Пироги

Владимир Иванович Кабанов
   В доме иногда появлялись пироги. Я долго не мог понять, откуда они берутся, но знал: если мать начинала замешивать тесто, то завтра в избе будет ароматный запах и большая корзина с пирогами, плюшками, и колобушками. Пироги всегда были очень вкусными и с разной начинкой: С изюмом, яйцами, рисом, повидлом, яблоками, вареньем...
   Мне давно хотелось посмотреть, как они пекутся. И когда в очередной раз мать начала месить тесто, я стал упрашивать её, чтобы она взяла меня с собой к бабушке Афимье печь пироги... Она сказала, что возьмёт. Но я боялся, что просплю отъезд и что обещание не исполнится. Мать успокоила меня: "Ложись спать, я тебя разбужу".
   Не понимая в чём дело, сонный, я нехотя одевался. Мать помогала мне.
   Одев и завязав шапку, она накинула на меня вязёнку и завязала её за спиной. Морозный воздух обжёг мне лицо. У крыльца стояли большие деревянные санки с вязанкой хвороста и ещё с чем-то большим, укрытым одеялом. Меня посадили в санки, и я поехал. Слышался скрип полозьев и хруст под ногами. Стояла жуткая темень. И только звёзды были близкими, большими и яркими. Я впервые увидел зимнее ночное небо. Всю дорогу я смотрел на них и ни о чём не думал. Дорога показалась мне долгой и длинной, а деревня предстала в неузнаваемом облике. Все собаки и все дома спали...
    Санки остановились возле калитки. Окна светились ярким золотым светом. Мамка подхватила меня и занесла в дом. Афимья молча раздела меня, и я стал искать себе удобное место. На столе появилась большая белая горка теста, а по избе пошёл тонкий приятный ароматный запах дыма. Афимья и мать начали "кружить" вокруг стола. Они отрезали небольшие куски теста и укладывали их ровными рядами. Горка уменьшалась и, вскоре, исчезла. От печки пошло тепло.
   Я внимательно наблюдал за тем, что происходило на столе. Кусочки теста стали превращаться в тонкие круглые лепёшки. На них клали начинку и заворачивали её, соединяя края. Так получались пирожки, которые укладывали на большой чёрный противень красивыми рядами.
   Меня тянуло к столу: очень хотелось что-то вылепить. Мне давали немного теста, и я пытался из него вылепить фигурку петуха. Но, как я  ни старался, у меня ничего не получалось: тесто липло к пальцам, пыл желания угасал, и я продолжал наблюдать за действиями пекарей.
   Больше всего меня интересовало, как делаются плюшки. Я видел, как лепёшку сначала смазывают душистым подсолнечным маслом, потом посыпают сахаром, сворачивают, разрезают и укладывают на противень. Из оставшихся порций, для которых не хватило начинки, делали колобушки - небольшие булочки.
   Когда все виды изделий были "скроены" и уложены на свои места, их смазывали веничком из белых куриных перьев связанных белой ниткой. За это время печь набирала необходимый для выпекания жар.
   Все приготовления закончены. Открыли заслонку. Я ощутил жар и лицом и руками. Афимья разровняла длинной кочергой большую кучу раскалённых углей, отчего жара стало ещё больше. Первый противень поставлен на шесток. Бабка задвинула его на нужное, известное только ей, место. Заслонку вернули на своё место, после чего все сразу успокоились и сели на табуретки. За окнами было ещё темно. Я "клевал" носом и зевал...
   Проснулся я от петушиного крика. Пахло пирогами. В окно вползал рассвет; над тёмным лесным горизонтом появились окрашенные красно-розовыми красками облака. Афимья и мать сидели за столом, покрытым скатертью. На столе шумел самовар, а на блюде лежали мои любимые пироги и плюшки.

Фото автора