Ещё раз о культуре... о столице

Давудшах Сулейманшах
Мысли вслух

Слово «культура» переводится на таджикский как «маданият». Слово "маданият"  происходит  от арабского  «мадина», что означает город. Получается, изначально культура зарождается в городе, а уж потом на селе.
Каждый раз, бывая в столице, я сталкиваюсь с  низким уровнем культуры отдельных наших людей. Когда вижу неинтеллигентность образованных людей, чинно и высокомерно сидящих в мягких креслах, и слышу неграмотную речь на улицах - будто машина времени уносит меня  в средневековье. Однако этот иллюзорный самообман и путешествие в другое измерение не дает мне забыть о том, что на дворе-то двадцать первый век и я брожу по улицам родного Душанбе.
Справедливости ради, нужно заметить, что в последнее время в городе количество частных особняков, « дворцов», «царских замков» и дома миллионеров возросло,  как грибы после дождя. Они, конечно, радуют глаза и украшают вид города, но мне хочется написать совсем о другом.
Первое, что бросается в глаза приезжему, – это неухоженность города, за исключением центра. Живу я в Гипроземгородке, на улице Навбахор, в двенадцатиэтажном доме. Квартиру я получил в 2008 году, но до сих пор дорога от магистрали до нашей махаллы не заасфальтирована, хотя протяженность этой ухабистой, пыльной дороги составляет всего 600 метров. Как и в других спальных районах, в махалле на каждом шагу можно увидеть нечистоты и мусор. Дом построенный недавно, уже нуждается в срочном, капитальном ремонте. В подъездах темно. В лифт войти невозможно, будто это не лифт, а туалет.
Больше недели был занят оформлением документов в посольстве России. Картина у посольства просто удручающая. Люди рвутся вперед,очередь не соблюдается. Молодые «пробивные» парни без особого труда могут зайти туда, в то время как люди старшего поколения и женщины неделями стоят  у здания. Но это ещё не вся беда. Каждый раз при обнаружении  каких-либо ошибок в документах мне приходилось вновь и вновь обращаться к фирме  «Лена и Юля», где деликатные сотрудницы оформляют анкеты на гражданство. Фирма находиться как раз напротив здания посольства у перекрестка Караболо. Переходя дорогу,прошу молодого парня помочь мне,беру его за локоть и, боясь отстать, семеню за ним.Знаете почему? – Да потому что светофор на перекрестке давно не работает. Оформив документы,опять бегом перехожу дорогу. На обочине голосистые мальчики, вопросительно заглядывая в лицо, орут во все горло: "Эй ака, биё Корвон меравем!"("Эй, брат садись на Корвон!"),"Эй Саховат як каси дигар!"("Эй до "Саховата" - ещё один пассажир!"). Диву даюсь: на лобовом стекле красуется номер маршрута, с двух сторон на боковых стеклах приклеена надпись, где указан маршрут. Так что ещё нужно? Грамотному человеку ведь только этого и надо.   Нет!Мальчишки с разбойничьими глазами, не знающие элементарного этикета городской жизни,громогласно зазывают тебя  в свою машину,как в экскурсионный автобус.
У здания посольства молодая женщина,  одетая в черный бедуинский хиджаб, с плачущим ребенком в коляске без очереди хочет зайти в посольство. Взбешенные женщины косо смотрят на её бородатого мужа и шепчутся между собой:
 - Ты посмотри, как она нарядилась в траурное. Не женщина, а монашка какая-та.
- А ты знаешь, сейчас мода такая пошла. Многие женщины предпочитают хиджаб. Говорят, есть даже девушки, ну вроде... как их там? Ах черт!... Ну, вспомнила, наконец-то! Да-да,их сейчас  ночными бабочками называют. Короче говоря, они иногда одеваются в это одеяние, чтобы родственники  не узнали, - вмешалась в разговор пожилая женщина.
 - Нет подруги, эта женщина точно, салафитка! - с убеждением говорила самая бойкая среди них.
- А кто знает? Может быть,  у неё под подолом ещё и взрывчатка есть?
 - О Господи! Зачем им в Россию? Россия нуждается в специалистах, а не в бородатых муллах и женщинах в чадрах. Там и так много чеченских ишанов, а дагестанских шахидок по всей России уже пруд пруди.
 Став свидетелем необычного разговора, с усмешкой на губах, тихо бормочу:       "Гуд бай европейский Душанбе! Да здравствует новый менталитет и мода на всё арабское! Даже не знаем, чем мы должны гордиться. По-моему для украшения города вовсе не нужен самый высокий флагшток и огромное здание библиотеки с пустующими читальными залами... 
Экологи привыкли раздувать всякую информацию о загрязнение окружающей среды. Согласно исследованиям экологов  в городе воздух намного грязнее и опаснее для здоровья всего живого, нежели на селе. Однако, посмотрев  на заводских труб для выхлопных газов, на верхушке которых аисты каждую весну вьют гнездо мне опять захотелось возвращаться в прежний, советский Душанбе. Ностальгируя по прошлому, я с нежностью вспоминаю счастливые минуты молодости и в сердце говорю:
 - Пусть дымят трубы от заводов и фабрик, и пусть воздух в городах будет намного грязнее! Пусть  смога окутывает столицу со всех сторон, но мне, да и любому таджикистанцу страшно хочется увидеть занятого горожанина, а не тех безработных – мардикоров, которые в поисках работы со спецовкой припрятанных в пакетах целыми днями торчать возле рынков Султони Кабир и Дехканбазара.
 Закончив работу, спешу домой. Худенький мальчуган-кондуктор, с умоляющими глазами просит меня сесть в маршрутку 54, причем, не умолкая, уверяет, что как только я зайду в салон, машина тут же тронется в путь. Опять ложь среди белого дня! Минут пять буду ждать, пока последний пассажир не захлопнет за собою дверь. Тем временем вокруг нас создается настоящая пробка. На развороте троллейбус чуть не врезался в легковушку. Искрят электропровода. Водитель троллейбуса, ругаясь, выходит и начинает  возиться со штангами. Кругом шум, гам! Сзади бесперебойно сигналят водители. Робкие прохожие наподобие слепого человека, следующего за собакой – поводырем бегут следом за вожака. По пути, махая руками, они останавливают череду медленно движущейся потоке автомашин. На тротуаре парни-водители и их помощники – кондукторы кричать дикими голосами:"Эй ака, биё, ки меравем!"("Садись,брат и поедем!"), "Эй, хола, биё як каси дигар намерасад"("Тетенька, садитесь и я довезу вас до дома").
Ладонями закрываю уши. Перед глазами проплывают кадры из пакистанского фильма. Точно как и сейчас, в фильме босоногий, оборванный мальчуган, очень похожий на нашего кондуктора, зазывая пассажиров, хриплым голосом кричал:"Пешавар – Читрал!  Пешавар – Читрал!  Одного пассажира не хватает!"
 Любопытства берет верх, по пути спрашиваю мальчика:
- В школу не ходишь?
 - Ходил, но теперь бросил. Мама болеет, папа на заработах. Я зарабатываю на хлеб.
 - Понятно.
Проезжая 33-го микрорайона вижу напротив бывшего ресторана «Океан» интересную рекламу.  На рекламной вывеске крупными  буквами написано: «Дикий, природный камень». Далее читаю адрес и номера телефона. Странно, но я до сих пор не знал, что камень тоже бывает диким. – А может быть есть и домашний, или окультуренный?  Забавно?! – Пока жив человек, чего только не увидит. Столица – на то она и столица, что приезжий там увидит всякую небылицу. И полуголых девиц,и женщин с чадрой. Одним словом восточная экзотика с элементами современной жизни. Слава Богу пока  мода на афганский хиджаб не распространилась. Афганский хиджаб или бурка - просто супер. В нем луноликая красотка словно гусеница тутового шелкопряда внутри кокон. Она сквозь сетку все видит, а ты - нет. Хоть лопни, но не узнаешь Гюльчатай она, или Умм-Кулсум?
Вернемся опять к рекламе. Даже школьникам известно, что в науке прирученных животных называют домашними. Тех животных, которые живут на природе, называют – дикими. К примеру, дикий олень, дикая лесная кошка, дикий горный козёл и тому подобное.
Ботаники классифицируют растение на дикорастущих, огородных, комнатных, садовых и оранжерейных. В науке, как и в обычной разговорной речи принято называть растений и животных дикими и домашними, потому что они являются живыми существами. Но, то, что камень тоже бывает диким, я впервые узнал в столицу. Много чего, наверное увидел бы в Душанбе, но к великому сожалению мой быстротечный отпуск закончился и я был вынужден возвращаться в Хорог.