Наш первый опыт

Пётр Васильевич Качур
                НАШ ПЕРВЫЙ ОПЫТ В СПОРТЕ
                В посёлке Северо-Енисейский Красноярского края наш учитель физкультуры Павел Фёдорович руководил лыжной секцией и часто организовывал соревнования по лыжам.
                Вообще-то лыжи у нас были почти у всех. Но с креплением для валенок. Ведь валенки мы носили почти по семь месяцев в год из-за сильных, продолжительных морозов. В свободное время мы катались с сопок, окружающих посёлок, или просто ходили на лыжах по тайге. Возле дома 5 по улице Донского мы часто катались с горки, делали даже из снега небольшие трамплины, но как-то скучновато было … Одеты были по-зимнему – в ватных фуфайках, валенках, шапках-ушанках. Кататься было хорошо, но …, как говорится, не разбежишься …
                А в лыжной секции давали лыжи с креплением для ботинок, давали и ботинки, и лыжи, и лыжные палки. На выбор - бамбуковые или дюралевые. А это ещё интереснее … Ведь наши - домашние лыжные палки - были, в основном,  палки, выдернутые из плетённых заборов. В школьной секции было уже интереснее … Условие было только одно – участие в школьных соревнованиях.
                И я записался в лыжную секцию. И получил всё для ускоренного передвижения на лыжах. И стал тренироваться и к соревнованиям готовиться.
                И вот день соревнований … К сожалению, выдался он довольно морозным и ветренным. А мне ещё папа говорил, что, когда мороз, ветер и повышенная влажность, то это очень плохо, потому что можно обморозиться. Он это знал ещё с Финской войны, где бойцы наши сильно замерзали и обмораживались … И он испытал это на себе в финской и Великой Отечественной войнах, ...
                Но соревнование есть соревнование! И никто его не отменял! И это были мои первые в жизни соревнования! И я пошёл соревноваться. Дистанция десять километров.
                Старт и финиш были недалеко от школы, лыжня проходила мимо аэродрома по ложбине, а там ветра не было. Ветер, и довольно сильный, дул только с аэродрома. Но «туда» он дул как-то сбоку и сзади, что даже помогало набирать скорость. Финиш поэтому ожидался трудным – ведь ветер дул уже в грудь …
                Я бегал там не раз. Правда, точно о местах поворотов я не знал, но я знал, что на поворотах стояли наши одноклассники, чтобы корректировать движение и записывать номера соревнующихся …
                И вот команды: «На старт! Внимание! Марш!»
                И наша группа побежала …
                Туда бежать было легко. Правда, когда я, пробежав пять километров, должен был повернуть назад, то по вине контролёра, который в это время, греясь, отбежал чуть дальше поворота, то я и пробежал дальше метров на десять-пятнадцать. Но это меня не смутило. Силы ещё были, и я, повернув, побежал назад, уже к финишу.
                Недалеко от финиша, примерно километра за полтора, я почувствовал, что голова моя в шапке-ушанке вспотела, пот стал заливать лицо, глаза. И, когда я приблизился к контролёру, своему однокласснику, Юре Юнусову, то он тоже, подбадривая меня, заметил, что я сильно вспотел. Юра побежал рядом со мною и стал предлагать снять с меня шапку.
                - Снимай – согласился я – и побежал к финишу уже без шапки.
                В тайге ветра не было. Но, когда я выбежал на край аэродрома, то подул сильный, пронизывающий, буквально, ледяной ветер. Тут будто труба сквозная, ветряная была. Я сразу же почувствовал, что у меня «задубели» уши. Они как-то отяжелели, стало больно, очень больно. Я стал на бегу пробовать потереть их, прикрыть, но ведь у меня в руках были лыжные палки, делать это было не просто, да и скорость я стал терять … А тут вдруг я почувствовал резкую боль в паху.
Пронизывающий, морозный ветер и туда добрался! Прикрывать и уши, и пах было уже невозможно. Надо было сходить с дистанции, чтобы не допустить обморожения … Но это для меня тоже было невозможно! Ведь стыдно было бы перед Павлом Фёдоровичем, перед ребятами ... И я решил бежать, бежать что есть силы, чтобы как можно быстрее достигнуть финиша, …
                Вот и финиш! Снял лыжи и лыжные палки, стал тереть уши. Но боль была, хоть и не такая острая. Стал в небольшой толпе болельщиков – мальчишек и девчонок – наших одноклассников. В толпе теплее было. Ждал Юру Юнусова с моей шапкой. Смотрел на дистанцию. И увидел, что некоторые ребята бегут, не пользуясь палками, а держа руки внизу живота. Я их понял. Они пришли на соревнования в повседневных, простых брюках, в обыкновенных трусиках. И резкий холод проник сквозь тонкую одежду. О плавках тогда, видимо, по малолетству, мы не знали и не думали. Ведь всё приходит с опытом.   
                И тут я увидел, как прибежал к финишу мальчик из соседнего класса, и как он упал на снег возле финиша и на снегу, сжавшись в комок, прижал руки в паху, как он кричал и плакал. Он так страдал, что его вынуждены были отнести в больницу, благо она была недалеко.
                Мальчика этого в лыжной секции больше мы не видели. Зато появилась шутка: «Мальчик отморозил пальчик».
                Отмороженные уши мои болели долго. Часто на уроках мне приходилось вытирать стекавшую по раковинам ушей сукровицу и отдирать засыхавшую на ранках кожу ... Кстати уже потом, через много лет, уже на старости, на отмороженных местах ушей стали появляться болезненные корочки ... Так организм напоминает о полученных в молодости болезненных травмах, перегрузках, ...
 
Часто вспоминаю современный анекдот, который читал в газете:
"Вошла старушка в переполненный автобус.
Недалеко сидит молоденький парнишка.
Старушка стала возле него, подумав, что он место уступит.
А он не уступает.
Тогда старушка стала просить его:
- Сынок уступи мне место. У меня ноги болят!
А он спрашивает её:
- А ты, когда молоденькой была, уступала?
- Да, а как же! Обязательно старшим уступала!
- Ну вот, поэтому и болят сейчас твои ноги!
И место старушке мальчик так и не уступил"  ...

                А тогда так мы приобретали опыт зимних соревнований.
                И, приобретя опыт соревнований по лыжам в нашей холодной Сибири, мы стали заранее думать, как не обморозиться.
                Так как в шапках-ушанках потели головы, то мы приобретали «кресты» на голову. Так назывался связанный из шерстяных ниток головной убор, если это можно назвать головным убором, закрывающий только уши. Голова была открытой для всех ветров и морозов. Только на лбу и на затылке были полоски ткани. Но мы шутили – «А что, мол, в голове можно отморозить, тем более, если мозгов нет?». В голове, на голове отморозить многое можно было, но мы тогда об этом не думали, да и мало знали о всех тонкостях анатомии человека. Зато уши были прикрыты. К трусикам пришивали кусочки меха, или отрезали кусочки от ватной фуфайки, что угодно, лишь бы не обморозиться и, чтобы было легко бежать. Бежать и побеждать! Ведь на то он и спорт.
                Потом, уже в восьмом, девятом и десятом классах, в нашем классе учились настоящие спортсмены-лыжники Коля Жарков и Алик Дорожко. Они многое знали и показывали. Особенно по лыжному бегу. Ведь мы, не имея опыта, обычно просто бежим на лыжах, а надо больше скользить. Мы все восхищались «ходом» Коли Жаркова. Он делал такие широкие шаги, так скользил, что, когда видели его шаг впервые, казалось, будто он двигался медленно, и его легко догнать. Но не тут-то было … За Колей Жарковым и за Аликом Дорожко угнаться не мог никто. В старших классах на всех соревнованиях мы заключали пари - «кто быстрее» - с Венькой Козловым. И побеждали друг друга поочерёдно. 
                Наш любимый учитель физкультуры Павел Фёдорович любил спорт и всячески завлекал учеников школы в спортивные секции. Он организовал и лично руководил такими секциями, как лыжная, бокса, борьбы, гимнастики и лёгкой атлетики. И всегда сам проводил соревнования.  Рассказывали, что он был из военных моряков. Возможно, там, в Военно-морском флоте, он прошёл такую необыкновенную спортивную школу.
                Я записался не только в лыжную секцию, но и в секцию бокса и гимнастики. В гимнастике я разочаровался, поняв, что гимнаст из меня не получится, особенно наглядевшись на нашего непревзойденного, буквально летавшего на гимнастических снарядах нашего школьного гимнаста Юрку Копылова.
                А в секции бокса у меня успехи были, был даже диплом за первое место в районных соревнованиях в своей весовой категории, но в боксе я тоже разочаровался – не нравилось мне бить «по морде» хороших ребят, которые ничего мне плохого не делали. И я эту секцию покинул. Драки мальчишеские, а они, что греха таить, были и не так уж и редко, мне тоже не нравились, но от драк никуда не деться: не дашь сдачи – ещё больше получишь … Или как там: меньше дашь, больше получишь ...
                И остались только любимые лыжи. Лыжам и книгам я посвящал всё своё свободное от уроков время …
                Правда, зимой 1956 года, 30 декабря, как раз перед зимними школьными каникулами, мне пришлось и с лыжами расстаться из-за падения при спуске с крутой сопки и полученных при этом травм и серьезных простудных заболеваний органов дыхания … И пришлось мне встречать 1957 год и проваляться все зимние каникулы в постели с температурой ... А тогда мы поспорили с ребятами, что я съеду с крутой сопки на лыжах. Но я не знал о том, что у подножия сопки проходит санная дорога на соседний прииск. И, когда я на огромной скорости вылетел на эту дорогу, меня выбросило головой в берёзу. Наверное, если бы у меня на голове была надета тёплая шапка, какие мы носили тогда где-то с октября по апрель месяц (и валенки тоже), то удар был бы помягче, ... Но у меня был надет "крест", удар получился сильным, я на какое-то время потерял сознание, а когда очнулся, то схватил поломанные лыжные палки и лыжи и побежал по дороге, идущей в обход сопки, в посёлок. Дома в тепле у меня с головы на лоб потекла кровь (рана была над лбом) я увидел, что у меня разбита голова, пошёл в больницу, рану зашили, пришёл домой и ... "слёг" на все зимние школьные каникулы, ...
                А летом 1957 года мы с моими друзьями Геной Шишковым и Юрой Решетниковым поехали в Казань поступать в КАИ ...
                Но это уже, как говорит известный, уважаемый актёр, Заслуженный артист РСФСР, ведущий телепередачи «Следствие вели …» Леонид Каневский, "Совсем другая история" …