Лоси

Николай Наумкин
Лоси.

Прежде чем начать рассказ, об этих, широко распространенных в средней полосе России животных, хотелось бы сделать небольшое отступление от этой темы, с тем, чтобы читателю стало понятно, на каком фоне происходили описываемые события. Лоси, это самые крупные, и хорошо известные всем жителям страны животные, поэтому встреча с ними в их естественной среде обитания вполне обычное дело. Поэтому, опустив все малозначительные случаи встреч с этими лесными жителями, хотелось бы рассказать, только о трех эпизодах близкого контакта с этими животными, когда я начал вплотную заниматься рыбным ловом. Спустя год после возвращения из армии, я уже женился, а спустя еще девять месяцев появился первый ребенок. Моя жена Таисия, оказалась женщиной с довольно сложным капризным характером, поэтому, не желая еще больше обострять семейных отношений, я соорудил себе самодельную удочку, и стал уходить с ней на природу. Ловить рыбу, я естественно не умел, поэтому приходил домой, с одной, двумя, или тремя рыбешками. Каждый раз жена встречала меня ехидной улыбкой и говорила, ну что, опять принес двух, или трех малявок, другие мужики если ходят на рыбалку, то приносят домой рыбу, а не это посмешище. И вообще мне кажется, ты не на рыбалку ходишь, а на свиданье с бабой, а рыбу приносишь для отвода глаз. Однажды, я разговорился на эту тему, с работавшим вместе со мной смазчиком, и шорником, Русаковым Гришей. Узнав, в чем состоит моя проблема, он сказал, а хочешь, я научу тебя, как наловить много рыбы. Из дальнейшего разговора выяснилось, что раньше он серьезно занимался ловлей рыбы вентерями и предлагал научить меня как их сделать. Прежде всего, мне необходимо было научиться вязать сетное полотно, и только после этого он обещал объяснить, как изготовить сам вентерь. Показать, как нужно вязать сетку, взялся другой мой сослуживец, Володя Ермолаев, так же как и я работавший дежурным электромонтером. Постоянно передавая друг другу дежурство по смене, я видел как он, от нечего делать плетет на работе сетки авоськи из толстой капроновой нити, поэтому со своей просьбой научить меня вязать я обратился к нему. Очень скоро, я связал несколько таких хозяйственных сеток авосек, чем даже обрадовал свою жену. Зимой 1972 - 1973 года, по расчетам Гриши Русакова, я начал вязать свой первый вентерь. Не особенно веря, в правильность своего занятия, я за зиму все же сумел связать и оснастить один вентерь. Ранней весной, когда снег в лесу уже сошел, я решил испытать свою ловушку, поехав с ней, на дальнее Лебяжье. Помнится, стояло теплое солнечное утро, когда я со своей новой снастью в рюкзаке, вышел из автобуса на остановке озеро Светлое и отправился на дальнее озеро. Дальнее Лебяжье, оказалось совершенно безлюдным в этот ранний час, да и день недели был будничным, ведь я работал посменно, и мне нужно было идти на работу в ночную смену, к одиннадцати вечера. Изготовив два колышка из ветвей тальника, я разделся до пояса, и полез в воду ставить ловушку, соблюдая все рекомендации которым меня учил Гриша Русаков. Вдавил в донный ил, переднее большее по размеру кольцо вентеря, прошелся вдоль крыла направлявшего рыбу в снасть, проверяя, что оно плотно лежит на дне, после чего вышел на берег и оделся. Положив пустой рюкзак около дерева, я уселся на него, прислонившись спиной к стволу сосны, и стал ждать, греясь на теплом весеннем солнышке. Очень скоро, я понял, что совершил большую ошибку, не захватив с собой хотя бы удочку, ведь сидеть и просто ждать оказалось очень томительно. Сразу же вспомнилась народная поговорка, нет ничего хуже, чем ждать или догонять. Сидя у сосны, и видя в воде торчащие из нее концы колышков, честно говоря, я стал сильно сомневаться, думая, ведь рыба не такая дура, чтобы лезть в поставленную мной ловушку. Может быть, я зря буду тут сидеть целый день как дурак, а вся эта затея с ловушкой вообще полная ерунда. Промучившись, какое то время в сомнениях, я решил для себя, дождаться двенадцати часов дня, и посмотреть, есть в ловушке рыба или нет. Даже это сделать оказалось трудной задачей, ведь стрелка на часах, словно нарочно двигалась очень медленно. С трудом дождавшись двенадцати часов, я полез в воду проверять свою снасть. Когда до торчащего из воды конца колышка удерживающего бочку вентеря осталось примерно около двух метров, он сильно задергался, и я сразу понял, что внутри ловушки кто то есть. Над водой, где стояла сама снасть, образовался прямоугольник из всплывших на ее поверхность пузырьков воздуха. Выдернув колышек, и подняв над поверхностью воды задний край вентеря, я чуть не грохнулся вместе с ним обратно в воду, настолько увиденное поразило меня. Впервые в жизни, я видел столько много пойманной рыбы. Сложив все кольца вместе, и намотав на них крыло вентеря, я быстро вылез из воды, и не вытаскивая рыбу из ловушки, положил ее в рюкзак, и поспешил домой, чтобы показать улов своей жене. Когда дома, я вывалил из своего рюкзака, в раковину на кухне свою снасть, полную еще живой шевелящейся рыбы, глаза у жены тоже полезли на лоб от удивления, ведь и ей такого тоже еще не приходилось видеть. Во время следующих поездок на рыбалку, в свои выходные дни, я уже не вел себя так эмоционально, так как был уверен, что рыбу все равно поймаю. Чтобы скоротать время, я стал занимать себя другими делами. Если это была ранняя весна, то занимался заготовкой березового сока, а летом, для удовольствия сидел с удочкой на берегу, или просто гулял по лесу. Следующей зимой, я смог связать и собрать еще два новых вентеря. Таким образом, к весне 1974 года у меня было уже три ловушки. Если у первого вентеря, направляющее крыло было закреплено по краю переднего кольца, то следующие ловушки отличались своей конструкцией. Второй вентерь, имел сразу два крыла, а у третьего, сетное полотно направлявшее рыбу внутрь ловушки, делило первую входную воронку пополам. Это делалось мной для того, чтобы определить самую уловистую конструкцию ловушки. Вот именно ранней весной 1974 года, произошло мое первое столкновение, с лосями, жившими в районе дальнего Лебяжьего. Рыбачить в этот год, я начал очень рано, когда на ближнем, и среднем Лебяжьем, еще лежал лед. Дальнее Лебяжье отличалось тем, что в него втекал мощный поток талой воды, по низине заросшей тальником, протянувшейся от шоссе, до самого берега озера. За счет этой талой воды, лед лежал только на другой, южной стороне озера, а со стороны Горьковского шоссе, водоем был уже свободен от льда. Уложив в рюкзак две своих ловушки, и болотные сапоги, купленные в конце зимы, я на первом утреннем автобусе поехал на озеро. Когда я вышел из автобуса на остановке озеро Светлое, следом за мной из машины сошла молодая женщина. Автобус уехал, а мы вдвоем остались посреди еще покрытого снегом весеннего леса. Понимая, что ей тоже нужно идти по дороге в сторону Лебяжьего, ведь ни жилья, ни тем более озера Светлое, на другой стороне Горьковского шоссе давно нет, я решил дать ей возможность спокойно уйти, куда она хочет. Положил на сухую уже обочину дороги свой рюкзак, сел на него спиной к женщине, и закурил сигарету, предоставив ей самой возможность решать, как поступить. Достаточно долго она стояла посреди трассы, явно не зная, что ей делать. Я все это время, спокойно сидел и курил, иногда краем глаза наблюдая за тем, что предпримет женщина. Наконец она все же решилась пойти по лесной дороге к озеру, постоянно оглядываясь назад, чтобы убедиться, сижу я на обочине или уже нет. Когда женщина, шедшая по дороге к озеру скрылась из вида, я еще минут десять подождал, чтобы дать ей возможность, уйти как можно дальше от трассы, и только затем медленным шагом отправился в ту же сторону. Если в лесу, лежало еще много снега, то сама дорога была покрыта льдом, а в низких местах огромными лужами во всю ее ширину. Уже на подходе к озеру, я увидел бегущих навстречу мне по дороге двух людей. Впереди бежал мужчина, держащий в обеих руках длинный кусок железной трубы, а следом за ним, вся в соплях, и слезах, мокрая с ног до головы женщина, ехавшая вместе со мной, и сошедшая с автобуса на остановке озеро Светлое. Увидев эту комичную картину, я невольно рассмеялся, схватившись за живот. Мужик остановился, и недовольно спросил, ты что ржешь, до смерти напугал мою жену и веселишься. Когда я рассказал ему, как было дело, и что я специально тянул время, чтобы дать возможность этой женщине уйти подальше от автомобильной трассы, он все понял и успокоился. Оказалось, что его жена, как только отошла от трассы на значительное расстояние, спряталась за дерево, и стала наблюдать, куда я пойду. Увидев, что я тоже пошел в ее сторону, она в страхе побежала по дороге, стараясь побыстрее оказаться дома. Но на ее беду, недалеко от озера, на дороге, она увидела стадо лосей, преграждавших ей путь. Запаниковав еще сильнее, она полезла по снегу все еще лежащему в лесу, напрямик к своему дому. Естественно, она добралась домой уже вся мокрая, испуганная, поэтому мужик и схватился за трубу, чтобы защитить свою обиженную половину. Обсудив случайно возникшую нелепую ситуацию, мы вместе отправились в сторону озера, а женщина по пути стала даже извиняться, за то, что так плохо думала о моих намерениях. Мужик сообразив, что я несу в рюкзаке спросил, ты похоже к озеру на рыбалку идешь, и рассказал, что сам он уже неделю как ловит карася вершами. Лосей на дороге к озеру естественно уже не было, так как мужик, бегущий с трубой в руках, их испугал, и они ушли, в идущую вдоль дороги низину заросшую тальником. Оказавшись около озера мы поняли, почему лоси пришли сюда, ведь весь берег вдоль воды, был покрыт появившимися из под снега пучками прошлогодней сухой травы, идеальным кормом после долгой зимы. Мирно распрощавшись на берегу, и пожелав друг другу удачи, мы расстались, мужчина и женщина свернули влево, и отправились к своему дому, а я остался на берегу , соображая, что мне делать дальше. Ставить свои ловушки здесь, в непосредственной близости от жилья мне не хотелось, ведь я рассчитывал, вечером забрать пойманную рыбу, а вентеря оставить в озере на ночь. В итоге я решил, уйти на самый дальний конец озера, ведь там льда тоже уже не было, а вода залила кромку леса, поэтому скрытно поставить вентеря было можно. Но для этого нужно было перейти низину, по которой из леса, вытекал довольно бурный поток мутной воды, шириной метров двадцать пять или тридцать. Текущая здесь много лет подряд талая вода, образовала длинную земляную косу, почти перерезавшую озеро пополам, а глубина вытекавшего из леса ручья, как я знал, была небольшой, и перейти его было вполне реально. Найдя подходящую палку, чтобы проверять ей глубину ручья перед собой, я надел болотные сапоги, и медленно стал переходить ручей. Когда была уже пройдена примерно одна треть пути, неожиданно из зарослей тальников росших по краю леса, выскочил крупный лось самец, и побежал прямо на меня, явно пытаясь напасть на нарушившего его покой человека. Я инстинктивно остановился, и перестал шевелиться, чтобы не вызвать у животного еще большей агрессии. Эта мера видимо подействовала, ведь лось, не добежав до меня метров шесть или семь, тоже остановился как вкопанный. Ситуация первоначально казалась безвыходной, ведь в воде, неподвижно стоял я опираясь на палку, и боясь пошевелиться, а недалеко, застыл как статуя, огромный раздраженный зверь, недовольный моим появлением. Одна передняя нога лося, так и осталась поднятой над водой, а шевелились только ноздри, которыми он обнюхивал перед собой воздух, да подергивались кончики ушей. Налитые кровью злые глаза зверя пристально смотрели на меня, словно он размышлял, растоптать меня или нет. Продолжалось это стояние около десяти минут, после чего я понял, почему лось хотел напасть на меня. Позади самца, я заметил двух лосих, и маленьких лосят прятавшихся в тальнике, и понял, что зверь просто пытается защитить свою семью. Понимая, что перейти ручей лось мне не даст, я решил медленно отступить обратно на берег, с которого заходил в воду. Боясь повернуться спиной к зверю, я стал потихоньку пятиться назад, постепенно приближаясь к краю ручья. Лось внимательно следил за тем, что я делаю, не двигаясь с того места где стоял. Оказавшись на суше, я понял, что самое худшее позади, и дальнейшего нападения лося уже не последует. Я закурил сигарету, и сел около дерева, любуясь зверем неподвижно стоящим в воде. Так прошло наверное минут двадцать, или даже больше, но лось продолжал охранять свою территорию, как видно не собираясь возвращаться обратно в свои тальники. Наконец ждать, когда он уйдет мне надоело, и я решил проверить, как поведет себя зверь, если потеряет меня из виду. Оставив рюкзак лежать на земле, я встал за ствол сосны, полностью спрятавшись от лося. Подождав минут пять, я осторожно выглянул из за дерева, и сразу понял, что моя хитрость сработала. Картина резко изменилась, пока зверь видел меня, все его внимание было сосредоточено на моей персоне, теперь зверь стоял на том же месте, но потеряв своего врага из виду, крутил головой из стороны, в сторону, не понимая куда я делся. Осторожно наблюдая за зверем, из за ствола дерева, я стал ждать, что произойдет дальше. Через какое то время, окончательно успокоившись, лось развернулся и не торопясь пошел к тальникам, где его ждали самки с детенышами. Понимая, что перейти ручей около озера у меня не получится, я вернулся по дороге назад, и переправился через низину, метров за двести или триста выше по течению. Правда, после этого, мне пришлось лезть по заснеженному лесу, но здесь меня выручили высокие болотные сапоги, поэтому на дальний конец озера, я добрался без приключений. Еще один запомнившийся случай, правда уже не связанный с лосями, произошел со мной тем же летом, на озере дальнее Лебяжье. Как уже говорилось выше, работал я посменно, поэтому отработав три дня в первую смену, должен был на следующий день идти в ночную. Это был мой, так называемый короткий выходной, когда у меня была свободна ночь и целый день. Этим я и решил воспользоваться, уехать на рыбалку вечером, а вернуться домой на следующий день, часам к двенадцати. Когда вечером, я стал собирать рюкзак, готовясь отправиться на рыбалку, моя жена начала уговаривать меня остаться сегодня дома, ведь вдалеке за городом начал погромыхивать гром, и ночью могла быть сильная гроза. Понимая, что риск попасть в грозу существует, я все равно решил поехать на озеро, раз это заранее планировал, тем более на улице светило яркое вечернее солнце, и думать о плохом исходе дела просто не хотелось. Когда я вышел из автобуса на остановке озеро Светлое, в той стороне, где было дальнее Лебяжье, все небо закрыла огромная черная туча, из которой постоянно вылетали яркие молнии, после чего раздавался раскат грома. День уже закончился, и в лесу стало темнеть, поэтому я решил все же дойти до озера, и если начнется сильный дождь, то переждать его, накрывшись взятым мной из дома куском полиэтилена. Зная, что недалеко от домика, ближе к берегу озера, стоит деревянный навес, забитый сухим сеном, я направился к нему, рассчитывая, если пойдет дождь, переждать его там. Действительно, я еще не успел распаковать свой рюкзак, как пошел довольно сильный дождь. Обдумав ситуацию, я решил, пусть хоть и под дождем, но поставить принесенные с собой вентеря, раз уж оказался на озере. Раздевшись до трусов, я полез в озеро, каждый раз, при очередной вспышке молнии пригибаясь к воде, так как понимал, что она на открытом месте вполне может в меня попасть, и на следующий день, здесь тогда найдут мой голый труп. Но все обошлось, быстро поставив обе ловушки, я оделся и спрятался от дождя под навесом. От нечего делать, я стал считать время от вспышки молнии до раската грома, чтобы определить, куда движется гроза. Если бы временной промежуток, между сверкнувшей молнией, и раскатом грома сокращался, это значило бы, что гроза движется в мою сторону. И наоборот, при увеличении временного промежутка, можно было считать, что гроза удаляется. Но как оказалось, это время оставалось примерно одинаковым, из чего я сделал вывод, что гроза проходит стороной. Мои выводы оказались правильны, так как дождь вскоре прекратился, а гроза продолжала бушевать, над противоположной южной стороной озера. Понимая, что все самое плохое для меня уже кончилось, я сидя в куче сухого сена, стал любоваться вспышками ярких молний, время от времени вылетавших из черной тучи. Именно в этот момент произошло событие, о котором мне хотелось рассказать. Ударившая из черной тучи, наискосок вниз очередная яркая молния, не долетая до верхушек деревьев, словно наткнувшаяся на какое то препятствие разделилась на два рукава, которые разлетелись в разные стороны. Свет молнии уже давно погас, а в том месте, где она разделилась надвое, в небе осталась висеть, словно звезда в ночном небе, яркая светящаяся точка. Очень медленно и плавно, этот светлячок стал смещаться влево, постепенно снижаясь к верхушкам росшего за озером леса. Продолжалось это, наверное, минуты три, или четыре, пока светящаяся звездочка, не скрылась в лесной чаще, при этом следует добавить, что ее светимость за это время не изменилась. Сперва я думал, что молния ударила в летевшую по небу птицу, но потом, увидев плавное движение звезды, пока она не скрылась за лесом, понял, что объятая пламенем птица либо сразу же упала вниз, или быстро улетела с места происшествия. Было очевидно, что светящуюся точку сносил влево ветер, гнавший в ту же сторону грозовую тучу. Единственное объяснение, которое в дальнейшем, я стал считать верным, было в том, что мне посчастливилось увидеть рождение шаровой молнии, из обычного электрического разряда. Следующий инцидент с лосем, произошел спустя два или три года, когда я рыбачил уже на дальнем конце среднего Лебяжьего. Сменить место рыбалки мне пришлось тем же летом, когда я наблюдал шаровую молнию. Однажды, приехав как обычно вечером на дальнее Лебяжье, я обнаружил на берегу большую армейскую палатку, в которой несколько студентов оборудовали лабораторию. Внутри на щитах, из которых были сделаны столы, стояли большие стеклянные банки с водой, в которых были собраны водоросли, добытые ими из озера, ползали улитки, водяные жуки и личинки стрекозы. Недалеко от берега, виднелась лодка, на которой два, или три студента, записывали на магнитофон звуки, издаваемые хором лягушек живших в озере. Чтобы не мешать им заниматься своими исследованиями, я впервые стал рыбачить, в дальнем конце озера среднее Лебяжье. Место оказалось очень удачным, и почти полностью безлюдным, поэтому я стал ходить на рыбалку именно туда. Единственное жилье находилось на противоположном берегу озера, где стояла пилорама, да еще несколько домиков обнесенных глухим забором, в которых жили работники лесопарка. Вечером заходящее солнце, светило прямо в глаза жителям этого поселка, создавая одновременно на воде тень, от стоящего по берегу леса, поэтому увидеть, что делается на дальнем конце озера, было практически почти невозможно. Если предполагалось ночевать на озере, то ранним утром, когда доставались из воды ловушки, все жители еще крепко спали, поэтому тоже не могли увидеть, что происходит на противоположном берегу. Как известно, южные берега озер, среднее и дальнее Лебяжье, были соединены узкой, длинной протокой, за которой находился широкий мыс, поросший лесом и кустарником, поэтому сюда, в этот глухой закуток редко заходили люди приезжавшие отдыхать на озеро. Единственное, что меня заставляло ходить на озеро с ночевкой, это наличие на Лебяжьем лодочной станции, где отдыхающие брали, на прокат лодки, поэтому ставить вентеря приходилось на глубине, где их невозможно было увидеть, плавая по озеру, но зато и рыбы там было меньше чем у берега. Приехав вечером на озеро, первым делом было необходимо разжечь костер, чтобы до темноты успело образоваться как можно больше углей, около которых, не привлекая к себе внимания открытым огнем, можно будет греться первую половину ночи. Затем, необходимо было достать свои ловушки, вынуть из них пойманную рыбу, и поставить их, в траву ближе к берегу. Во второй половине ночи, можно было уже смело разжигать костер снова, ведь к этому времени, все жители на противоположном берегу озера уже спят. Вот в одну из таких ночей, и произошел случай близкого контакта с лосем, о котором мне хотелось рассказать. Заночевал я у начала протоки соединявшей между собой два озера, разведя костер в небольшой ямке, чтобы со стороны не видно было его пламени. Около костра настелил тонких веток, чтобы не лежать ночью на голой земле. Спустя примерно час после того как стемнело, на другой стороне протоки, на дороге идущей вдоль нее, со стороны дальнего озера, послышались приближающиеся голоса припозднившейся молодежной компании. Судя по голосам, это были мальчишки, которые видимо заигрались допоздна, поэтому идя по ночному лесу, что то громко обсуждали между собой. В этот момент, я увидел на противоположной стороне протоки, практически почти на дороге, по которой шла компания мальчишек, стоящего у ее берега, огромного лося самца, который вероятно пришел сюда пить воду. Зверь был огромный, а на голове у него, почему то красовался только один рог. Мне стало интересно, что предпримут дети, увидев стоящего на их дороге лося. Когда молодые люди увидели стоящего на дороге зверя, разговоры сразу смолкли, и какое то время они видимо тихонько совещались, что им делать дальше. Затем послышались громкие крики, и в лося полетели подобранные с земли обломки веток. Испуганный зверь, в два прыжка перескочил узкую протоку, и не разбирая дороги помчался в мою сторону. Испугавшись, что лось меня просто растопчет, я вскочил с земли, и спрятался за ствол ближайшей сосны, сжимая в руках палку которой обычно ощупывал дно, когда лазил в воду. Добежав до кострища, и увидев раскаленные угли, и языки пламени, лось неожиданно остановился, и застыл словно не живой. Было хорошо видно, как в его широко раскрытых глазах отражаются языки пламени от моего костра. Это продолжалось, как мне показалось томительно долго, я стоял за стволом дерева, сжимая в руках свою палку, а могучий зверь неподвижно застыл в нескольких шагах от меня. Наконец эта ситуация начала меня злить, ведь было понятно, что лось такой же трус как и я, раз не может решить как ему быть. Взяв палку за один конец, я размахнулся, и со всей силы ударил ей по стволу дерева, за которым стоял. Раздался звонкий щелчок хорошо слышный в ночном лесу, от которого зверь подпрыгнул на месте, затем шарахнулся в сторону, и не разбирая дороги, с треском ломая кусты помчался в сторону дальнего Лебяжьего. Следующий инцидент с лосем, произошел несколькими годами позже, когда я, будучи уже опытным рыбаком, стал рыбачить на реке Волга. Несколько лет, проведенных на озере Лебяжье, позволили мне найти наиболее уловистый вариант самой ловушки, и приобрести нужные навыки при ловле рыбы. Если описанное озеро, не входило в перечень водоемов строго охраняемых государством, то рыбалка на реке, была уже нарушением закона, и там была вероятна встреча, с инспекторами рыбоохраны. Поэтому, при выборе места ловли рыбы, предпочтение отдавалось естественно таким местам, где встреча с инспекторами была менее вероятна. Таким идеальным во всех отношениях местом, оказалась железнодорожная платформа 771 километр, где узкая протока, соединенная с рекой Волга, проходила под железной дорогой, и уходила на противоположной стороне далеко в лес. Проплыть на катере под железной дорогой было невозможно, поэтому встреча здесь с инспекторами рыбоохраны была минимальной. Да и сама посадочная платформа 771 километр, располагалась посреди леса и никаких строений около нее не было. Раньше эта узкая протока, шириной около тридцати метров, соединяла озеро около поселка Васильево, с рекой Волга, но позже, в районе озера была перегорожена земляной дамбой. От железнодорожной платформы, к дальнему концу протоки, шла узкая, почти заросшая тропинка, петлявшая по заболоченному лесу. На полпути к месту лова, тропинка пересекала узкую безлесную низину залитую водой, которую каждый раз приходилось переходить вброд по колено в воде. Приезжая на станцию, я каждое утро переходил эту низину, сняв обувь и закатав штаны выше колена. Примерно, в течении двух недель рыбалки на этой протоке, мне приходилось ежедневно переходить эту низину, не встречая по пути, ни людей, ни какой либо живности, поэтому привыкнув к безлюдности этого места, я расслабился, и ходил к месту лова наслаждаясь пеньем лесных птиц. Помнится, в то утро, когда произошло столкновение с лосем, стояла теплая солнечная погода, а в лесу как обычно слышалось только радостное пенье птиц. Дойдя до залитого водой участка леса, я как обычно разулся, закатал штаны и стал переходить низину. Когда я был уже на самой середине, меня неожиданно окатило с ног до головы водой. Произошло это так неожиданно, что я чуть не грохнулся в воду, и только тут увидел, буквально в двух шагах от себя, крупного самца лося, с огромными рогами, с которого потоками стекала вода. Как я потом понял, лось видимо спал лежа в воде, выставив над поверхностью только голову украшенную рогами, поэтому не заметил меня заранее, а проснулся только тогда, когда создаваемые мной волны докатились до его тела. Да и я не обратил на него внимания, так как в нескольких местах из неглубокой воды торчали вывороченные с корнями пни деревьев очень схожие с головой лося увенчанной рогами. Вскочивший из воды зверь, высоко поднимая ноги побежал вдоль низины, повернув голову назад, в мою сторону, видимо проверяя не преследую ли я его. Тут я заметил, что испуганный зверь бежит прямиком на торчащий из воды пень, и обязательно столкнется с ним, раз его голова повернута назад. Так оно и получилось, лось ударился грудью о пень, упал передней частью тела в воду, после чего поспешно вскочил на ноги, и уже без оглядки назад, еще быстрее помчался дальше. При виде этой картины, как огромный зверь, не разбирая дороги, в страхе бежит от человека, я рассмеялся, и хохоча так и шел до самого места лова. За целый месяц, в течении которого я рыбачил на 771 километре, только один раз мне встретились три местных мужика, которые пытались здесь ловить рыбу, но как помнится, у них ничего не получилось, так как вода здесь была уже прозрачной и рыба просто видела поставленную ими сеть.