Болотная змея Марийских лесов

Николай Наумкин
Болотная змея Марийских лесов.
Эта история произошла уже много лет назад, когда я отслужил в армии, вернулся в Казань, и устроился работать на химзавод имени Куйбышева (современная Тасма), в цех хлопкоочистки дежурным электромонтером. Работать посменно мне очень нравилось, ведь это позволяло реже видеться со своим  начальством. Сталкиваться с ним приходилось только тогда, когда выпадало работать три дня в первую смену, да и то частенько эти смены приходились на выходные дни или праздники. Была и еще одна выгода при сменной работе, за ночные смены, работу в выходные или праздничные дни полагалась доплата, поэтому мой заработок всегда был немного больше чем у электромонтеров ремонтников. Единственным недостатком было то, что выходные как правило выпадали на середину недели, и ходить в Марийские леса приходилось чаще в одиночку, так как у любителей туризма свободными были только суббота и воскресенье. Однажды летом, во время работы во вторую смену, мне поступил звонок об отключении оборудования на нижнем этаже здания. Как оказалось, в отделении отбельных роллов, так назывались аппараты, в которых хлопок сперва отбеливался с помощью хлора, а затем промывался в нескольких водах, сработала тепловая защита одной из мешалок. Устранив неполадки, я напомнил работавшей там аппаратчице, что при промывках, воды нужно заливать побольше, тогда и мешалки отключаться не будут. Когда я уже собрался уходить в свою дежурку, аппаратчица (женщина предпенсионного возраста) попросила меня немного посидеть у нее в отделении сказав, что она не видит никого в течении всей смены и ей не с кем даже словом перекинуться. Я решил выполнить ее просьбу и поговорить с ней часок другой. Эта аппаратчица, постоянно занималась вязанием на спицах, особенно работая во вторую или ночную смены, вот и в этот раз она вязала пуховую шаль. Сперва разговор у нас зашел о вязании, и она объяснила мне, что так она борется со сном, ведь иначе невозможно было бы например, отработать подряд три ночных смены и не уснуть. Затем она спросила меня, что я планирую делать, в свой длинный выходной который будет после отработки вторых смен. Я ответил, что как обычно собираюсь съездить в Марийские леса, и уже договорился с напарником который будет работать в ночную смену прийти пораньше, чтобы мне можно было успеть добраться до вокзала и утренним поездом уехать в лес. Тогда она спросила, а ты что, разве не боишься ездить в лес посреди недели один. Конечно нет ответил я, ведь с раннего детства этим занимаюсь, даже когда из армии в отпуск на десять дней приезжал, то целую неделю прожил на речке малый Кундыш. Я ведь тоже оттуда родом сказала аппаратчица, а вот леса все таки боюсь. Хочешь расскажу тебе историю, очевидцем которой оказалась сама когда была еще маленькой девчонкой предложила она. Я согласился ее послушать и она рассказала мне следующую очень интересную  историю. Родилась она и свое детство провела в деревне, на территории республики Марий Эл, правда как я помню название своего населенного пункта где жила она не называла. Жить было трудно, так как заработать деньги живя в лесной деревне было сложно, поэтому мать уже с шести или семи лет стала приучать ее к вязанию, чем они в дальнейшем и зарабатывали на жизнь. Деревня где она жила находилась достаточно далеко от крупных населенных пунктов в глухом лесу, в котором было и обширное по размерам болото. Никаких страхов, соседство с болотом, у местных жителей не вызывало, а даже наоборот, из за достаточного наличия влаги, это было самое урожайное на грибы, и ягоды место, где делались основные запасы даров леса на зиму. Конечно изредка происходили случаи, когда пропадала домашняя живность зашедшая туда, но в деревне все воспринимали это как неизбежную случайность, ведь понимали, что болото очень опасная штука, и в нем можно утонуть если не соблюдать мер предосторожности. Однажды, в начале лета отец сказал рассказчице, ну что дочка давай сходим к болоту, я слышал там уже новые грибы появились, мать нам суп сварит из свежих грибов, ведь сухие уже порядком надоели. Взяли они корзинки и пошли с ними в сторону болота. Нужно добавить, что вдоль всего края основного болота, по кромке леса встречалось много напрямую не связанных с ним небольших заболоченных низин окруженных деревьями, к одной из них они с отцом и подошли. Отец предложил, давай дочка ты иди по этому краю, а я пройду вдоль большого болота, низинка небольшая в конце ее встретимся, если на суп грибов наберем то и домой пойдем. Отец пошел по одной стороне болотца, а она по тропинке по другой его стороне. Пройдя почти половину пути, и насобирав уже несколько молоденьких подберезовиков, она увидела, что поперек тропинки лежит упавший на нее ствол сосны. Собираясь перешагнуть через него она уже подняла с земли ногу, как заметила, что дерево движется через тропинку в сторону болотца. Приглядевшись она увидела, что это не дерево вовсе, а толстое коричневого цвета тело, с крупной змеиной чешуей. Завизжав от ужаса, и бросив корзинку с грибами, она побежала назад по тропинке. Отец услышавший ее крики тоже поспешил ей навстречу. Когда они встретились, отец стал с беспокойством спрашивать, что с ней случилось, кто ее так напугал, но она не могла ему ничего сказать так как от страха лишилась голоса. Ладно, пойдем дочка домой сказал ей отец, а корзинка черт с ней, потом как нибудь подберем. Дома, придя в себя она рассказала родителям о том, что видела ползущую через тропинку огромную коричневую змею, но они не поверили ей и сказали, это тебе дочка наверное померещилось, деревня уже много лет здесь стоит, а люди никогда таких больших змей здесь не видели. Не удержавшись, она рассказала эту историю и своим деревенским сверстникам, которые тоже не поверили ей, стали называть обманщицей и многие даже перестали с ней общаться. Так прошло лето, наступила осень, и деревенские мужики решили перевезти в деревню дрова, которые они летом пилили около болота и складывали там в поленницы для просушки. Взяли с собой топоры, веревки, запрягли в телеги несколько лошадей и поехали на лесосеку. Когда они выехали из леса на вырубку, где лежали заготовленные на зиму дрова то увидели, что на них лежит свернувшись кольцами огромная коричневая змея, греющаяся на теплом осеннем солнышке. Постояв какое то время на краю вырубки, и обсудив увиденное они решили вернуться в деревню, так как ружья с собой взять никто не догадался, а подходить к этой змее с одними топорами они побоялись. По словам рассказчицы, разговоров по этому случаю в деревне было много, но к единому мнению люди так и не пришли, была ли эта змея жительницей их болота, или приползла сюда из какого то другого места, так и осталось загадкой. Помнится, когда я после этих вторых смен поехал в лес, то будучи под впечатлением от услышанной истории выбрал более посещаемое людьми место на озере Глухое. Проверить правдивость этого рассказа достаточно просто, нужно только запросить  в архиве хим завода имени Куйбышева (современная Тасма), сведения об аппаратчице Марийке по происхождению, работавшей в цехе № 2, в отделении хлопкоочистки на отбельных роллах, в период примерно с 1973 по 1976 годы. Это позволит узнать название деревни где она родилась, а поговорив с ее жителями или даже родственниками аппаратчицы, можно будет узнать больше подробностей о рассказанной мной истории, и самое главное о внешнем виде гигантской змеи. Имеется и письменное подтверждение того, что на этой территории, в древности могли водиться такие гигантские змеи. Самое древнее упоминание о подобном существе, можно найти в отчете написанном арабским путешественником Ибн Фадланом, для Багдадского халифа, о его поездке с посольством в Болгарское царство. Посольство, в котором Ибн Фадлан первоначально был помошником посла, преследовало цель, помочь закреплению на территории этого царства Ислама, как официальной религии. Он достаточно подробно описывает, нравы, быт, и обычаи Болгар, а также и природу этого края. В одном месте своего отчета Ибн Фадлан пишет, однажды гуляя в лесу около города, я увидел гигантскую змею,  толщина тела  которой была сравнима, с толщиной деревьев росших тут же. Испугавшись, я в страхе убежал из леса, а когда вернувшись в город рассказал об увиденном Болгарскому хану, то тот только рассмеялся выслушав эту историю, и успокоил меня сказав, змея эта не опасна, так как людей она не ест. Рассказ Ибн Фадлана, о змее огромного размера увиденной им в лесу может быть правдивым, да и реакция правителя посмеявшегося над ним тоже вполне понятна, ведь он видимо хорошо знал, что эта змея живущая в болотах, не имеет навыков охоты на суше и поэтому не опасна для человека. На территории Марийской тайги, до настоящего времени сохранилось еще много укромных заболоченных уголков, так почему же не предположить, что где то в глухих болотах можно еще встретить гигантских водяных змей.