Золото Вольфа

Иван Паластров
План по добыче золота был под угрозой срыва c вытекающими из этого последствиями.  Чтобы выполнить план, нужны были дополнительные меры, то есть разрешить вольную промывку песков. Мыть золото можно всем сколько угодно, где угодно и как угодно, только в нерабочее время. Рабочий люд потянулся мыть золото по старым отработкам, где в бывших бункерах, если повезет, можно  намыть какое-то золото.  Вольф был старым колымчанином, попавшим в Колымские лагеря по молодости.  За какую провинность - никто не знал. Отсидев от звонка до звонка свою пятнашку, он вышел, но ему запретили выезжать на материк. Он был невыездным, то есть не мог выехать дальше Магадана. Здесь он появился, как только открылся прииск,  и знал все отработанные полигоны, как свои пять пальцев.  Как только разрешили вольный принос золота, он не мог остаться в стороне и тоже решил попытать свое старательское счастье.  Одному было несподручно,  к нему в напарники напросился один молодой парень - Витёк.  Вольф знал один полигон,в верховьях ручья "Баимка", на котором работал  прошлый сезон. Его не успели отработать до конца из-за наступивших холодов.  Осталось совсем немного, но на следующий сезон его не стали отрабатывать, так как не было смысла из-за килограмма-двух строить промывочный прибор. На этом месте сделали зумпф, насыпав дамбу.  Вот тут и решил попробовать мыть золото Вольф со своим напарником.

Зумпф был к этому времени уже спущен,  ручьём промыло наносной ил, как раз по тому борту, где решили поставить небольшую колоду-проходнушку  новоявленные старатели.  Колоду поставили по всем правилам, с нужным уклоном и, сделав из крупного галечника небольшую дамбу, чтобы можно было регулировать поток воды, принялись за работу. «Ну, с богом», - сказал Вольф, высыпая первое ведро песков в колоду. Он знал, что здесь золото кочковое и нужно искать. Если им повезет, то они найдут такую кочку. Витёк грузил вёдра  совковой лопатой, специально обрубленной, чтобы легче было брать  галечный грунт с примесью песка и глины, тащил их к проходнушке, вывалив в нее, шёл за следующей порцией. Вольф разравнивал вываленный из вёдер грунт и сгонял его при помощи специальной буторки, в виде деревянной швабры, в конец колоды. Водой обмывало все камешки, унося песок и глину. Промыв десять ведер, решили посмотреть, есть ли золото. Смыв весь грунт, на резиновом коврике показалось несколько значков золота. «Даа, не густо, даже грамма не наберется», - разочаровано сказал Витёк. «Будем постепенно брать пробы вдоль борта, и всё равно найдем», - уверенно сказал Вольф молодому напарнику. Витёк весь день таскал ведра с грунтом, но золота попадалось мало. «У меня от вёдер руки стали как у гориллы», - жаловался он старшему.  «Ладно, пойдем домой, сдадим, что намыли и отдыхать, завтра на смену идти», - сказал Вольф, и они пошли в сторону посёлка.
Золота сдали совсем немного, всего около десяти грамм. Утром у Витка все болело: спина и руки, но нужно было идти на работу. Он с трудом поднялся и сел завтракать. «Может не пойдешь больше мыть золото с Вольфом, зачем так уламываться, из-за каких-то граммов?», - спросила Витька молодая жена. «Пройдет всё, втянусь, да  я сам напросился к нему в напарники», - ответил он жене.  Так они мыли несколько дней. Золото не хотело идти к ним в колоду, но Вольф верил, что будет золото, найдут они эту чертову кочку. Он чувствовал это. У Витька появилось сомнение, но он молча таскал вёдра с грунтом. 

Очередной день начался как обычно. Промыв десять вёдер, сделали съем. Золота было намного больше. Собрав крупицы в спичечной коробок и взвесив его на ладони, Вольф удовлетворенно изрек: «Ну вот, грамм десять будет, это за один заход». У Витька  откуда только силы взялись, он стал с удвоенной прытью грузить и таскать пески, вываливая их в проходнушку.  За день они промыли сотню ведер и сделали съём в конце дня.  Как всегда, взвесив на ладони, Вольф сказал: «Грамм сто будет». Ошибся он всего на пять грамм, было не сто, а сто пять.  Через  несколько дней золото как появилось, так и исчезло. Сделав очередной съём, оказалось совсем мало, как и в первый раз. «Все, закончилась эта кочка,  следующую искать не будем. Уже наступают холода. По ночам вода замерзает, да её  ещё  найти надо».  Так закончился очередной промывочный сезон.

Объединение все-таки выполнило план - как всегда, помог вольный принос. Кому-то достались премии и награды правительства. Кому-то повезло, кому-то нет, но наши герои, Колымский зубр Вольф и его напарник Витёк, получили хорошую прибавку к зарплате, они нашли свою кочку с золотом.

Вскоре вышел секретный указ правительства снять запрет на выезд с Колымы и Чукотки всем тем, кому было запрещено выезжать дальше Магадана, даже в отпуск. Но мало кто уехал, они не смогли адаптироваться в новых условиях жизни на материке. Они считали своей родиной,  крайний северо-восток страны. Одним из них был Вольф.