3. Волшебная лампа

Владимир Улас
   Костерок наш догорел и угольки стали покрываться лёгким серым пеплом. Заметив мою зябкую дрожь, Старик предложил:

   - Пойдём в дом, я покажу тебе кое-что,  да и чай нам с утра не повредит.
 
   - Если я тебе не помешаю, то мне торопиться некуда, - охотно принял предложение я.

   - Не помешаешь! Только склони голову, когда заходить будешь, - предупредил Старик и первым шагнул в темноту жилища.
 
   Предупреждение было пропущено мною мимо ушей, и следующий нехитрый диалог состоялся у меня уже с верхним брусом дверного проёма:
 
   - Бум!- глухо поприветствовало меня сухое дерево.
 
   - Ай!- ответил я, и от резкого удара прислонился к косяку, потирая лоб.
 
   - Ты, гляжу, как и раньше гордый: ни за что не склонишь голову. А перед стариной надо кланяться, чтобы она тебя не покарала, - пошутил Старик, - не ходи дальше, пока я зажгу лампу.

   Когда хозяин поставил светильник на стол, я прошёл внутрь и сел на лёгкий, видавший виды, венский стул, который поскрипывал при каждом движении тела, но был чрезвычайно удобен. Старик отошёл куда-то в полумрак, а я стал разглядывать лампу на голом столе.

   Лампа у Старика была такая же древняя, как в моём детстве, когда я допоздна читал, или делал уроки. Сейчас такую керосиновую лампу днём с огнём не найдёшь, а  тогда они имелись в каждом доме. Устройство светильников было несложным. В зелёную жестяную ёмкость наливали керосин и вкручивали латунную или жестяную горелку, в которую аккуратно, чтобы не взлохматить, предварительно вставлялся хлопчатобумажный фитиль. Горелку венчала ажурная корона, по  зубчикам на ободке которой чередовались дырочки в форме сердечек и звёздочек. В слегка изогнутые зубчики вставлялась пузатенькая колба лампового стекла. Высокая колба своей удлинённой верхней частью обеспечивало тягу, а пузатенькая часть защищала от резких колебаний воздуха, способного погасить зыбкое пламя горящего фитиля при открытии дверей. Фитиль постоянно надо было аккуратно подкручивать по мере сгорания или просто для усиления пламени. Рассматривая лампу я крутанул пару раз регулятор фитиля туда-сюда, и вспомнились случайные эпизоды детства на постоялом дворе.


Далее "4. Если потереть лампу":
http://proza.ru/2017/01/12/1219

Начало:
http://proza.ru/2020/05/19/427