Боград -7, Яков Ефимович Боград - 3

Любовь Гиль
   Жизнь Якова Бограда  в Сибири

В 1914 году Якову разрешили  выезд за границу для проведения медицинской операции, в которой он остро нуждался. Вместе с тем от ссыльной колонии ему был выдан мандат на международный социалистический конгресс в Вене. Но вспыхнула 1-ая мировая война, и Я.Боград остался в Красноярске под гласным надзором полиции. В феврале 1916 –го года за организацию забастовки типографских рабочих снова высылался в Туруханский край, в село Монастырское. В том же году порвал с меньшевиками и вступил в РСДРП. С лета 1917 г. на пропагандистской работе, в феврале 1918 г. был избран членом ЦИК Советов Сибири. Печатался в газете «Красноярский рабочий».   
 К тому, что уже было сказано можно добавить:
  «… при  его ближайшем участии сложилась в январе-феврале 1915 г. «Красноярская группа революционных социал-демократов», идейным руководителем которой он оставался до своего ареста 1915-16 года, после которого он возвращен в Туруханский край. Первое время после Февральской революции провел в Туруханске, в июне 1917 года формально в течение некоторого времени еще числился меньшевиком-интернационалистом. Член Средне-Сибирского и Енисейского бюро партии. Работал в самом Красноярске только наездами, проводя почти всё время в агитационных поездках по Сибири.
В октябре 1917 г. участвовал в составе делегации Красноярского совета в 1-м общесибирском съезде советов в Иркутске. Принял активное участие в организации в Иркутске военных ячеек и затем в декабрьских боях за советскую власть. Падение советской власти в Красноярске в связи с чехо-словацким выступлением, застало Бограда на руднике «Юлия» Минусинского уезда, где он остановился по дороге из Минусинска в Красноярск для проведения митингов о происходивших событиях.  Арестован  здесь и содержался в качестве заложника в Красноярской тюрьме.
В ночь 10 мая 1919 г. расстрелян белыми» [1] 
 Из [2] :   
«Для сибирской реакции лектор и трибун, обладавший исключительной эрудицией и пользовавшийся громадным авторитетом даже среди врагов, был гораздо опаснее многих активных деятелей Советской власти»

 Именем Якова Бограда назван небольшой городок (ранее село)  и район в Хакассии, центральные улицы в Иркутске, Красноярске, Минусинске и Улан-Удэ.

  Безусловно, меня не могла не взволновать трагическая судьба Якова Бограда, двоюродного брата моего деда. Всё, что известно о нем отражает его незаурядные способности и кипучую деятельность, мотивом которой была идея борьбы за построение светлого будущего для всех народов Российской империи. Он был  верен  идее интернационализма. Но до конца ли своих дней?
Какие мысли и чувства одолевали его в Красноярской тюрьме? Не постигло ли его разочарование?
Нам не дано узнать это. В опубликованных материалах о Г.В. Плеханове и его жене Р.М. Боград-Плехановой написано о том, что во время своего пребывания за границей Яков Боград бывал в семье Плехановых, всегда был там желанных гостем и, безусловно, он не мог не находиться под влиянием идей Плеханова. Позволю себе риторический вопрос: знал ли он о пророческих словах своего выдающегося родственника?
   Не мог, конечно, Я. Боград, находясь в Красноярской тюрьме, услышать  Г.В. Плеханова, который  незадолго до своей кончины  в 1918 г.  сказал Розалии Марковне:
«Революция, переживаемая нами, - не есть революция в европейском смысле этого слова, а кровавый эпилог реформы 1861 года. Солдат – это крестьянин, который пошел в революцию только для того, чтобы иметь помещичью землю, а до остальных завоеваний революции ему дела нет, он идет на буржуев, так как по его понятиям, это те же помещики» [3]   
  « На вопрос, долго ли продержится царство большевиков, Георгий Валентинович высказал мысль, которая считалась в то время ошибочной: « Большевики продержатся гораздо дольше, чем все мы думаем. Их сила опирается на отсталость наших экономических отношений и бессознательность пролетариата. Они держатся на народной глупости, а глупость – база солидная. Она была базой царизма, а теперь большевистской тирании. Большевизм – это  не марксизм, это смесь бланкизма и анархо-синдикализма, и, чтобы держать массы в повиновении нужна тирания» [3] (стр. 81-82)
   
  Возникали ли у Якова Ефимовича мысли близкие к высказываниям Плеханова? 
  На рубеже веков евреи Российской империи не были едины в своих  устремлениях, одни видели спасение от бесправия в революции, считая его общим для всех населявших империю народов, другие видели иной путь – путь избавления собственного народа от существующей несправедливости – в воссоздании еврейского государства на исторической родине евреев. Одни объединялись в кружки под знаменем революции, другие – в кружки, провозглашающие идеи сионизма. Но было немало и тех, кто не принимал никакого участия ни в каких кружках и не был предан ни той, ни другой идее. Сейчас,  когда  прошло почти сто лет,  мы можем только  изучать и анализировать прошедшие события, сожалеть, делать выводы. Но прошедший  ход истории изменить нельзя.
   
  Фото Якова Хаимовича(Ефимовича) Бограда из Музея Революции СССР с надписью
"Боград Я.Е. - видный советский партийный деятель в Сибири в 1917 - 1919 гг., член ЦК исполкома Совета в Сибири с октября 1917г. Расстрелян по приказу колчаковского генерала Розанова в Красноярской тюрьме в 9.05.1919 г".

 
 [1]   Сайт «Словари»

 [2] Сайт «wikimapia»   http://wikimapia.org/10406780/ru/

[3]  Р.М. Плеханова, « Год на родине», Диалог. 1991, №12, стр. 84-85

Читать дальше здесь:

http://www.proza.ru/2017/01/17/651