Мы из сто семидесятой! Повесть. Глава 3
ИЗ ДНЕВНИКА ШКОЛЬНИКА ПРОСИКОВА
Папе давно хотелось съездить в Санкт-Петербург. А здесь как раз и отпуск подоспел.
- На недельку, к Сашке Арапову - мы вместе учились. Да ты знаешь его.
- Знаю, - ответила мама и почему-то помрачнела.
- Белые ночи... Воздухом подышать, - продолжал папа, немного смутившись.
- А в Москве тебе воздуху не хватает? - недовольно спросила мама.
- Там свежий, морской, да и в Питере я давно не был. Заодно и Борька город посмотрит.
- Это здорово! - закричал я в полном восторге. - Мы едем в Ленинград!
- В Петербург - поправил меня папа.
- В Санкт-Петербург, - поправила мама папу.
Все-таки после долгих разговоров, мама нас отпустила, хотя и не очень охотно.
И вот поезд набирает ход, папа пошел курить в тамбур, а я сижу у окна и набираюсь впечатлений. Их немного, и они скудные. Индустриальный пейзаж сменился сельским... Становилось скучновато. Я вышел в коридор.
- Тетя, это здесь при царизме истязали рабочее крестьянство? - спросил я у проходящей мимо проводницы, указывая на какое-то село, проплывающее за окном.
- Здесь истязают меня! - ответила она сердито, и загремела чайными стаканами.
Я внимательно посмотрел на ее лицо и видимую часть крупного тела, и следов от побоев не обнаружил.
- Куда едешь? - спросила она по-прежнему сердито.
- Мы с папой едем в Санкт-Петербург - посмотреть белые ночи.
- Баловство это, ночью спать надо, - проворчала проводница, - а не глаза таращить неизвестно на что... Чаю хочешь?
- Не-а. Я мороженое хочу.
- Мало ли кто чего хочет, - проворчала она опять. - Я, может, замуж хочу... - и глаза у нее потемнели. Женщина о чем-то задумалась, в лице обозначилась суровость - видно воспоминания были не из приятных, потом тряхнула головой, словно прогоняя наваждение, и сказала: - Да, истязали меня здесь... отчаянно! Вот помню одного: заладил - дай ему чаю горячего! Во всем поезде нет горячей воды, а ему - дай! Пиявкой припиявился. Так свой термос и отдала.
- Насовсем?
- Зачем насовсем... Чаю выпил и отдал. Помню и другого... Принимай, говорит, бутылки. Я ему отвечаю, что здесь не приемный пункт, а скорый поезд. А он знай одно - принимай бутылки! Горячка у него, что ли началась... Так и пришлось принять. А еще москвич был, командировочный... Ох, мучитель мой!
- Тоже терзал?
- Еще как! Женится обещал...
- Женился? - участливо спросил я.
Она ничего не ответила, только глубоко вздохнула, закрыла лицо рукой и вдруг яростно на меня закричала:
- А вот ваш брат, пионер, так он надо мной пуще всех измывается! С каникул ли, на каникулы ли - шныряют везде, бегают, дерутся, - ну, ни минуты покоя! Лучше год в глухой тайге с медведями и мошкой прожить, чем с вами один рейс сделать.
- Не знаю, о ком вы говорите, - я попытался защититься. - Нет у меня никакого брата пионера. Это у Фенимора Купера - пионеры. Я тоже не пионер. Нет их давно - пионеров.
- А что же есть? - как-то безнадежно спросила проводница, покачала головой, и опять углубилась в воспоминания. - Вот недавно случай вышел. Пристал ко мне пассажир: рыбья кость, хрипит, застряла в горле. А я что - стоматолог, кости ему изо рта вытаскивать! Да делать нечего. Залезла, вытащила... Наврал он: не рыбья косточка оказалась, а куриная... И врут все, врут... Вот она жизнь-то какая! А ты мне про агента Купера...
- Про Фенимора...
Я решил отвлечь ее от горестных дум.
- Тетя-проводница, а вы знаете, кто построил эту железную дорогу?
- Откуда мне знать... Я точно не строила.
- А построил ее граф Клейнмихель...
- Ты что, пионер, или как там тебя прозывают, дурочку из меня строишь. Какой граф Шмейхель! Будут тебе графы дороги строить... Да ты смеешься надо мной! Не дам тебе чаю! - Проводница посмотрелась в маленькое зеркало. - Ничего не видно, починить надо... Ишь ты, про Мархеля какого-то выдумал...
- Кураева... Анна Михайловна, - донесся голос из конца вагона. - Пора чай разносить.
- Ах ты, Господи, бригадир пришел... Иду, иду, Анатолий Иванович, - пропела она и торопливо, но с достоинством понесла свое большое тело по узкому проходу.
Пришел папа. Я опять стал смотреть в окно и, убаюкиваемый стуком колес, потихоньку заснул.
- Бологое, Бологое... - разбудил меня голос проводницы.
Я протер глаза и уставился в окно.
- Папа, вон станционный буфет. Мы будем здесь обедать?
- Ни в коем случае, сын мой, ни в коем случае!
- Но почему?
- Потому что, тогда мы уже не сможем поужинать в Санкт-Петербурге.
- Почему? И где же в таком случае, мы будем обедать? Без обеда нам никак нельзя! Иначе мы останемся голодными.
- Лучше голодными, - непримиримо сказал папа, - чем питаться в буфете. В противном случае, нам придется несколько дней обедать в больнице... если сможем. А обедать в больнице означает, что мы все равно останемся голодными. Да и боюсь я, не скоро здесь мы получим пищу, и поезд может уйти без нас. Так что давай-ка обойдемся домашними заготовками.
- Давай, - согласился я. Мне совсем не хотелось обедать в больничной палате. Больниц у нас и в Москве навалом - приходи обедай. Хочется доехать до Петербурга, где музеи, эрмигурт - тьфу! - Эрмитаж. Вот где можно пообедать.
Три дня мы не выходили из квартиры папиного друга. Звонили, приходили и уходили папины и дяди Сашины знакомые; они ели, пили, пели, а я сидел, смотрел телевизор, и выгуливал во дворе хозяйскую собаку. По телевизору про Эрмитаж ничего не показывали...
На четвертый день, рано утром, дяде Саше Арапову позвонили по телефону с работы. Не знаю, что ему сказали, но только он пулей вылетел из дома - в чем был одет. А надето на нем было не очень много. Может быть, ему обещали премию?
Позевывая, папа сказал, что пора нам прикоснуться к прекрасному, то есть к искусству, а для этого надо сходить в музей Эрмитаж. Я сказал, что мы с классом уже ходили в музей, и там нам категорически запретили чего-либо касаться. Папа ответил, что сам разберется без всяких там советов всяких там сопливых товарищей, чего надо касаться, а чего не надо. Вот только я не понял - на кого он намекал. Вроде бы тогда у музейных товарищей ни у кого из носа не капало.
До того, как посетить Эрмитаж, мы сходили еще в один музей - поменьше. Там мне не очень понравилось, потому что с мороженым туда не пускают.
- Вы боитесь, что я картины мороженым вымажу? - спросил я у билетерши. - Так ведь они под стеклом.
Но мои слова не оказали на нее никакого действия.
Впрочем, с мороженым в Эрмитаже мне тоже не повезло.
- С мороженым нельзя! - строго сказал билетный вахтер.
А чернявого мальчишку, стоявшего в очереди рядом со мной, и давившегося крем-брюле - пропустили! Я возмущенно указал билетеру на чернявого, проходящего вместе с группой внутрь музея:
- А ему можно?
- Ему можно. Он иностранец, - внушительно сказал билетер.
Иностранный парень обернулся, отхватил здоровый кус мороженого и, злорадно улыбаясь, что-то сказал, сопровождавшему их группу переводчику.
С обидой, торопливо глотая свое мороженое, я спросил у дяди-переводчика:
- Что вам сказал этот слабоумный?
- Ты где живешь, мальчик? - в свою очередь спросил меня переводчик.
- В Москве.
- Ты имеешь в виду гостиницу?
- Нет, город.
- На каком этаже?
- На седьмом девятиэтажного панельного дома.
- Ну так вот, этот мальчик просил тебе передать, чтобы ты немедленно ехал на вокзал, и купил билет далеко-далеко до Москвы. А по прибытию в столицу, дуй как можно быстрей на свою улицу, поднимайся на свой этаж и сиди там тихо-тихо, и ни кому не мешай. Так что - торопись, а то опоздаешь на поезд!
- Никуда я не опоздаю, мне и здесь хорошо, - сердито ответил я.
Тогда переводчик сказал мне, что я очень настырный мальчик, и до добра это меня не доведет А я сказал ему, чтобы он передал чернявому, что тот ни черта не разбирается в искусстве, и что это тоже ни к чему хорошему ни приведет.
В это время подошел папа, куривший в сторонке, и мы тоже вошли в музей.
А Эрмитаж мне понравился. Отличный музей! А какой там паркет! Давно я так не катался!
Когда я подкатывал к залу с голландской живописью, навстречу мне выкатился чернявый камрад. Я включил на полную мощность сигнал аварийной тревоги, а иностранный подданный стал громко бибикать. Но поздно... Мы настолько сблизились, что столкновение казалось неизбежным. Но все-таки, в последний момент, мне удалось уклониться от несущегося встречным курсом болида, и, изловчившись, мощным пинком придать ему еще большее ускорение. Сила пинка была так велика, что черныш, столкнувшись с переводчиком, вместо того, чтобы продолжить осмотр голландской живописи, заскользил совершенно в другой зал - с живописью Фландрии. И если этот козел еще раз налетит на меня, то я отправлю его к истокам живописи Голландии и Фландрии - на выставку "Искусство Нидерландов".
В одном из залов шедевров итальянского Возрождения, я увидел бородатого художника, делавшего копию с одной из картин.
- Здорово нарисовано, - кивнул я на копию, - красивее, чем настоящая.
Художник улыбнулся.
- Нравится?
- Да. Я тоже, наверное, стану художником... великим!
- Пока бороду не отрастишь - не станешь. Так что тебе до великого еще расти и расти.
- Козлы тоже бородатые, - буркнул я. - А что, безбородые великими не бывают?
- Почему, бывают, но их меньшинство.
- Так вот, я из того самого меньшинства, - сказал я гордо, и заскользил в другой зал.
Устав от просмотра великих полотен, мы с папой покинули Эрмитаж.
Недалеко от музея я заметил еще одного художника, на этот раз без бороды, стоявшего перед мольбертом, и задумчиво созерцающего чудо архитектуры, из которого мы только что вышли.
- Вы великий? - спросил я его прямо.
- Не знаю, - немного растерянно ответил он. - Я стараюсь... Я делаю...
- А что вы делаете?
- Как что? Пишу.
- Письма пишете?
- Какие еще письма! - рассердился художник. - Я тебе не Тургенев с Белинским. Это они были мастера письма писать, а я мастер по картинам. Вот сейчас только состряпал картинку... Чудная вещица! Можно сказать - новый поворот в живописи.
- И куда она повернет?
- А за мной и повернет, - скромно сказал он. - Я тебе сейчас покажу кое-что из моих работ. - Художник раскрыл огромную папку. - Смотри-ка сколько их здесь... Надо в рамки оправить. Ну, какая нравится больше всего?
Я поводил глазами и сказал:
- Мне, кажется, все-таки, что в вашей живописи - переворот, а не поворот.
- Это почему?
- Да вот возьмите хотя бы эту, - и я указал на самую большую. - У вас там все вверх ногами.
- Так и задумано. Она же называется "Цирк". А там все наоборот - ноги кверху, голова книзу...
- А вы в цирке давно были?
- Зачем мне там бывать, - все заменяет богатое воображение.
- Вы мне подарите эту картину?
- Я тебе ее лучше продам... Видишь ли, я еще художник непризнанный... пока. Нужно краски покупать, холсты. И покушать я люблю. Вот когда признают, тогда приходи - любую подарю, какую захочешь.
- А когда вас признают - через неделю, или через месяц?
- Скажешь тоже... через неделю. Может, годы пройдут... десятилетия, а то и... - Он не договорил, и печаль покрыла его лицо.
- Через годы мне не надо, - разочарованно произнес я. - Через годы, нет, через год, я сам стану большим художником. Зачем мне тогда ваши картины, у меня своих навалом будет - бери не хочу.
Мы пожали друг другу руки, и пожелали друг другу удачи и творческих успехов. На прощание я сказал:
- Вам надо бороду поскорее отрастить.
Но больше всего мне понравился Петергоф. Только там я мог спокойно поесть мороженое, и никто мне слова не сказал. Впрочем, один дядька сказал... Но папа ему тоже сказал... Они вообще много чего друг другу наговорили. И мне не очень понятно, чего этот дядя так раскипятился. Подумаешь, велика беда, немного фисташкового мороженого оказалось у него на брюках и ботинках. Можно подумать, он один огорчился. А я, у которого мороженое выскользнуло из ладони, когда я пытался им жонглировать, как тот отличный фокусник, которого я недавно видел в цирке на Цветном бульваре? А как огорчился папа, когда ему пришлось покупать мне еще одно мороженое...
Ну и конечно, меня впечатлили фонтаны, особенно "Самсон, раздирающий льву пасть". С этим Самсоном связана интересная легенда. Дядя экскурсовод сказал, что Самсон потерял всю свою силу, когда его подруга Далила выдрала у него все волосы на голове, пока он спал. Я не знаю, какая подруга вырвала волосы у папы, но хорошо и то, что у него остался еще какой-то венчик. Его сила нам с мамой еще пригодится, потому что папа говорит, что всю семью на своем горбу тащит. Правда, я садился не его горб давным-давно, когда был еще очень маленьким. Может, он маму на горбу таскает... Я не видел.
Так вот, Самсон этот - просто отличный! И здорово похож на Генку Тарловича. Только Генка глупый и в очках... но очень сильный, замечательный хоккеист и верный товарищ! И потом, он сам кого хочешь порвет.
Фонтан "Персей" тоже внушает. В руке у Персея голова Медузы, только не морской, а одной из трех сестер - горгон. Так вот, если горгоны на кого посмотрят, хотя бы на того же Генку - все! - амба ему. Уноси готовенького... Горгона Медуза - та была смертной, и приняла она смерть лютую от этого самого Персея. А вот две ее сестры - те бессмертные. Интересно, где они сейчас живут?.. Хотя подозреваю, что одна из них - Майка Борисова. Она как на меня посмотрит, - я тут же каменею.
Очень, очень красивый город Петергоф!
Да, еще я ходил гулять в Летний сад. Там тоже можно свободно есть мороженое. Садовый экскурсовод привел любопытные цифры о количестве статуй и бюстов, это сад украшающих. Когда я покинул Летний сад - одной статуей там стало меньше. Бюстов тоже поубавилось. Но их там так много, что, думаю, никто и ничего не заметит.
У памятника дедушки Крылову какой-то бабуин читал его басни.
А царь Петр, тот что стоит у Инженерного замка, напомнил мне Славкиного кота Ероху.
Ну вот, пожалуй, и все наиболее сильные впечатления.
Что же касается изучения естественной истории в городе Санкт-Петербурге, то в основном я наблюдал простейших в канавке уже упомянутого Летнего сада. Но это очень сложно без микроскопа.
Белые ночи папа так и не посмотрел. Ночами он спал. Его институтский друг, дядя Саша Арапов, тоже не смотрел, по-видимому, он насмотрелся на ночи раньше. А я так уставал за день, что мне было не до ночей, хотя бы и белых. В последнюю же белую ночь пришел ко мне во сне автопортрет не помню какого художника, долго ругал меня за невежество и сказал, чтобы я валил обратно в Москву и изучал историю искусства.
И на утро мы с папой повалили на вокзал.
Провожал нас дядя Саша Арапов. Проводы были теплыми. Это же подметила и проводница.
- Ну и тепленькие, - сказала она, и покачала головой.
А проводница оказалась та же, что обслуживала нас, когда мы ехали из Москвы в Санкт-Петербург.
На этот раз она предложила мне мороженое.
- Спасибо, - прохрипел я простуженным горлом, - лучше чаю.
- Ну как знаешь, мороженое хорошее. - Проводница пожала плечами и с удовольствием его съела.
Я завистливо посмотрел на нее. Нет, все-таки точно по этой дороге издевались над людьми. И традиция эта сохранилась.
А папа быстро заснул. Потом он признался, что ему снились дивные белые ночи.
Когда мы приехали домой, мама уже пришла с работы и ждала нас. Работает же мама доктором-медсестрой в поликлинике недалеко от нашего дома. Мама делает уколы, но совсем не больно. Говорят, что у нее золотые руки. Это неправда. Руки у нее обыкновенные, но очень красивые. Больные дарят ей конфеты и шоколадки. Но с конфет сыт не будешь, говорит мама, и тогда пристально смотрит на папу, а тот делает вид, что ничего не замечает. Я с ее утверждением не согласен, но предпочитаю молчать, потому что мама не любит, когда ей возражают.
- Ну что, надышались воздухом? - встретила она нас.
- Надышались, надышались! - закричал я. - Мама, какой потрясающий город Санкт-Петербург! - И я стал рассказывать ей про музеи, мосты, фонтаны, про папиного друга Сашу Арапова и их знакомых. Тут папа затосковал, стал делать мне какие-то знаки, кривить лицо, и сказал, что мама устала после работы и ей совсем неинтересно слушать про дядю Сашу, а мама, наоборот, проявила живейший интерес именно к этой части рассказа.
- Ясно, - вздохнула она, когда я кончил рассказывать, а папа сказал: - Гм, - и со скучным лицом пошел курить на балкон.
За ужином мама заметила, что холодильник у нас почти пустой.
- Это потому, что у нас совсем отсутствует аппетит, - сказал я, уминая вторую порцию голубцов.
- У нас отсутствуют деньги, - строго сказала мама и самым внимательным образом посмотрела на папу.
- Гмым, - произнес тот.
На следующий день папа отправился зарабатывать деньги, чтобы в холодильнике у нас было много вкусной еды. Но к моим летним впечатлениям, это уже не имеет никакого отношения.