Что такое Я? Классификация четырёх Я человека

Сергей Гейзер
                Образ «я».               
      
     Человек с детства привыкает идентифицировать себя с определенной формой и принадлежностью к какому-либо виду. От своих родителей и окружающего мира он  собирает информацию о самом себе, отвечающую на вопрос «какой я?». Потом у него закрепляется привычка оценивать себя и свои поступки. Вследствие этой самооценки, в уме формируется представление о себе или образ себя. Этот собирательный «я»-образ закрепляется в нём, трансформируется с годами и проецируется в его жизни. Так  у человека создаётся персональный взгляд на себя, который и определяет в дальнейшем способ его взаимодействия с окружающим миром. Теперь свою личность он воспринимает умом через образ своего персонажа, который создаёт внутренний диалог и становится активным. И тогда человек, как во сне, действует от лица этого персонажа и живёт уже не своей, а «чужой» жизнью, подобно высказыванию Шекспира: «вся жизнь театр и люди в ней актёры». Такое отождествление похоже на вживание в роль или маску на лице и приносит тяжесть и запутанность жизни, в ущерб истинной самореализации человека.
      
    Многие люди ошибочно считают этот образ своим личным «я» и не понимают, что это всего лишь иллюзорная картина в уме, состоящая из мыслей, а не они сами. Этот статичный образ изначально ложен, так как является энергетической структурой с информацией, хранимой в памяти, подобно программе в компьютере. А сам человек является живым существом и может не соответствовать чертам своего персонажа. Если, например, в образе записано, что « я – хороший», а его поведение не соответствует этому, то включается внутренний судья, обвиняющий человека. Чтобы производить на окружающих впечатление «хорошего парня или девушки», он должен казаться таким, пряча своё естественное лицо. Человек, на самом деле, может быть и хорошим и плохим в разных ситуациях, но если он игнорирует проявление своей индивидуальности, то испытывает страдание от этого, живя по принципу: «как подумают обо мне другие». Сила образа захватывает внимание человека и управляет им, заставляя жить в рамках границ своего персонажа. Вот так образ, словно тёмные очки на глазах, искажает видение себя и образует искусственное «я» человека.
      
                Истинное Я

     Следующее «Я», которое мы рассмотрим, указывает на некую часть нашего существа, которое называют высшим или истинным «Я». Его присутствие можно осознать и пережить в пробуждённом состоянии сознания, когда человек получает опыт единства с жизнью и со всем сущим. Происходит обнаружение своей истинной природы и иллюзорности мысленного «я», что позволяет отпустить этот образ  и обрести реальное и безоценочное восприятие себя.         
               
         Так что же такое истинное «Я»? Почему его невозможно познать умом? Потому, что это Я Живое, а ум пытается охватить его мёртвыми знаниями и заточить в клетку мысленных форм. Это «Я» без «я», неуловимое, не ограниченное телом, вне понимания ума. Всё, из чего состоит наше тело и наш ум, является проявлением Жизни. Мы есть творение Жизни, которая живёт через нас и нами, даже без «нашего» ведома.  Нам кажется, что это мы живём в телах, но наши тела в первую очередь принадлежат Жизни по факту творения. Также и мы сами сотворены Жизнью, кем бы мы себя ни считали (человеком, душой и т.д.). Не жизнь принадлежит нам, а мы принадлежим Жизни. Если наше сознание тоже её проявление, то значит Жизнь не только осознаётся, но и осознаёт через нас. 
        Мы и есть эта Жизнь и  всегда являемся Ею, независимо от того, знаем об этом или нет. Эта Жизнь, обладающая разумом и сознанием, является нашим истинным «Я» и нашей сутью. Это «Я» не может быть личным или индивидуальным, так как Жизнь существует одна во всех, и она Единственная, что есть  во вселенной. Эта Жизнь в красочных вариантах, творящая Собою все миры и живущая во всём, лишь одна Истинная и Реальная. Нет ничего и никого, кроме этой Жизни, самозабвенно играющей Сама с Собой. И Она пробуждает сознание человека, открывая в нём знание Себя.

               
                Индивидуальное «Я»

     Следующее «Я», которое мы рассмотрим, имеет отношение непосредственно к человеку, как к отдельному живому существу. Ведь каждый организм на земле имеет индивидуальное сознание  и воспринимает реальность через одно тело и ум. Никто не живёт одновременно во многих телах. Значит этот звук «я» указывает на нечто, связанное с человеческим телом, то есть с его отдельным существом.
      Это «Я» и есть сознание Жизни в организме, живущее в нём и осознающее Себя единицей творения. То есть, Жизнь, отождествлённая с человеческим телом, осознает Себя Человеком и создаёт человеческое сознание. Из чего следует, что «я – сознание» отдельного индивида принадлежит Жизни, и не является результатом действия человеческого ума или общества. Это «Я» можно осознать через ощущение собственного присутствия или чувство «Я есть». Оно указывает на естество человека, как уникального и самобытного объекта живой природы.
      
     На земле живёт около 7 миллиардов человек, и среди них нет одинаковых людей. Все не похожи и неповторимы уже от рождения. Каждый имеет свой набор биологических и психических качеств, сочетание которых в совокупности составляет индивидуальность человека. К этим качествам относятся: физические особенности, интеллект, темперамент, привычки, склонности, предпочтения, вкусы, мировоззрение и многое другое. Как из комбинаций девяти цифр получаются миллиарды чисел, так же из взаимодействия этих черт формируется бесчисленное многообразие индивидуальностей. Некоторые черты могут изменяться и усиливаться вследствие профессиональной и личной деятельности. И чем сильнее они проявлены в человеке, тем в большей степени говорят о его уникальности.    
     Индивидуальность - это встреча с самим собой, вход в реальную подлинность самого себя. Когда отпадает маска персоны, тогда обнаруживается подлинное лицо, и вместо притворного ложного «я» остаётся родное, живое «Я» своей индивидуальности. То есть, без этой маски, без действующего персонажа в уме, человек просто остаётся самим собой, настоящим и реальным, какой он есть на самом деле, с присущими ему качествами и чертами. Такое отождествление со своей индивидуальностью, позволяет проживать себя настоящего,  «жить по – настоящему», и ощущать «правильность» своего жизненного пути.
      Когда говорят о любви к себе, люди подчас не понимают, что имеется ввиду под этой фразой. Любить самого себя – значит ценить и выражать свою индивидуальность. То есть быть самим собой, ощущать свою значимость и жить в гармонии со своими чувствами и желаниями. Это и есть настоящее «Я» человека, обозначающее его живость (жизненность) и индивидуальность.

                Личное «Я»
      
     Итак, есть ещё одно значение «я», которое произносит человек, когда высказывает свои различные состояния. И в каждом случае меняется место его локализации в человеке, но воспринимается как единое «я». Например, когда он говорит: « я иду, я сижу или я рисую», то это «я» представляет человека как физическое тело. Когда он говорит: «я думаю, я понимаю», то «я» отождествляется с умом. Когда говорит «я чувствую, я хочу, я наслаждаюсь», то выражает его душу. А когда говорит « я могу, я намерен, я готов», то его «я» указывает на дух. Почему так скачет это человеческое «Я»? Потому, что человек – это трёхчастное существо, состоящее из духа, души и тела. И он не может существовать  без какой – либо одной части. Человек – это не просто душа, живущая в теле, и не бесплотный дух, и не только разумный организм, а целостное существо, выражающее совокупность физических, душевых и духовных качеств посредством своей личности. То есть, когда человек говорит о своих действиях или состояниях, то он имеет в виду себя как личность или как живое лицо, обладающее именем.
      Чтобы уяснить взаимосвязь личного «Я» с трёхчастной природой человека, возьмём для наглядности яблоко. Как и любое физическое тело, оно имеет форму, плотность и цвет. Его вкус может быть сладким или кислым, а мякоть иметь различный вкус и состав микроэлементов. Внутри него есть сердцевина с семенами. Мы видим, что яблоко – это не просто кожура или мякоть или сердцевина по отдельности, но оно также является целым фруктом. Только снаружи нам видна лишь кожура, обволакивающая форму и содержимое плода. Так же и личность человека подобна одежде, покрывающей его трёхчастную природу. Она, своего рода, живая витрина человека, представляющая его внутренний мир окружающим. Все его мысли и желания, чувства и эмоции, убеждения и взгляды, отношение к себе и к людям, отпечатываются в зеркале его личности и проецируются во внешнюю среду.
     Личность, как феномен творения – это средство коммуникации, помогающее жить в обществе себе подобных. Она необходима для объединения обособленных индивидов в совместное общество – социум, в котором люди строят межличностные отношения. Обозначение «я – личность» по своей сути является живым внешним образом человека, олицетворяющим его самосознание. Каждый человек является одновременно и личностью и индивидуальностью. И назначение личности – быть выражением не мысленного образа «я», а своего внутреннего стержня - человеческой индивидуальности. Обнаружив и раскрыв её в себе, познав самого себя – человек становится индивидуальной личностью (индивидуумом), выделяющейся из безличной массы социума. Выражение и реализация своей индивидуальности и есть предназначение человека в жизни.
               

               
                Уровни Я сознания

      Итак, подведём итоги и систематизируем все обозначения «я» в единую линию, соединяющую разные уровни человеческой природы. Мы увидели, что «Я» человека бывает умственным «я», телесным «я», душевным «я» и духовным «я». На уровне ума «Я» воспринимается в виде мысленного образа. На уровне тела «Я» ощущается как своя индивидуальность. На уровне души «Я» переживается как личность. И на уровне духа «Я» проживается как бытие. Один и тот же символ «Я» на разных частотах энергии осознаётся образом «я», чувством «я», ощущением «я» и бытием «я».  Это доказывает то, что существует единственное многомерное «Я», которое проявлено и осознаётся через человека. Таким образом, человеческое «я» - это самосознание Жизни в его личности.
      Тайна «Я» заключается в том, что Жизнь в человеке не просто энергия и сила, сотворившая его, но Сама является этим человеком и осознаёт Себя в нём. «Я» - это Жизнь и Человек одновременно. С позиции Жизни - Я это То, что живёт и осознаёт себя человеком. А с позиции Человека – я есть тот, в ком пребываю Я (Жизнь).