Древнерусские обряды. ч. 129

Ирина Склярова
           Став патриархом, Никон  стал устанавливать в церкви новые порядки.  Все праздники сопровождались пышными  церемониями и  обрядами.

Особенно торжественно и  великолепно, с выходом царя,  отмечали День  Богоявления и Вербное воскресенье. Тысячи  людей  приходили издалека, чтобы только увидеть освящение воды, совершавшейся  патриархом  на Москве реке.

        Открывали шествие на иордань стрельцы. Они были одеты в парадную  праздничную одежду и шли по четыре человека в ряд. За ними шел крестный ход: несли кресты, иконы, хоругви.
Потом  следовали священники, игумены, епископы, архиепископы, митрополиты и ,за ними – патриарх.

        Все были  одеты в самые дорогие и роскошные наряды. И чем выше был сан, тем богаче наряд.

        Потом начиналось шествие государя.

       Сначала шли дьяки в бархатных одеждах; за ними дворяне, стряпчие, стольники - все в блестящих златотканых нарядах.

Далее – думные дьяки и окольничие в шикарных, дорогих шубах.
Постельничий шел отдельно со свом отрядом: перед ним стряпчие несли царское платье, которое государь переодевал на реке.

Один стряпчий нёс посох, второй – шапку, третий – зипун, другие несли кресло и балдахин.

Царь выходил в одном из самых богатых нарядов: поверх зипуна и богатейшего станового кафтана на нём было одето платье из золотой материи, унизанное жемчугом и драгоценными камнями; царская шапка  блистала алмазами, изумрудами, яхонтами; на плечах богатая диадема; на груди  крест  из  животворящего дерева на толстой золотой цепи.

         В правой руке царь держал жезл, украшенный драгоценными камнями и золотом. Обут государь был в бархатные или сафьянные сапоги, которые были украшены жемчугом.

Царя под руки вели два стольника, надёжные ребята: из своих( по нашему –телохранители). Рядом шагали бояре в дорогих шубах и горлатых (мех брался из горлышка пушного зверька) высоких шапках.


         По обе стороны царского шествия шли стрелецкие полковники в бархатных  ферязях (верхняя одежда с длинными рукавами и без воротника) и турских кафтанах. Они оберегали государя от «утеснения нижних чинов», т.е. от простого народа.
Затем  следовали гости в золотых кафтанах, а за ними простой люд.

         Замыкали этот  парад 200 стрельцов.
          Обряд освящения воды происходил так:
- патриарх раздавал всем свечи;
-  погружал в воду животворящий крест;
-черпал серебряным  ведёрком воду и отдавал её ключарю;
-наполнял водой государеву стопу (сосуд) для окропления дворца;
-трижды осенял государя крестом, кропил святой водой и поздравлял с праздником.

         Затем два архимандрита кропили святой водой знамёна и войско, стоявшее на  Москве-реке.

Обряд «шествие на осляти» в память Входа Спасителя в Иерусалим, т.е. Вербное воскресенье, ничем по торжественности не отличался от  дня Богоявления.

         Утром рано государь выходил из Успенского собора в сопровождении бояр, окольничих  и совершался крестный ход. Впереди царя шел патриарх. Возле него с одной стороны несли Евангелие, а с другой крест.

Шли через Спасские ворота к  храму Покровского собора (храм Василия Блаженного) и останавливались возле Лобного места лицом на восток.

Недалеко от Лобного места  стояла осля. Это был конь, покрытый белым покрывалом с длинными ушами. Тут же стояла нарядная верба –  дерево, украшенное зеленью, плодами и цветами.

          Патриарх, поднявшись на Лобное место, подавал царю ваию (пальмовую ветвь), а потом вербу. Затем раздавал всем духовным и светским сановникам.
Архидиакон читал Евангелие о Входе Спасителя в Иерусалим, когда доходил до слов «и посла два от ученик» к патриарху подходили соборный протопоп с ключарём и он благословлял их «по осля итти».

Лошадь отвязывали, и патриарший боярин спрашивал:
 - Что отрешаете осля сие?
- Господь требует,- был ответ.

Патриарх садился на лошадь, а царь вёл осля  за поводок. По обе стороны шли бояре, стрельцы,  окольничие  и думные люди.

На всём пути дети  стелили под ноги государя кафтаны и куски цветного сукна.

Когда процессия входила в Спасские ворота, по всей Москве раздавался звон колоколов. Он не затихал до тех пор, пока  все не  вступали в Успенский собор.

        От вербы отсекали ветку и заносили её  в алтарь, а  оставшуюся часть раздавали людям.
 
Картина худ.Шварца "Вербное Воскресение...".

       (продолжение исторического произведения "Русь Великая")

                http://www.proza.ru/2017/01/12/740