Ольгин внук - Владимир-князь

Ольга Ковалёва 6
«ЛИКОВАЛО ВСЁ И ПЕЛО В СЕЙ ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ».

        Это событие произошло в 988 году. …Владимир… велел объявить в городе  Киеве, чтобы все люди русские, вельможи и рабы, бедные и богатые шли креститься, и народ… устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая вера должна быть мудрою и святою, когда великий князь и бояре предпочли её старой вере отцов своих. Там явился Владимир, провождаемый собором греческих священников, и по данному знаку бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках; иереи читали молитвы и пели славу Вседержителя. Когда же обряд торжественный свершился, когда священный собор нарёк всех граждан киевских христианами, тогда Владимир, в радости и восторге сердца устремив взор на небо, громко произнёс молитву: «Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих, дай им познать тебя, Бога истинного, утверди в них веру православную. Будь мне помощию в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя твоё!»… В сей великий день, говорит летописец, земля и небо ликовали».
             (Н.М.Карамзин, «История государства Российского», стр. 79)
       Описание важнейшего дела Владимирова, которое всего более прославило его в истории… Исполнилось желание благочестивой Ольги, и Россия, где уже более ста лет мало-помалу укоренялось христианство… Древний летописей ваш повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями, обитавшими в земле козарской ( то же, что и хозарской – пояснение автора) или в Тавриде, присылали в Киев мудрых законников склонять Владимира к принятию веры своей и что великий князь охотно выслушивал их учение. Случай вероятный: народы соседственные могли желать, чтобы государь, уже славный победами в Европе и в Азии, исповедовал одного бога с ними, и Владимир мог также _ увидев, наконец, подобно великой бабке своей, заблуждения язычества, – искать истины в разных верах.

       Первые послы были от волжских, или камских, болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала вера магометанская, утверждённая там счастливым оружием аравитян: болгары приняли оную и хотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя, но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино – уставом безрассудным. «Вино, – сказал он, – есть веселие для русских; не можем без него». Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: «Идите обратно; отцы наши не принимали веры от папы». Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, – ответствовали проповедники, – но бог во гневе своём расточил нас по землям чуждым». – «И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других? – сказал Владимир. – Мы не хотим,   подобно вам, лишиться своего отечества». Наконец, безымянный философ, присланный греками, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру всё содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину Страшного суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осуждённых на вечную муку. Поражённый сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» – «Крестися, – ответствовал философ, – и будешь в раю с первыми ».   И великий князь отправил  десять  благоразумных мужей… Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты; наконец, прибыли в Константинополь. «Да созерцают они славу  Бога нашего!» – сказал император… и приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облачённый в святительские ризы, совершал литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется… Возвратясь в Киев, послы говорили князю о богослужении византийском с восторгом… Владимир желал ещё слышать мнение бояр и старцев. «Когда бы закон греческий, – сказали они, – не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его».

         Великий князь решился быть христианином. Гордость могущества и славы не позволяла Владимиру унизиться, в рассуждении греков, искренним признанием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения, он вздумал, так сказать,   з а в о е в а т ь    веру христианскую и принять её святыню рукой победителя. Собрав многочисленное войско, великий князь пошёл на судах к греческому Херсону, которого развалины доныне видимы в Тавриде, близ Севастополя. Завоевав славный и богатый город, который в течение многих веков умел отражать приступы народов варварских, российский князь ещё более возгордился своим величием и через послов объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их, юной царевны Анны, или, в случае отказа, возьмёт Константинополь. Родственный союз с греческими знаменитыми царями казался лестным для его честолюбия. …Василий и Константин… ответствовали ему, что от него зависит быть их зятем, что, приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и царство небесное. Владимир, уже готовый к тому, с радостию изъявил согласие креститься…
       В летописи сказано, что великий князь тогда разболелся глазами и не мог ничего видеть, что Анна убедила его немедленно креститься и что он прозрел в ту самую минуту, когда святитель возложил на него руку. Бояре российские, удивлённые чудом, вместе с государем приняли истинную веру (в церкви св. Василия, которая стояла на городской площади в Херсоне).  Херсонский митрополит и византийские пресвитеры совершили сей обряд торжественный, за коим следовало обручение и самый брак царевны с Владимиром… Сего не довольно: Владимир отказался от своего завоевания и, соорудив в Херсоне церковь, …возвратил сей город царям греческим в изъявлении благодарности за руку сестры их…                (Н.М.Карамзин, «История государства Российского», стр. 76,77)


 День памяти Святого равноапостольного Великого Князя Владимира (при крещении Василия) отмечается православными христианами 28 июля (15 июля по старому стилю).

На фото: памятник Святому князю Владимиру - крестителю Руси - в Москве.