3. Расставание с Академгородком в январе 1992 года

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Мой Академгородок сегодня.


ЭТО МОЙ АКАДЕМГОРОДОК! Мой на всю жизнь!

В новосибирском Академгородке я жил с марта 1959 года по январь 1992. Долго, не правда ли? И жил бы там и ещё, если бы не вынудили уехать. Почти бежать. Если успею, напишу об этом. Время было такое, – кому-то нужен был козёл отпущения, и меня собирались сделать им. А я не захотел, и другой возможности не стать им у меня не было. Наверное, ты, мой читатель, догадываешься, кому?

А, может быть, уже и сил бороться тогда не было. Я был уже тяжело болен: после инфаркта в марте 1991 года, который произошёл во время моей командировки в США, вернулся в Академгородок, снова съездил в командировку в США, но никак не мог оправиться.

Потом американских лекарств уже не осталось, а наши – совсем не помогали справиться с болью в сердце. По десять раз в день пользовался нитроглицерином, – только это, хоть и ненадолго, но помогало.

Наверное, в России я бы вскоре умер. Так что, в Америку я уехал, чтобы жить. Но не подумайте, что я думал о смерти. Нисколечко. Я был уверен, что буду жить, и мысли мои вертелись вокруг тех вопросов, которые меня занимали. Я ещё многое хотел сделать в жизни и постоянно думал над тем, как и что предпринять.

Уезжал я уже из другой страны – из России. Другим было не только имя страны. Изменилось не только название, – изменились и условия жизни, и ценности, которые мы исповедовали, не стало будущего, а настоящее было просто ужасным.

Моему отъезду в США поспособствовали и другие обстоятельства, – преследование силовых структур, хотя и сменивших своё название, но, по существу, оставшихся инструментом имперских амбиций элиты, сформировавшейся ещё в сталинские времена.
Эти преследования сделали невозможным мою дальнейшую жизнь в России.
Как оказалось, я правильно сделал, что уехал, живу уже почти четверть века.

Вероятно, в России я шёл в эти годы по пути быстрого обогащения, и, если бы обстоятельства сложились иначе, стал бы очень богатым человеком. Вошёл бы в очень большой бизнес. Но я с женой Любочкой уехал, и всё оторвал от себя с кровью: Академгородок, НЭТИ, кафедру, процветающую фирму «Сибвест», которую я создал.

Оставил дочь и внучек, друзей, сослуживцев, моих учеников в НЭТИ и помощников в фирме. Оставил незаконченные дела, которые потом ещё пытался завершить, невыполненные планы, несбывшиеся мечты.

Когда уезжал, не думал, что надолго. Жизнь подкорректировала и расставила всё по местам.

Но об этом позже. Всё это будет потом, когда я буду писать об этом времени. О времени, когда мне было 57.

***

Так или иначе, уехал я из Академгородка почти через тридцать три года, после того, как приехал в Новосибирск весной 1959 года, молодой, энергичный, полный надежд и стремлений. Приехал «делать науку», хотел горы своротить. Чувствовал в себе силы, верил в свои возможности…

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/05/30/1866