Герои не забыты. Шандрыгин П. Н

Алексей Шелемин
             
 
            
                Петр Никифорович Шандрыгин до войны проживал в селе Владимировка, Боготольского района Красноярского края. Служил в рядах РККА в период 1930-1933 года. Вторично был призван в Красную Армию добровольцем в августе 1941 года. На фронте с 10 сентября 1941 года. Воевал на Калининском, Западном, Брянском и Белорусских фронтах. Был ранен 10 февраля 1942 года, контужен 15 февраля 1945 года и тяжело ранен 23 марта 1945 года.
        На фронтах Великой Отечественной войны против гитлеровских захватчиков воевали четыре его родных брата, два племянника и двое двоюродных братьев, которых воспитывали его родители. Трое из четырех его родных братьев пропали без вести. Один из них, брат-близнец Петра - Ефим, был тяжело ранен в августе 1943 года и много месяцев провел в госпиталях. Домой вернулся в конце 1945 года психологически глубоко подавленным. Остальные погибли.
        После войны и много позже Петр Никифорович предпринимал неоднократные попытки выяснить обстоятельства гибели и места возможного захоронения своих родных. Но все его попытки были тщетными. После демобилизации Петр Никифорович проживал вместе с семьей в городе Иркутске и умер в 1981 году.
       Командуя стрелковой ротой в 922-м стрелковом полку на 3-м Белорусском фронте в летних боях 1944 года он участвовал в прорыве вражеской обороны на реке Нарев, в Белорусском наступлении и Минской операции. 250-я дивизия, в состав которой входил 922-й СП, в феврале 1944 года вышла на реку Днепр, где встретила упорное сопротивление немцев. На участке предполагаемого наступления полка по всему берегу реки Днепр были оборудованы полнопрофильные окопы в несколько линий, в которых находилась пехота немецкой дивизии «Райх» и приданный ей механизированный полк, в состав которого входили самоходки, зенитки и противотанковая артиллерия. По всему периметру западного берега имелись многочисленные пулеметные точки, бронеколпаки, железобетонные ДОТы и бетонные амбразуры для ведения артиллерийского огня.
        22 февраля 1944 года третий батальон 922-го СП пошел в наступление на немецкие позиции по льду реки. Немцы открыли по русским солдатам плотный пулеметно-минометный огонь. От минометного огня на льду реки стали появляться ямы и полыньи. Наши бойцы, неся потери от вражеского огня, стали еще и проваливаться в воду. Оставшиеся в живых солдаты под огнем врага залегли, а затем по приказу командира полка вернулись к своему берегу. Таким образом были разведаны немецкие огневые точки, линия обороны и примерные силы немцев. Но цена той разведки боем была слишком высокая. Погибло и было ранено больше половины солдат и командиров стрелкового батальона. Петр Шандрыгин возглавлял одну из рот. В ходе атаки он единственный из всех командиров остался в строю. Остальные были ранены или убиты.
        В марте 1944 года бойцы 922-го стрелкового полка отчаянно дрались за реку Друть. С большим усилием и большими потерями полк пробил брешь в обороне немцев и удерживая плацдарм отбивал ожесточенные атаки превосходящих сил противника. В боях за рекой Нарев воины 922-го СП неожиданно для немцев овладели стратегически важными высотами и смогли своими силами удержать их.
        24 июня 1944 года солдаты и офицеры 922-го СП форсировали реку Друть. В боях за Бобруйск полк вышел на дорогу Могилев-Бобруйск и перерезал шоссе. Под Белостоком батальоны полка с боем овладели городом Кринки и пленили остатки разрозненных немецких дивизий и тыловых частей.
        Далее полк наступал на главном направлении и, прорвав оборону немцев, вышел к городу Остроленка. Немцы создали вокруг города противотанковые рвы и эшелонированную оборону и приготовились долго защищать город. Все подходы к городу были тщательно заминированы. Но атака советских войск была осуществлена в неожиданном для врага месте. Пробив брешь в обороне немцев солдаты роты Шандрыгина, усиленные одним 45-мм орудием, захватили деревянный мост через реку Нарев и отрезали немцам пути отхода. Победа в короткий срок и малыми потерями была достигнута благодаря грамотному и тактическому планированию командования дивизии и командиров полков. К 12.00 6 сентября 1944 года гарнизон немцев был разбит, а город-крепость Остроленка капитулировал. Нашим войскам достались огромные трофеи и большое количество пленных солдат и офицеров.
        Спустя двое суток немцы подтянули резервы и пытались выбить наши войска, вернуть город и выручить сопротивляющиеся войска гарнизона города. Но советские бойцы отбили все атаки и выстояли. В этих боях особо отличились многие воины 922-го СП. Старший лейтенант Шандрыгин за бои на реке Нарев и под городом Остроленка был награжден орденами Отечественной войны 1-й степени и орденом Александра Невского.
        Согласно скупых строк из наградных листов на Петра Никифоровича Шандрыгина: "В бою за город Остроленка, умело командуя ротой, он сумел с малыми потерями нанести противнику большой урон в живой силе. В боях за город рота Шандрыгина уничтожила 120 немецких солдат и офицеров, пулеметы и несколько автомашин противника".
        В марте 1945 года командир полка писал следующее: «Командуя ротой Шандрыгин штурмом ворвался в расположение противника, уничтожил до 50 солдат и офицеров и выбил противника из занимаемого рубежа. Потеряв важный рубеж противник трижды переходя в контратаки, пытался восстановить свое положение, но благодаря умелому управлению ротный сумел отразить все контратаки противника и удержать занимаемый рубеж. В этих боях Шандрыгин проявил исключительное бесстрашие, был ранен, но из боя не ушел, пока не выполнил боевую задачу».
        Приказом командующего 3-й общевойсковой армии, генерал-полковника Александра Горбатова от 14.04.1945 года, старший лейтенант Шандрыгин был награжден вторым орденом Александра Невского.