Писатель А. А. Александров и его семья

Александр Александров 26
Писатель А.А. Александров и его семья
(Из книги Александров А.А. «Мировоззрение». М., 2016, 500с. ISBN 978-5-98109-116-2)



Уважаемый читатель! Как литературные редакторы, соратники и помощники писателя Александрова мы хотели бы (следуя его манере документальности изложения) рассказать Вам о малоизвестных страницах биографии этого человека с удивительной судьбой.

Мы благодарны семье А. А. Александрова за фотографии из семейного архива, а полковнику Серафиму Серафимовичу Аралову (основателю и многолетнему директору музея истории РХТУ) – за собранные им свидетельства педагогов, друзей и соучеников Александра Александрова. Мы также выражаем искреннюю благодарность редактору Исторического вестника РХТУ доценту Жукову Александру Петровичу за любезно предоставленные редакционные материалы об Александре Александровиче Александрове, подготовленные в 2003 году к его 70-летию.


Дипломник или кандидат наук…

Февраль, 1958 г. Идёт защита дипломных проектов на инженерном физико-химическом факультете Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева. Уникальный состав Государственной комиссии (академики Г. К. Боресков, Н. П. Сажин, И. В. Петрянов-Соколов) по предложению руководителя дипломной работы проф. В. В. Кафарова (впоследствии – основоположника химической кибернетики, академика РАН) принимает решение в порядке исключения за выдающуюся дипломную работу, опубликованную в ряде академических журналов (ЖПХ АН СССР, ИФЖ АН БССР и др.) присудить дипломнику сразу степень кандидата наук… Но выясняется, что эта практика совсем недавно запрещена… «Пострадавшего» зовут Александров Александр Александрович. Это – будущий руководитель известной у нас и за рубежом научной школы по процессам и аппаратам химической технологии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, заслуженный изобретатель РФ, заслуженный инженер РФ, почётный химик СССР, почётный деятель высшего образования РФ, доктор технических наук, профессор, академик ряда отраслевых российских и международных академий.


О «ревности» в искусстве.

При поступлении А. А. в МХТИ им. Д.И. Менделеева не обошлось без «приключений». Дело в том, что он впервые (и, пожалуй, единственный раз в истории МХТИ) набрал на вступительных экзаменах 35 баллов из 35 возможных (в 1951 году сдавали 7 вступительных экзаменов). Посетивший МХТИ министр высшего образования СССР  В. Н. Столетов пожелал познакомиться с «вундеркиндом» и спросил его, буквально, следующее: «Какой же это дурак не дал тебе при окончании школы медали?». «Виновником» был не «дурак», а (...)  учительница русского языка и литературы, которая, вероятно, «из ревности» поставила своей рукой пару лишних запятых в выпускное сочинение «круглого» отличника, потому, что он (а не она) руководил драмкружком школы (в котором состоял и сам директор). Интересно, что к 10 классу школы А. А. успел получить экстерном специальное театральное образование по классу режиссуры.


Награда нашла «героя», или «зигзаг удачи».

Здесь, в порядке отступления, расскажем о «забавном» случае. Будучи школьником (одной из школ Чувашии в г. Шумерля), а затем – студентом МХТИ (как бы оставаясь полпредом Чувашии в Москве), А. А., удачно выступая на республиканских и всесоюзных конкурсах чтецов-декламаторов, неоднократно становился лауреатом (опережая при этом некоторых уже известных к тому времени и впоследствии вошедших в «золотой фонд советского искусства» актёров). Когда же Чувашская АССР отмечала своё 50-летие, выяснилось, что, будучи школьником и студентом-менделеевцем,  Александр Александров, представляя Чувашию, «внёс значительный личный вклад в развитие и пропаганду национального искусства», в связи с чем был представлен к званию «заслуженный деятель искусств Чувашской АССР»… Такие вот «зигзаги удачи» были в его биографии… (добавим, что заслуженным деятелем искусств ЧАССР наш герой так и не стал, зато получил не менее почётные звания «заслуженный артист ЧАССР», затем – «заслуженный артист РСФСР», а позднее стал и «заслуженным деятелем искусств РФ»).

 
«Под щитом или – на щите», или «отец советского напалма».

Позднее попал он в совершенно другую «историю» в связи с участием в создании производства отечественного напалма, когда его прозвали одним из «отцов» создания напалма (вместе с Мерекаловым С. А. из ЦНИВТИСА, впоследствии ставшего доктором наук, генералом). «Отцу» советского напалма в то «героическое время» не исполнилось и 27 лет (производство было пущено в г. Кемерово в марте 1960 года). Молодой специалист А. А. Александров тогда работал старшим научным сотрудником в НИОПиКе (где с 1955 года «прошёл» последовательно все должности: лаборанта, старшего лаборанта, и.о. инженера, инженера, младшего научного сотрудника, и.о. старшего научного сотрудника) и был «брошен» на «горящую тему» (как предполагалось, в качестве «пушечного мяса», или, вернее, «овцы на заклание» – претендентом на «высшую меру социальной защиты»). Командировавшее его начальство не сомневалось, что «назначенца» гарантированно ждёт неудача и (как и его предшественников) «подрасстрельная статья» (такие тогда были «строгости»). Они просто хотели выиграть время, чтобы «доработать аппаратурное оформление» производства напалма, т.к. не успевали сделать это в связи со сжатыми правительственными сроками. В итоге "дорабатывать" "сырую" технологию А. А. Александрову пришлось непосредственно на производстве. И он сделал это весьма успешно! В результате его включили в список для представления на Ленинскую премию, но «наверху» из номинантов на «Ленинскую» исключили за «малолетство» (мол, ещё успеет), а также «за грехи» НИОПиКа, который он представлял, и «дали в утешение» Премию Совета Министров СССР.


Кандидат наук и «благодаря», и «вопреки».

Кандидатскую диссертацию А. А. Александров решил защищать в Ленинградском технологическом институте (ЛТИ им. Ленсовета), у члена-корреспондента АН СССР П. Г. Романкова, исключительно потому, что открытый А. А. «режим свободного фонтанирования» не признавался тогда этим маститым учёным (впоследствии новый режим, открытый А.А. был повсеместно признан, и они на долгие годы стали друзьями вплоть до кончины П. Г. Романкова). Пётр Григорьевич на защите А. А. Александрова выступал официальным оппонентом и высоко оценил оригинальность работы (А. А. до сих пор считает П. Г. Романкова одним из самых благородных и выдающихся людей, с которыми его свела судьба).


Доктор наук в 39 лет.

Докторскую диссертацию А. А. Александров защищал  в Московском энергетическом институте по специальности «Промышленная теплоэнергетика». Очевидная молодость и настырность соискателя снискали ему не столько славу, сколько увеличили ряды оппонентов. На защиту прибыла целая группа специалистов – «громить» диссертанта. Ситуация с защитой складывалась непростая, поэтому, отправляясь на защиту А. А. с супругой Галиной Ивановной (в качестве «команды болельщиков) сказали детям, что предстоит «просто очередное заслушивание диссертационной работы». Только сидя в ресторане (как было тогда принято)  после успешной защиты, мама позвонила домой и ликующим голосом сказала, что всё уже закончилось и закончилось победой. Так А. А. стал одним из самых молодых докторов наук в стране по специальности «Промтеплоэнергетика» (к этому времени он уже несколько лет руководил научной лабораторией и конструкторским бюро в НИИХИММАШе, куда был переведён из НИОПиКа по просьбе Минхимнефтемаша, имея уже учёное звание «старшего научного сотрудника» по специальности «Машины и агрегаты химических производств»). К своему сорокалетию доктор технических наук А. А. Александров был уже одним из ведущих специалистов в стране по процессам и аппаратам химических производств, руководителем научной школы, из которой уже вышел ряд кандидатов и даже докторов наук (к 2012 году число подготовленных им докторов наук достигло 45, а кандидатов наук – 186 человек!).


«Бурса» по-менделеевски.

[Примечание: слово «Бурса» (от позднелатинского bursa – сумка) –  общежитие для бедных студентов при средневековых университетах – часто в литературе используется как синоним разгульной жизни и «буйного  отдыха»].

Проф. А. А. Александров часто вспоминает студенческие годы в МХТИ. Вспоминается только хорошее: жизнь в общежитии в Жаворонках (посёлок в Подмосковье), а затем – в студгородке на Соколе (сейчас это – Москва); общение с выдающимися педагогами и учёными – академиками АН СССР Н. М. Жаворонковым, И. В. Петряновым-Соколовым, Н. П. Сажиным, Н. Н. Ворожцовым, В. М. Родионовым, будущим академиком В. В. Кафаровым, проф. А. Г. Касаткиным, членом-корреспондентом АН СССР А. Ф. Капустинским и другими. Большое влияние на его судьбу оказало многолетнее содружество с академиком В. В. Кафаровым, с которым они вместе работали в НИОПиКе (А. А. в должности младшего научного сотрудника, а В. В. Кафаров в должности старшего научного сотрудника - по  совместительству). А. А. часто вспоминается работа в объединённой концертной бригаде МХТИ и ГИТИСа (А. А. был руководителем бригады, а его помощником «по музыкальной части» был его друг В. А. Мозговой, или, как часто называет его А. А. «Витька Мозговой»). Особенно часто вспоминает Александров концерт бригады в клубе им. Зуева, где пели «Санта-Лючию» очаровательная Ксюша Жаворонкова (К. Н. Жаворонкова – дочь ректора МХТИ Н. М. Жаворонкова) с подругой Аллой Футорной, где читал басни легендарный Саша… (будущий зять академика Н. М. Жаворонкова и впоследствии – видный учёный, член-корреспондент АН СССР, профессор А. М. Чекмарёв, которого на долгие годы так и прозвали «Зять»). Также вспоминается участие в конкурсе мастеров художественного слова, где А. А. Александров трижды становился лауреатом (Есенинские, Пушкинские и Лермонтовские чтения), а также «подработка» на киностудиях (так, например, в кинофильме «Чемпион мира» А. А. сыграл одну из главных ролей).


«Семья» – семь «я»?  Нет – восемь!

«Подработки» были связаны со сложным материальным положением семьи, в которой А. А Александров был старшим сыном (всего в семье было шестеро детей, из которых пятеро, что называется, «пошли в науку»: трое стали профессорами в области химической технологии, лесной промышленности и строительной промышленности, а двое – кандидатами наук в областях текстильной технологии и военно-космической промышленности). В этом – несомненная заслуга родителей – Анны Александровны и Степана Никитича, которые, будучи сиротами и воспитанниками детского дома, сумели стать не только образованнейшими людьми, но и воспитать достойных детей.


Из жизни «замечательных» людей, или «нам не дано предугадать...». 

Часто вспоминает А. А. жизнь во Всехсвятском студгородке (корпус четыре во Всехсвятском переулке) на Соколе, дружба с аспирантами Ю. И. Дытнерским (позднее – крупным учёным, профессором, в течение ряда лет заведовавшим кафедрой процессов и аппаратов химической технологии МХТИ-РХТУ), Н. У. Ризаевым (впоследствии – известным учёным, руководителем вуза), талантливым аккордеонистом «Витькой Мозговым» (В. А. Мозговым) (кстати, А. А. и сам хорошо владеет аккордеоном и сочиняет музыку), известным «профкомовским деятелем» А. А. Пушковым (впоследствии – трижды лауреатом государственных премий СССР). В соседнем корпусе жил тогда доцент В. В. Кафаров (будущий «основатель химической кибернетики в СССР», академик АН СССР, приехавший из Казани на кафедру процессов и аппаратов химической технологии профессора А. Г. Касаткина). Справедливости ради, отметим, что и А. А. также приехал из провинции «покорять Москву». Вскоре после его поступления в МХТИ семья А. А. переехала в город Кострому, ставшую для уроженца Архангельска, «архангельского мужика» А. А. Александрова второй родиной.


Минули годы…, или, по-пушкински: «… он уважать себя заставил…». 

После окончания А. А. Александровым МХТИ им. Менделеева прошло 56  лет. В 2016 году А. Александров встретил свой восемьдесят третий день рождения.

А. А. Александрову присвоены почётные звания: «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», «Заслуженный деятель науки в области экологии и безопасности жизнедеятельности», «Заслуженный инженер России», «Заслуженный изобретатель СССР», Почётный работник высшей школы СССР, «Заслуженный химик СССР». Им опубликовано более 1000 научных работ (в том числе 55 книг), получено более 200 авторских свидетельств и патентов, лично подготовлено 186 кандидатов и 45 докторов наук (в том числе более 30 докторов наук для целого ряда зарубежных стран).


Академик А. А. Александров – кавалер целого ряда орденов, медалей, почётных знаков СССР и РФ, в том числе орденов «Почёта», «Дружбы народов», «За заслуги», «Звезда учёного», награждён Почётной Грамотой Государственной Думы РФ пятого созыва, является трижды лауреатом госпремий (СССР и РФ), лауреатом премии А.Н. Косыгина, премии Минобразования СССР (дважды), национальной премии «За трудовые достижения» и других, лауреатом званий «Doctor honoris causa», «Honorary Professor on key processes and techniques of industrial technology», «Почётный доктор Лодзинской политехники», «Почётный доктор  Дрезденского университета».

С уважением, литературные редакторы и общественные 
биографы  писателя Александра Александрова
Борис и Виктор Сажины.