Индейцы Флориды. Акуэра

Игнат Костян
В центральной Флориде на территории современного округа Лэйк  есть озеро Гриффин, в котором берет свое начало река Оклава(ха) (Oklawaha). Воды этой реки, протяженностью 119 км текут строго с юга на север и впадают в реку Сент-Джонс. Когда в районе слияния этих двух рек в 1539 году впервые появились конкистадоры экспедиции де Сото, то перед их очами предстал индейский город, жители которого весьма агрессивно встретили испанцев, что в итоге заставило де Сото вступить с ними в противоборство. Индейский город изобиловал продовольствием, так необходимого  экспедиции, которая намеревалась двигаться  дальше на север от Тампы (Тампа-Бэй) до Окале (или Элоквале, так предположительно назывался один из индейских городов – И.К.).
 Испанцы назвали этот город Акуэра (Acuera) по имени кацика, которого де Сото обложил данью и обязал на протяжении двух недель доставлять кукурузу в лагерь испанцев близ города индейцев племени акуэра, который назывался Элоквале (позже Окале).
 Дважды де Сото посылал своих солдат в город Акуэра с требованием к вождю предоставить испанцам нужную провизию, и дважды индейцы города Акуэра оказывали визитерам достойное сопротивление.
 «Мы столкнулись с жестокими и гордыми воинами, – писал летописец экспедиции Гарсиласо де ла Вега, – которые, после того как поражали христиан пиками, снимали  с их голов кожу с волосами. Кроме того, они отрезали мертвым христианам головы и вырезали из них языки. Мы предлогали им мир, но они не соглашались…».
Свидетельство экспедиции де Сото об индейцах коренного флоридского племени акуэра  является первым документальным свидетельством европейцев об этом небольшом тимукуанском народе.
Язык индейцев акуэра считался одним из десяти диалектов языка племени тимукуа и был назван францисканским миссионером Франсиско Парехой языком «Санта-Лусиа-де-Aкуэра», в соответствие с названием католической миссии основанной испанцами в 1627 году недалеко от Сент-Огэстина.
Также акуэра были известны и французам в период их недолго владения Флоридой (1564 – 1565 гг.) Карта, изготовленная членом экспедиции Рибо Жаком Ле Мойном показывает город  Aquouena (Aкуэра?) расположенный восточнее от Eloquale (Элоквале) в районе слияния рек Оклава(ха) и Сент-Джонс, где главным кациком был индейский предводитель по имени Акуэра, являвшийся на то время, как указывал Ле Мойн, «вассалом» верховного вождя индейцев племени ютина.
Основав в 1564 году в устье реки Сент-Джонс форт Кэролайн, французы установили с акуэра (впрочем, как и с тимукуа) союзнические отношения. Акуэра согласились оказывать французам военную поддержку в противоборстве  испанцам, не только потому, что испытывали к испанцам  неприязнь, вызванную воспоминаниями о контактах с людьми де Сото, но еще и потому, что французы избавили акуэра от подданнических отношений  к ютина, «вассалами» которых акуэра до того времени являлись.
Однако после того как испанцам удалось выбить французов с полуострова, акуэра переметнулись на сторону испанцев, дабы снова не стать данниками верховного вождя ютина.
 Испанские документы, датируемые 1597 годом, указывают, что в этот год в Сент-Огэстин прибыли послы из индейского города Акуэра во главе с женщиной кациком, которая просила испанцев «принять ее народ на послушание и научить вере в бога белых людей». Но восстание индейцев гуале, которое произошло незадолго до того как в Сент-Огэстин прибыла делегация акуэра, стало причиной, по которой тогда все миссионеры были отозваны властями Испании из Флориды.
Однако эта причина не помешала акуэра поддерживать добрососедские отношения с испанскими колонистами из Сент-Огэстина. На протяжении периода 1597 – 1602 годы индейцы акуэра осуществляли систематическую торговлю с испанцами, поставляя в форт оленьи шкуры, каштаны и посуду.
Стоит отметить, что кацики вождеств Такуру и Элоквале, как указывают испанские источники, раньше других вождеств племени акуэра установили добрососедские отношения с испанцами из Сент-Огэстина.
Исторически, индейцев племени акуэра исследователи относят к народам археологической культуры «Сент-Джонс» (500 лет до н.э.). Народам этой культуры была известна экзотическая керамика (посуда, которая применялась в ритуальных целях)  изготовленная из глины, которую брали из проточной воды. Эта глина содержала большое количество спикул (структурные элементы пресноводной губки – И.К.), благодаря чему изделие было достаточно мягким, чтобы наносить на него орнаменты пальцем.
 Характерным элементом культуры индейцев акуэра были курганы – «навозные кучи» из раковин морских и пресноводных моллюсков, а также костей животных и рыб.
 Кроме «навозных куч», в культуре акуэра присутствовали насыпные курганы, где индейцы на вершинах курганов в отдельных склепах хоронили умерших в согнутом положении. Первые курганы индейцев акуэра в высоту составляли 1,5-3 метра.
  Перед захоронением покойников, индейцы отделяли плоть от костей. Кости хоронили отдельно в общих могильниках. После того как плоть сгнивала, на место склепа добавлялся новый слой песка, где сооружался новый склеп для другого покойника, в котором также хоронили плоть без костей. Количество погребений в одном кургане доходило до сотни, но большинство захоронений акуэра не превышало двадцати пяти.
Под воздействием Миссисипской культуры курганы акуэра со временем видоизменились и увеличились в размерах. На вершине этих курганов высотой 50-60 метров индейцы стали сооружать земляные платформы, на которых устанавливались культовые постройки и дома кациков. Вдоль основания таких курганов индейцы устраивали могильники для усопших соплеменников.
Социальная организация индейцев акуэра строилась по принципу вождества. Власть кацика в вождестве передавалась по наследству.
 Известны несколько вождеств на территории занимаемой племенем: Акуэра, Авиньо, Элоквале, Утиака, Такуру, Пайлиуко и Мокосо. Последнее вождество, как полагают ученные, было перенесено индейцами на территорию провинции Акуэра из Тампа-Бэй, после того как по нему в 1539 году прошелся отряд де Сото. Причем исследователи полагают, что после перенесения вождества Мокосо в земли индейцев акуэра, последнее потеряло свою самостоятельность и находилось под властью вождества Акуэра. Так же под властью кацика из города Акуэра находилось и вождество Пайлиуко, а вождества Утиака и Такуру подчинялись кацикам города Авиньо.
Мужчины и женщины акуэра внешне представляли типичных индейцев тимукуа, речь о которых пойдет ниже. Они раскрашивали свои тела красной охрой и вплетали перья в локоны своих волос. Мужчины носили набедренные повязки из волокон пальметто, а женщины замшевые юбки. В холодную погоду, как мужчины, так и женщины обворачивали свои обнаженные тела в тонкие, выделанные плащи из оленьей кожи.
Акуэра считаются племенем охотников и собирателей, которые отчасти вели примитивное сельское хозяйство, выращивая кукурузу, тыкву и бобовые культуры.
Основным продуктов в рационе питания индейцев акуэра были речные моллюски, устрицы и мидии. Кроме этого акуэра питались рыбой, в точности зубаткой (лучеперые рыбы из отряда сомовых – И.К.), а также другими разновидностями рыб, рептилий, млекопитающих и птиц.
 Результаты изучение археологами «навозных куч» в местах нахождения городов акуэра позволяют сделать вывод, что акуэра промышляли ловлей пресноводных черепах, мясо которых потребляли в пищу круглый год. Рыбалкой и ловлей пресноводных занимались исключительно все члены общества акуэра: мужчины, женщины, дети.
 В пищу, индейцы также употребляли многочисленные продукты растительного происхождения: ягоды, орехи, плоды сабаль пальметто, листья амаранта в качестве зелени, а также другие растения, произраставшие в водно-болотистых угодьях страны Акуэра.
Выращенную на огородах тыкву акуэра в основном  использовали в качестве сосуда или контейнера для хранения жидкостей.
Акуэра в отличие от других нардов Флориды и вообще Юго-восточного ареала обитания, практически не зависели от выращивания кукурузы, поскольку болотистая почва на территории их проживания, была малопригодна для данного вида сельскохозяйственной культуры.
В обиходе эти индейцы приспособились использовать мягкий камень, а также ракушечник и песчаник (осадочная горная порода, состоящая из песка и обломков различных минералов – И.К.), которыми затачивали и шлифовали различные инструменты.
Орудия труда акуэра были примитивными, сделанными из кости, раковин и камня. Изделия из кремня, также используемые этими индейцами в быту, представляли смесь стилей архаической и исторической эпохи развития.
С возвращением во Флориду францисканцев, в нижнем течении реки Оклава(ха), в 1612 году монахи основали первую миссию на территории племени акуэра. Миссия Сан-Блас-де-Хабино объединяла в себе население городов  Авиньо, Такуру и Утиака, и по причине разразившегося в 1620 году восстания акуэра, балы впоследствии заброшена.
В 1627 году францисканцы основали миссию Санта-Лусиа-де-Aкуэра и около 1630 года миссию Сан-Луис-де-Элоквале, где окормлялись жители городов Акуэра, Авиньо, Такуру, Уатика и Элоквале.
В конце 20-х годов ХVII века из системы миссий на территории племени акуэра выпало вождество Уатика. Для жителей этого вождества, учитывая географическое расположение самого индейского города, испанцы на восточном берегу реки Сент-Джонс основали отдельную миссию Сан-Диего-де-Хелака. Основание этой миссии в указанном районе обуславливалось стратегической необходимостью, поскольку в этом месте пересекались пути, соединяющие Сент-Огэстин с системой западных миссий  на полуострове. Поскольку дороги упирались в реку Сент-Джонс, то в месте пересечения реки нужна была постоянная переправа,  а, следовательно, и люди, которые бы ее обслуживали. Таким людьми стали индейцы акуэра из миссии Сан-Диего-де-Хелака, которые на своих челнах и на плотах осуществляли перевозки путешественников.
 Акуэра, по словам отца Пареха были «послушной паствой и весьма внемлили наставлениям отцов миссионеров. Они мало понимали  учение о Святой Троице, но что касается исполнения церковных обрядов и послушаний, то являли собой пример для подражания».
К концу 1640-х годов, испанские колониальные власти наложили на индейцев провинции Тимукуа, города которых располагались между Сент-Огэстином и провинцией Апалачи тяжелое бремя трудовой повинности. Спасаясь от непосильных трудов, жители этих индейских городов бежали на юг в город Акуэра и страну индейцев Агуа Дульсе. Кацик города Уатика также увел своих людей из миссии Сан-Диего-де-Хелака, оставив переправу через реку Сент-Джонс без работников.
В 1650-х годах на территории провинции Тимукуа, в которую входили миссии племени акуэра, разразилась эпидемия оспы, по причине которой численность индейцев миссий значительно сократилась. Как следствие эпидемии в 1656 году вспыхнуло восстание индейцев тимукуа, к которому присоединились и акуэра.
Как свидетельствуют испанские документы того времени, в уничтожении миссий и расправе над католическими священниками в основном принимали участие акуэра «не принявшие Святого Крещения», то есть не христианизированные индейцы. Более сотни индейцев акуэра из числа не христиан в 1678 году предстали перед колониальным судом, за многочисленные убийства и бесчинства, творимые во время восстания.
После того как в ходе восстания многие католические миссии были уничтожены индейцами, перед колониальными властями встал вопрос  о целесообразности сохранения миссий на территории племени акуэра.
 Фактически, после восстания, испанцам удалось восстановить функционирование лишь двух миссий Санта-Лусиа-де-Aкуэра и Сан-Луис-де-Элоквале, которые распределили между собой всю христианскую паству из числа народа акуэра.
 Миссия Сан-Диего-де-Хелака была вновь заселена индейцами акуэра только в период около 1689 года. Бежавшие под натиском крикских племен индейцы миссий Санта-Лусиа-де-Aкуэра и Сан-Луис-де-Элоквале в вынуждены были поселиться  в Сан-Диего, но как оказалось ненадолго, поскольку и оттуда их вытеснили крики, заставив уйти на юг вместе с остальными остатками своего племени.
Известно что акуэра в начале ХVIII века упоминаются среди индейцев тимукуа относившихся к миссии Пуэбло-де-Тимукуа, расположенной близ Сент-Огэстина.
В 1736 году последние представители племени акуэра были расселены   в центрально-восточной части Флориды на территории современного округа Волусия в местечке Москито-Лагун (на реке Индиан-Ривер), на реке Галифакс и на реке Томока.
На сегодняшний день племя акуэра считается полностью вымершим.