Дерево айва

Виктор Панько
ДЕРЕВО АЙВА
- Андрейко! – позвал мальчика отец. – Ходи-но сюда. Подивись, шо принёс нам нанашко* Ваня!
В руке папа держал саженец какого-то дерева.
Андрюша подошёл и с любопытством приглядывался к новости.
- Гутей, - пояснил Георгий Иванович.
- Молдаване называют это дерево «гутуе», - вступила в разговор мама. – украинцы говорят «гутей», а по-русски называется «айва», кажется ещё – «японская». Говорят, она очень полезна. В ней витамина С значительно больше, чем в лимонах. Фактически – лекарственное, лечебное дерево….
Андрейкина мама - ЖЕНЩИНА, много чем интересующаяся,  много чего знает о лекарствах, а особенно – о разных рецептах, закрутках, компотах и  вареньях, которые она с удовольствием готовит на зиму.
- Так что, сына, будем иметь свою айву, - сказал папа. – Как тебе такое? Нравится?
Мальчик утвердительно кивнул головой.
- Тогда пошли сажать. Я возьму роскаль**, а ты бери на всякий случай барду***, могут оказаться лишние корни. Ты будешь выбирать место посадки, согласен?
- Да, конечно, - улыбнулся мальчик.
- Только надо выбрать солнечную сторону и подальше от других деревьев, хорошо?
- Вместе справимся, - засмеялся Андрейка.
- Яму, наверно, я смогу выкопать сам, говорят, она должна быть диаметром не меньше метра, а глубина – полметра. Правда, спина со вчерашнего трудного дня пошаливает, но, если что – поможешь.
- Конечно, папа! Вот я и топор взял!
- Молодец! Пошли.
- Пошли….
***
- Так мы тогда, 24 года назад, посадили это дерево, - показывает мне айву Андрей Георгиевич. - Помню тот день до малейшей секунды. Нет уже в живых моего отца, был он МУЖЧИНА строгий, но добрый,
да и мама, будь им земля пухом, как говорится, не намного его пережила. А дерево, вот, осталось.
Возьмите за поману**** несколько плодов айвы за моих родителей, за нанашка Ваню и за всех моих покойных родственников, оставивших нам в наследство эту прекрасную землю и своё огромное душевное тепло!

…Я уходил от этого дерева, сопровождаемый волшебным  запахом спелой айвы, и мне показалось, что он, этот запах, или, может быть, рассказ Андрея что-то важное поменял в моей жизни, и я начал понимать что-то такое, что раньше было недоступно моему пониманию.

*Нанашко – крёстный отец.
**Роскаль – штыковая лопата.
*** Барда – вид топорика.
**** «Давать за поману» - христианский обычай, распространённый во многих местах, дарить что-либо посторонним людям в знак поминовения усопших родственников.

12.01.2017.