка оказалась тщетной, как только я вышел из автобуса около ресторана Нарат, так сразу же увидел двух знакомых мне птиц сидящих на дереве около озера. Несколько раз, я менял маршрут своих поездок, но обмануть серых ворон так и не смог. Сперва мне казалось, что птицы читают мои мысли, раз точно знают, куда я сегодня приеду, но потом понял, почему так происходит. Видимо ворона с уродливым хвостом, первая заметила, чем я занимаюсь на озере, и проследила за мной до самого дома. Затем она стала постоянно следить, когда я выйду из подъезда с рюкзаком, и каким транспортом поеду на озеро. Если я шел, например, садиться в электричку, она прямиком летела на Лебяжье, и встречала меня там вместе с другой птицей у железнодорожной станции. Если я ехал на автобусе, то они поджидали меня на Горьковском шоссе. В конце концов, мне даже стало понятно, почему уродливая ворона вместе с исполнителем провожает меня по лесу, до самого озера. Делалось это видимо для того, чтобы убедиться, куда я направляюсь, ловить рыбу, или просто гулять по лесу. Сталкиваться с этими хитрыми птицами, приходилось не только на природе, а и в обычной жизни. Первое время после службы в армии, я работал дежурным электромонтером, в отделении по предварительной очистки хлопка, на химзаводе имени Куйбышева (современная Тасма). Производство считалось вредным, поэтому рабочим выдавалось молоко, расфасованное обычно, в треугольные бумажные пакеты. Зимой, чтобы его сохранить, многие рабочие выставляли свои пакеты с молоком на подоконник за окном. Очень часто, поставленное охлаждаться за окно молоко исчезало, и работяги возмущались, думая, что кто то, из их сослуживцев забрал пакет. Так продолжалось довольно долго, пока однажды причина пропажи молока, не выяснилась сама собой. Работавший в нашем отделении, электромонтером ремонтником Автономов Андрей, решил выпить выставленное им за окно молоко, но когда его открыл, то увидел, что серая ворона, с пакетом молока в клюве, летит через дорогу на крышу стоящего там склада. Пакет был явно тяжел для серой воровки, ведь она летела с ним, задрав вверх хвост. Перелетев на соседнюю крышу, она деловито стала долбить клювом свою добычу. Присмотревшись повнимательней мы заметили, что крыша склада напротив нашего окна, вся усеяна пакетами из под молока, которые натаскали туда серые вороны. Приведенный выше рассказ показывает, насколько еще мало, мы люди знаем об умственных способностях птиц, считая их безмозглыми созданиями. А ведь эти, наши пернатые соседи по планете земля, видимо намного умнее, чем мы думаем, и поэтому достойны уважения и заботы со стороны людей.               

1. Фотография автора.