Эпизоды

Вера Полуляк
Сколько людей встречается нам на жизненном пути – тысячи, сотни тысяч? С кем-то нечаянно пересечёшься взглядами на улице или в метро, с кем-то едешь в одном вагоне поезда или электрички. Кто они – эти случайные попутчики? Чем живут, чему радуются, от чего страдают? В большинстве случаев нам это совсем неведомо. Да и не больно-то нужно знать чужую жизнь. Но некоторые мимолётные встречи, когда нечаянно приоткрывается занавес жизни чужого человека, западают в память. Зачем? Не знаю, существует ли ответ на этот вопрос. А перед глазами время от времени всплывают из глубин памяти образы случайных попутчиков, которые идут где-то по жизни. У каждого своя дорога…

Эпизод 1. Голос

Две девчонки вбежали в вагон перед самым отправлением электрички и плюхнулись на свободные места. Народу, несмотря на выходной день, было немного. Небо хмурилось, и даже дачники не торопились покидать свои квартиры.

- Куда же направляются эти девочки в столь ранний час?

Праздное любопытство случайных попутчиков очень скоро было удовлетворено сполна – девочки оказались громкоголосыми болтушками. Их разговор был слышен на весь вагон.

- А вдруг дождь пойдёт? – начала канючить младшая.- Лучше бы мы дома остались, я не выспалась.
- Ну и что - что дождь? У нас с собой дождевики, не размокнем. Зачем сидеть дома? Сегодня выходной, самое время отправиться в поход. Мы доедем до станции Н. , там нас будут ждать Женя и Саша. Помнишь Сашу?
- Это тот, который в прошлом году меня нёс на руках, когда я устала?
- Ну да! Ты тогда капризничала сильно, некрасиво это.
- Но у меня нога заболела, натёрла.
- Я помню всё, не хитри. Ножки твои были в порядке. Просто ты в прошлом году ещё маленькая была и устала.
- Ну ладно, ты права - мне тогда просто идти надоело.
- Вот это правда, никогда не пытайся меня обмануть. Так вот, вместе с Сашей и Женей мы пройдем по лугам и лесам около 10 км до станции К. И оттуда поедем домой. Вода и еда у нас с собой в рюкзаках. Представляешь, как будет здОрово! Сколько всяких полевых цветов увидим, чабреца наберём, чтобы зимой чай заваривать.

- Кто они, эти девочки – две сестрёнки? Младшей – лет семь, восемь. Старшей, худенькой и стройненькой, на вид было не больше восемнадцати.
- Конечно, сёстры,- думали попутчики, вольно - невольно, от нечего делать, лениво и сонно слушая их беседу. - Но зачем было старшей сестре таскать за собой младшую? Как только её мама отпустила, совсем ещё пигалица.

Звонкие девичьи голоса слышны были даже тем пассажирам, которые сидели далеко от них. Кто-то смотрел в их сторону с улыбкой, а кто-то и с раздражением. Как эта дама средних лет:
- Что ж они так кричат, - с возмущением вопрошала она своих соседей по вагону. Но те лишь равнодушно пожимали плечами. Тогда она вскочила с места и с решительным видом направилась к девочкам. Вдруг резко затормозила, услышав очередную фразу младшей девочки:
- Мама, а ты разрешишь мне завтра вечером на велосипеде покататься?
- Конечно, разрешу, но только после того, как ты сделаешь домашние задания.
- А массаж мне сделаешь?
- Обязательно! Мне же скоро экзамен по массажу сдавать. Вот на тебе и потренируюсь.

Дама уже поравнялась с девочками, но от её решимости не осталось и следа, пытаясь справиться с удивлением, она в растерянности произнесла:

- У Вас такой красивый голос! Я хотела сказать, что Вы могли бы его использовать.
- Я и так его использую, причём, каждый день, разве Вы не заметили? – с усмешкой, без труда разгадав, с какими намерениями та к ним подошла, ответила старшая из девочек. И неожиданно добавила:
- И что Вы такая злая, что мы Вам плохого сделали?
- Нет-нет, я просто хотела сказать, что Вы могли бы в рекламе сниматься. Или на радио работать,  с таким-то голосом, - в растерянности произнесла женщина, вся решимость которой куда-то улетучилась, как только по-женски почувствовала, что этих двух девочек объединяет не только родство, но и общая боль. А это было именно так. И те, кто сидел поближе, давно всё поняли из разговора девочки по телефону:
- Я не смогла в прошлую субботу с вами поехать. У нас была пятая годовщина мамы.
- Нет, мы не отмечали. Просто на кладбище с Танюшкой сходили.

На следующей станции девочки вышли из вагона, это была их станция. Электричка побежала дальше. Стало тихо и неловко от всей этой ситуации. Прикоснулись невольно к чужой нелёгкой судьбе и едва не обидели своей бесцеремонностью…



Эпизод 2. Кошелёк

В дороге часто случается что-нибудь любопытное, что запоминается надолго.

- Девушка, это не вы кошелёк уронили?- очень пожилая женщина окликнула сидящую впереди девушку и указала на кошелёк, лежащий под её сиденьем.
- Что? Кошелёк? Какой ещё кошелёк? – девушка, вероятно, ехала после ночной смены, таких тружениц в вагоне было много, и в полудрёме не сразу поняла, о чём речь. Женщина, раз такое дело, решила сама поднять кошелёк. И снова спросила:
- Не ваш?

Девушка отрицательно помотала головой, глядя на явно мужской, туго набитый кошелёк. А бабушка, не медля, решила взглянуть на содержимое, открыла - кошелёк оказался до отказа заполнен пятитысячными купюрами, не меньше десяти штук – точно!

- Иииии…. – только и сказала изумлённая женщина и, забыв про года, схватила свою сумку и в мгновение ока скрылась вместе с деньгами, побежала в другой вагон, где никто не видел эту сценку.

И всем стало понятно, что из её головы навсегда улетучились мысли о том, чтобы найти законного владельца утерянного кошелька.

Эпизод 3. Лимузин

Две женщины сильно пенсионного возраста загрузились в вагон электрички с тяжёлыми сумками наперевес. Разместили всё под лавкой и в проходе между рядами. И, как только отдышались, завели беседу -  о том, о сём, о жизни, о родных.

- Свадьбу она внуку справила! Подумаешь, делов-то! В своём городе это не трудно. Попробовала бы она в Москве справить?
- Как ты?
- Конечно! Я племяннику справила, в лучшем ресторане там гуляли, на лимузине по столице катались!
- Что, и тебя взяли в лимузин? – с недоверием спросила попутчица, оценивающе глядя на свою подружку.
- Конечно, как же они без меня? Всё на мои деньги!  Я там главная была!
- А не жалко было тебе деньги на ветер выбрасывать? Зачем он нужен – лимузин этот? Сама вон живёшь в деревне, печку дровами топишь.
- Ну и что! А у Макса всё должно быть самое лучшее, он у меня, как сын, своих Бог не дал. Куда мне деньги девать? На что они мне?
- Да он про тебя только и вспоминает, когда деньги нужны. После свадьбы и не приезжал, поди?
- Некогда ему разъезжать. Надо будет, приедет. Или я съезжу. Вот кур и уток побила, продам на базаре и поеду.


Эпизод 4. По закону

 Ухоженная пенсионерка лет семидесяти, с трудом, опираясь на тросточку, поднимается по порожкам в салон маршрутки - ПАЗика. И садится на сиденье возле водителя.

- Без льгот автобус! Проезд оплачиваете, женщина! - обращается к ней тоже уже немолодой водитель, выруливая из кармана остановки.
- Что значит - оплачивайте! Вот моё удостоверение инвалида. Имею право на бесплатный проезд.
- Вы что не слышали, без льгот автобус! Табличка висит!- водитель переходит на повышенные тона, явно не в первый раз сталкиваясь с нежеланием отдельных пассажиров оплатить проезд. – Оплачивайте или выходите!

Пенсионерка попалась грамотная, в своей правоте не сомневалась.
- Я в газете читала, все ПАЗики будут социальными автобусами, со всеми льготами! Никуда я не выйду. Вы обязаны везти меня бесплатно! По закону!
- Женщина, повторяю в последний раз – или оплачивайте проезд, или выходите. У нас проезд платный.

Водитель начал тормозить. Молодой человек, сидящий в салоне, молча встал, подошёл к водителю и протянул деньги за проезд:
- Вот возьмите за эту женщину, пусть едет.
Водитель успокоился. Но его пассажирка продолжала настаивать на своём.
- Не надо за меня платить! Молодой человек, заберите свои деньги. Я по закону имею право бесплатно ехать! Заберите! Я сойду на следующей остановке, посмотрю номер автобуса, водителя накажут!
- Зачем смотреть, я вам и так скажу номер. В моём автобусе льготы не действуют.
- Закон для всех один. Вот посмотрим!
 
На остановке женщина вышла в промозглый холодный вечер, предварительно забрав у водителя мелочь, которую молодой человек отдал за её проезд:
- Заберите! Не надо за меня платить. Я сама в состоянии за себя заплатить, если надо. Но здесь я не должна платить, закон на то есть, и, протянув деньги молодому человеку, направилась к выходу…