Новая Ладога чудо-город. Жители

Ольга-Гось Литвинова
  Ещё одно имя, вызвавшее ассоциации – Евгений Шварц!

   Фонд 256 Опись 29 дело 350. О ремонте здания присутственных мест в г. Новая Ладога.  Начато 1910 кончено 1911 на 8 листах.
1 лист – МВД Новоладожский уездный предводитель дворянства камергер Двора Его ВЕЛИЧЕСТВА Шварц. Прошло около 11 лет со времени производства ремонта помещения, в котором находятся: Воинское Присутствие, моя Канцелярия, Дворянская Опека и Тюремный Комитет. В настоящее время, означенное помещение благодаря отсутствию столь продолжительного времени ремонта, приняло невозможный вид  требует безотлагательного производства ремонта как-то: обелка потолков, окраска дверей и окон, оклейка обоями стен и переборка полов и окраска их. На основании изложенного имею честь просить Строительное Отделение Губернского правления, сделать зависящее распоряжение о производстве вышеназванного ремонта и о последующем распоряжении уведомить меня.

Ответ – по неимению в распоряжении своём кредита в текущем году произвести указанные работы не может.
Лист 4 уже рукописный, с удивившей меня подписью «Евгений Шварц» от 12 марта 1911 года с резолюцией « Прошу Пономарёва П.Ф. составить смету».
5 лист – рапорт Пономарёва, что работы будут произведены.
Кто же этот тёзка писателя-сказочника Шварца? Нашла интересный материал. Евгений Григорьевич Шварц (1843-1932) – в юные годы паж, затем недолгий студент Петербургской консерва¬тории, помещик, земский деятель, камергер, действительный статский советник, предводитель дворянства Новоладожского уезда Петербургской губернии, известный коллекционер, чья коллекция пополнила коллекцию Русского музея в 1917-1918 годах, заканчивает свои дни при советской власти в ссылке в Средней Азии, куда был выслан с дочерью в весьма преклонном возрасте. Родной брат Шварца, Вячеслав, был замечательным художником, чья ранняя смерть помешала осуществить все замыслы, но и дошедшие до нас работы поражают талантом и мастерством. Жена Е.Г.Шварца,  Александра Владимировна, унаследовала коллекцию живописи отца Томилова, известного коллекционера, имела дом в Петербурге (ул. Восстания 38). Картины коллекции Шварца были отмечены вытесненными буквами в левом верхнем углу – ЕГШ. Такие буквы можно увидеть и на кирпичах, выпускаемых Шварцем. На групповом портрете семьи Шварцев художника Кустодиева Б.М., о работе над которой сохранились строки в письме Бориса Михайловича в 1908 году: «…Сижу в чудесной усадьбе на берегу Волхова… очень интересный этюд делаю в биллиардной комнате со старинными портретами, и вечером всех пишу в гостиной за пасьянсом….». Часть картин была продана Шварцем уже в годы Первой мировой войны из-за финансовых трудностей, но до Февральской революции 1917 года Евгений Григорьевич исполняет обязанности предводителя дворянства, позже отошёл от политической деятельности. В конце лета 1918 года решением Новоладожского уездного военно-революционного комитета было отобрано имение Успенское в Старой Ладоге, дом в Петербурге, землю разделили между крестьянами, а часть земель перешла в собственность детского дома, устроенного на территории Успенского женского монастыря. Дочь Александра некоторое время работала там воспитательницей. С 1920 года значилась среди учителей Староладожских школ, где преподавала рисование, рукоделие и французский язык. В 1925 году «комиссия по выселению бывших помещиков из их имений Волховского района» постановила выселить Шварца, но население относилось к нему с сочувствием и решение не вступило в силу. В 1926 году умерла супруга Шварца, а он жил в Старой Ладоге до начала 30-х годов. К 1932 году началось выселение всех помещиков, кулаков, лиц духовного сана в северные районы Сибири, Казахстан, Узбекистан. С этого времени судьба Шварцев неизвестна. Заинтересовала меня ещё одна страница жизни Евгения Шварца, чьё имя удивило сходством с именем писателя, чьи книги выдавала читателям в школьной библиотеке! Он принял участие в передаче материалов для создаваемого музея Лермонтова!
Н.И.Поливанов, учившийся с Лермонтовым в юнкерской школе, любил рисовать. После него остался альбом, отражающий события лагерной жизни юнкеров в Петергофе. Там есть изображения поэта, его близких друзей. Более 50 лет альбом хранился у В.П.Охотникова. По его словам, «все портреты в сценах замечательно похожи». В 1887 году в Петербурге готовилось открытие музея Лермонтова. Василий Павлович отыскал этот альбом в Яковке и принял решение передать его в музей. Он пригласил к себе соседа – Евгения Шварца, знатока и столичного жителя. Попросил его передать реликвию куда следует. Е.Г.Шварц был человеком глубоким и образованным. Воспоминания старика-соседа его всегда живо интересовали. Он обращается с письмом к основателю Лермонтовского музея, своему приятелю генералу А.А.Бильдерлингу: «С этой почтой, - пишет Евгений Григорьевич Шварц, - я выслал на твое имя тетрадь рисунков товарища Лермонтова Поливанова, которая принадлежит тоже товарищу Лермонтова, который ее жертвует в лермонтовский музей. В ней представлены сцены лагерной жизни и портреты. <…> зная твою лень, я тебя не беспокою ответом, не прошу непременно официально поблагодарить Охотникова, иначе он может подумать, что я зажилил его рисунки. 17.9.1887 г. Станция Колпна Орловской губернии». Этот альбом хранится в Пушкинском доме Академии наук в Ленинграде. (Чернов Н. Яковка: воспоминания о Лермонтове)
Через год будет столетие утраты нашим городом музея Лермонтова. Это боль очень большая для меня. Что имеем, не храним…