До появления на Руси книгопечатания, все богослужебные книги переписывались от руки. Написанное никто с оригиналом не сверял, никакого контроля за переписчиками не было.
Ошибок и описок скопилось столько, что собрание Стоглавого собора в 1551г., потребовало от духовенства самостоятельно их исправить.
Но искажение в молитвах и обрядах возникали постепенно, утверждались веками и поэтому приобрели в представлении народа значение святой старины.
Патриарх Никон, изучив досконально церковные книги, пришел к выводу, что греческая церковь хранит православие в идеальной чистоте и русская церковь должна во всём ей следовать.
Никон начал производить реформы в церкви. Всё должно быть как у греков: количество земных поклонов, креститься по-гречески, одежда – греческая.
В молитвах были сделаны некоторые изменения. Это вызвало большое недовольство у многих людей. Никон поспешил получить поддержку у русского Церковного собора, а через год и у Константинопольского патриарха.
Получилось, что русская церковь опять становилась в подчинении греческой, как несколько веков назад.
Это нравилось не всем.
Новейшие священные книги, с исправленными ошибками, принимали не все обители и храмы.
Соловецкий монастырь, один из богатейших в стране, выступил против реформ и восемь лет выдерживал осаду царских войск.
Против церковных реформ выступали протопоп Аввакум, московский диакон Феодор, боярыня Морозова. Эти люди внесли «раскол» православной веры, который пустил глубокие корни в России.
Староверы, как их стали называть, не имели своей иерархии и в дальнейшем разделились на группы «толков» и «согласий».
(продолжение исторического произведения "Русь Великая")
http://www.proza.ru/2017/01/12/828