Став патриархом, Никон стал устанавливать в церкви новые порядки. Все праздники сопровождались пышными церемониями и обрядами.
Особенно торжественно и великолепно, с выходом царя, отмечали День Богоявления и Вербное воскресенье. Тысячи людей приходили издалека, чтобы только увидеть освящение воды, совершавшейся патриархом на Москве реке.
Открывали шествие на иордань стрельцы. Они были одеты в парадную праздничную одежду и шли по четыре человека в ряд. За ними шел крестный ход: несли кресты, иконы, хоругви.
Потом следовали священники, игумены, епископы, архиепископы, митрополиты и ,за ними – патриарх.
Все были одеты в самые дорогие и роскошные наряды. И чем выше был сан, тем богаче наряд.
Потом начиналось шествие государя.
Сначала шли дьяки в бархатных одеждах; за ними дворяне, стряпчие, стольники - все в блестящих златотканых нарядах.
Далее – думные дьяки и окольничие в шикарных, дорогих шубах.
Постельничий шел отдельно со свом отрядом: перед ним стряпчие несли царское платье, которое государь переодевал на реке.
Один стряпчий нёс посох, второй – шапку, третий – зипун, другие несли кресло и балдахин.
Царь выходил в одном из самых богатых нарядов: поверх зипуна и богатейшего станового кафтана на нём было одето платье из золотой материи, унизанное жемчугом и драгоценными камнями; царская шапка блистала алмазами, изумрудами, яхонтами; на плечах богатая диадема; на груди крест из животворящего дерева на толстой золотой цепи.
В правой руке царь держал жезл, украшенный драгоценными камнями и золотом. Обут государь был в бархатные или сафьянные сапоги, которые были украшены жемчугом.
Царя под руки вели два стольника, надёжные ребята: из своих( по нашему –телохранители). Рядом шагали бояре в дорогих шубах и горлатых (мех брался из горлышка пушного зверька) высоких шапках.
По обе стороны царского шествия шли стрелецкие полковники в бархатных ферязях (верхняя одежда с длинными рукавами и без воротника) и турских кафтанах. Они оберегали государя от «утеснения нижних чинов», т.е. от простого народа.
Затем следовали гости в золотых кафтанах, а за ними простой люд.
Замыкали этот парад 200 стрельцов.
Обряд освящения воды происходил так:
- патриарх раздавал всем свечи;
- погружал в воду животворящий крест;
-черпал серебряным ведёрком воду и отдавал её ключарю;
-наполнял водой государеву стопу (сосуд) для окропления дворца;
-трижды осенял государя крестом, кропил святой водой и поздравлял с праздником.
Затем два архимандрита кропили святой водой знамёна и войско, стоявшее на Москве-реке.
Обряд «шествие на осляти» в память Входа Спасителя в Иерусалим, т.е. Вербное воскресенье, ничем по торжественности не отличался от дня Богоявления.
Утром рано государь выходил из Успенского собора в сопровождении бояр, окольничих и совершался крестный ход. Впереди царя шел патриарх. Возле него с одной стороны несли Евангелие, а с другой крест.
Шли через Спасские ворота к храму Покровского собора (храм Василия Блаженного) и останавливались возле Лобного места лицом на восток.
Недалеко от Лобного места стояла осля. Это был конь, покрытый белым покрывалом с длинными ушами. Тут же стояла нарядная верба – дерево, украшенное зеленью, плодами и цветами.
Патриарх, поднявшись на Лобное место, подавал царю ваию (пальмовую ветвь), а потом вербу. Затем раздавал всем духовным и светским сановникам.
Архидиакон читал Евангелие о Входе Спасителя в Иерусалим, когда доходил до слов «и посла два от ученик» к патриарху подходили соборный протопоп с ключарём и он благословлял их «по осля итти».
Лошадь отвязывали, и патриарший боярин спрашивал:
- Что отрешаете осля сие?
- Господь требует,- был ответ.
Патриарх садился на лошадь, а царь вёл осля за поводок. По обе стороны шли бояре, стрельцы, окольничие и думные люди.
На всём пути дети стелили под ноги государя кафтаны и куски цветного сукна.
Когда процессия входила в Спасские ворота, по всей Москве раздавался звон колоколов. Он не затихал до тех пор, пока все не вступали в Успенский собор.
От вербы отсекали ветку и заносили её в алтарь, а оставшуюся часть раздавали людям.
Картина худ.Шварца "Вербное Воскресение...".
(продолжение исторического произведения "Русь Великая")
http://www.proza.ru/2017/01/12/740