Заброшенное стрельбище

Стас Волгин
                НАУКОГРАД: КАРТИНКИ ИЗ ПРОШЛОГО

                ЗАБРОШЕННОЕ  СТРЕЛЬБИЩЕ

     Какое это чудо – прокатиться на лыжах в лёгкий морозец! Да ещё по укатанной колее, петляющей среди заснеженного зимнего леса. Старожилы институтской части нашего города, пожалуй, ещё помнят известную лыжную трассу, которая начиналась сразу за «Универсамом» («Дикси») и заканчивалась на разноуровневых горках старого военного стрельбища неподалёку от застывших берегов реки Дубны.  Однако в настоящем материале речь пойдёт не о любителях лыжных прогулок, а, собственно, об упомянутом заброшенном стрельбище…

     Данное сооружение появилось где-то в конце 50-х или в начале 60-х – ещё до осознанных воспоминаний автора этих строк. В лесных дебрях между северной окраиной ЛВЭ и рекой Дубной был вырыт удобный котлован с бревенчатым настилом для учебных занятий по огневой подготовке. Своего рода небольшой полигон. Сюда приезжали солдаты и офицеры из воинского гарнизона, расположенного когда-то в Александровке, а также сотрудники военизированной охраны ОИЯИ. 
     Выставив по периметру стрельбища часовых с красными флажками, военный люд упражнялся здесь в умении поражать фанерные мишени из карабинов, автоматов, пистолетов и прочего огнестрельного оружия. А мы, подростки с улицы Мичурина, нередко наведывались сюда в свободные от стрельб дни, чтобы основательно покопаться в песочке, отыскивая использованные пули и гильзы, которые составляли неотъемлемую часть тогдашних мальчишеских ценностей.
     Сегодня здесь остался лишь заброшенный карьер, поросший кустами и молодыми деревьями. Однако в памяти запечатлелось немало интересных эпизодов, связанных именно с этим местом. А два случая, произошедших на рубеже 60-х и 70-х, запомнились особенно…

                «ШПИОН»

     Как-то в летние каникулы мы с приятелем Сашкой решили после обеда покататься на велосипедах. Он – на своём «Школьнике», я – на «Орлёнке». Поехали к проходной ЛВЭ, потом свернули на ратминскую грунтовку. Незаметно добрались до пресловутого стрельбища. Оставив велики на краю котлована, принялись за привычное копание в песке, чтобы отыскать новые пульки и гильзы. И так увлеклись этим занятием, что не заметили, как перед нами неожиданно возникла достаточно большая бело-рыжая собака, похожая на лайку. Пёс порычал, но трогать нас не стал. Лишь присел рядом, внимательно наблюдая за нашими движениями.
     Слегка трухнув, мы с Сашкой медленно поднялись с колен и осторожно двинулись к велосипедам. Но лохматый «товарищ» снова угрожающе зарычал, не давая нам сдвинуться с места. С перепугу мы дружно закричали. На наши вопли из перелеска вышел незнакомый мужчина и, убрав что-то в кожаный футлярчик, висящий на боку, подошёл ближе.
   – Фу, Джек! Ко мне! Рядом! – скомандовал он собаке и внимательно посмотрел на нас. – Угу. А вы что здесь делаете?
   – Да так, – пожал Сашка плечами. – Пульки вот собирали. Откапывали.
   – Это что за пульки? – поинтересовался мужик.
     Мы достали из карманов свои «трофеи» и показали ему.
   – Вот… В песке нашли.
   – Ага! – незнакомец стал пристально изучать наши находки. – А вы знаете, пацаны, что на этой территории повышенная радиоактивность? Что здесь можно облучиться и серьёзно заболеть?  Тут ведь стратегические объекты рядом. Научные корпуса. Секретная лаборатория. Синхрофазатрон… Пожалели бы своё здоровье. М-м?
     Мы растерянно зашмыгали носами.
   – А вы, дяденька, зачем тогда здесь ходите? – задал я резонный вопрос.
   – Я-то? – рассмеялся он. – Работа у меня такая. Но вам всё равно не понять…
     Заговаривая нам зубы, мужчина зажал в ладони несколько пуль и гильз и незаметно убрал их в карман своей куртки. Остальное вернул.
   – Вот что, тимуровцы… – произнёс он на прощание. – Советую вам сюда больше не заглядывать. Если не хотите, чтобы ваши мамки потом плакали. Садитесь на велосипеды и дуйте домой на последней скорости… Пропусти их, Джек! Спокойно! Пусть едут…
   …Через пару дней, досконально проанализировав этот разговор, мы с Сашкой сошлись во мнении, что, скорее всего, встретили… шпиона. Самого настоящего! Не зря он наши пульки отобрал. А ещё прятал что-то в кожаном футлярчике на ремешке. Наверное, приборы секретные. Чтобы местность изучать. Ведь рядом действительно стояли за забором научные корпуса Лаборатории высоких энергий…
     Своими догадками поначалу мы хотели поделиться со взрослыми. Чтобы те сообщили кому надо в органы. Но потом передумали. Какие у нас доказательства? Засмеют! Да и приметы того дядечки с собакой мы особо не запомнили. Ищи, как говорится, ветра в поле… 

                БОЕВОЙ  ПАТРОН

     Однажды Пашка Сотников нашёл на стрельбище реальный боевой патрон. От автомата АКМ. Мы долго и с восхищением вертели в руках эту смертоносную штучку, пока кому-то из мальчишек не пришла в голову «светлая» мысль: «А давайте бросим этот патрон в костёр! Так бабахнет, что все птицы вокруг разлетятся. Заодно проверим – не бракованный ли он?»
     Идея пришлась всем по душе. Миновав перелесок, компания из четырёх человек спустилась к берегу Дубны. По дороге набрали хвороста. Метрах в пяти от реки запалили вожделенный костёрчик. Когда дрова основательно прогорели, Пашка на правах владельца находки скомандовал:
   – Давай, ребятня, в укрытие! Прячьтесь под берегом. И никому не высовываться! Ясно? Считаю до пяти…
     От костра нас как ветром сдуло. Спрыгнув с откоса на песчаную отмель, мы прижались к глинистому обрыву и стали ждать. Вскоре к нам присоединился и Пашка.
   – Ща-а! – уверенно произнёс он. – Так шарахнет, что…
     Прошло пять секунд, десять, двадцать. Вокруг царила гробовая тишина. Мы забеспокоились – неужели патрон испорченный?.. Ради хохмы Игорь Поляков сдёрнул с головы вязаную шапочку с пумпоном и, нацепив её на короткую палку, приподнял над краем берегового обрыва.
     И тут… Нет, это был не выстрел, а всего лишь короткий сухой щелчок. В то же мгновение над нашими макушками что-то противно просвистело. Обернувшись, мы увидели, как на середине реки разошлись в стороны небольшие круги. Словно от брошенного в воду камешка. А Игорь с удивлением посмотрел на свою шапку и, побелев, глухо произнёс:
   – Надо же… Края пумпона почему-то обгорели… Неужели пуля чиркнула?
   – Может, эти подпалины от костра? – предположил кто-то.
   – Не знаю… – задумчиво ответил парнишка. – Но… Я в такие игры больше не играю…
     По счастью, боевые патроны на стрельбище мы больше не находили…