Лондон. Об иннах, барристерах и солиситорах. Ч. 4

Борис Готман
   Boris S. Gotman, Ph.D

   Продолжение.

   Теперь о солиситорах.

   Обычно пишут, что солиситор (англ. solicitor) — это адвокат,  ведущий подготовку судебных материалов для ведения дел барристерами.
   
   Но далеко не все солиситоры работают с барристерами, значительная их часть служит юрисконсультами  или занимаются адвокатской практикой самостоятельно. 

   Многие солиситоры работают в качестве наёмных работников  в различных  компаниях, а также в местных органах власти.

   В отличие от барристеров, работающих только в одиночку (не считая клерка), солиситоры  могут работать с партнерами. Есть много крупных объединений солиситоров, занимающихся делами с недвижимостью, наследственными правами  и пр.
   
   В общем, сфера деятельности у солиситоров  гораздо шире, чем у барристеров.
    
   Если солиситор сотрудничает с барристером, он является посредником между ним и клиентом.
   
   Барристер  сам  клиентов не ищет и не берёт – только через солиситора.
    
   Между клиентом  и  солиситором  составляется  договор на ведение дела, и в этот договор включается также  оплата услуг барристера.
   
   Я бы сказал, что солиситоры при этом  занимаются  "оперативной работой",  то есть ведут всю подготовку  дела,  обеспечивая сбор доказательств,  допросы свидетелей и экспертов, получение  всех необходимых  документов и справок. Солиситоры также должны присутствовать в суде при слушании дела.

   Как раз в романе  Джоджо Мойес  "Девушка, которую ты покинул", с упоминания о котором начались эти заметки,  хорошо  показана оперативная работа одного из героев, солиситора.

   По сюжету ему необходимо проверить  провенанс  картины,  давшей название роману, действие которого развивается вокруг  её истории.

   Провенанс (фр. provenance — происхождение, источник) это история владения художественным произведением, предметом антиквариата, его происхождение.
 
   На художественных и антикварных рынках подлинность предметов подтверждается именно провенансом,  который обычно приводится в аукционных каталогах.    
   
   Картина, о которой идёт речь в романе, это портрет жены художника. Он подарил картину перед первой мировой войной жене.

   Через много десятков лет эта картина стала  предметом судебной тяжбы между наследниками художника и нынешней её владелицей, к которой картина попала довольно сложным путём.

   Провенанса картины  у нынешней хозяйки не было и обстоятельства передачи картины в прошлом от владельца к владельцу, да и сами прежние владельцы ей не были известны.

   Надо отметить, что если на каком-то этапе  смена владельца  была незаконна, картина возвращается тому, кто до этого этапа последним владел ею на законном  основании.

   Права на картину всех тех, кто приобрёл её после незаконной смены владельца, суд  просто  аннулирует.
 
   А история картины весьма драматична и загадочна.

   В годы войны сестра жены художника, француженка,  передаёт эту картину немецкому коменданту оккупированного городка в благодарность за то, что он спас сестру и помог бежать её мужу из лагеря военнопленных.
 
   Затем картина висела в доме коменданта, который  сохранил любовь к изображенной на картине женщине.

   Это знала  жена бывшего коменданта, что  вызывало её ревность и ненависть к картине. 

   После смерти мужа она дарит портрет "соперницы" американской журналистке, у дочери которой через много лет его покупает молодой архитектор в подарок своей жене – современной, так сказать, героине романа.

   Только не подумайте, что роман о солиситорах и барристерах!

   Он о любви, долге и человеческом достоинстве. 

   Просто многое  становится известным читателю именно в ходе проводимого солиситором расследования  -  поиска документов,  его бесед со свидетелями,  чтения дневников  бывших  владельцев и их родственников и знакомых.
 
   Так что очень советую этот роман прочитать.

   А моя заметка, в отличие от романа, как раз о барристерах  и солиситорах, к которым мы и вернёмся.

   Как пишет Википедия, "наличие  двух категорий адвокатов  не соответствует современной мировой практике и объясняется, в основном, историческими причинами,  консерватизмом английской судебной системы,  сложностью ведения судебных дел в странах англо-саксонской системы права (необходимостью применения значительного количества судебных прецедентов и отсутствием строгой системы правовых актов),  а также нежеланием барристеров терять привилегированное положение и связанные с этим материальные выгоды."
 
   Лично я на основании собственного опыта работы  считаю, что  система "барристеров – солиситоров" значительно лучше любой другой системы организации адвокатских услуг.
 
   Деятельность  солиситоров  контролируется  Юридическим обществом. За счет специального фонда Общества  солиситоры  оказывают населению  бесплатную  юридическую  помощь.
 
   Возможности солиситоров существенно увеличились после принятия  в 1971 году "Закона о судах"  и в 1990  году  "Закона о судах и правовом обслуживании".
   
   Теперь солиситоры,  кроме  имевшихся  у них и ранее прав на ведение судебных дел в судах низших инстанций,  после  приобретения  определенного стажа  практической  деятельности могут  назначаться  на должности судей Суда короны - одного из высших судов  или  выступать в качестве адвокатов в этом суде.
   
   Корпорации солиситоров  управляются советом, ведающим  подготовкой кандидатов, организацией квалификационных экзаменов, а также дисциплинарными вопросами.

   Выдача сертификатов на право профессиональной деятельности солиситоров является прерогативой Аппеляционного суда. 
   
   Солиситоры,  в отличие от барристеров, считаются служащими суда, поэтому их деятельность регулируется законодательными актами, а не самостоятельными правилами корпорации.

   Кандидат в солиситоры  должен иметь диплом о юридическом образовании и сдать экзамен по специальной программе Юридического общества.

   Могут приниматься и лица  без  диплома юриста, но они должны пройти курс обучения и сдать сначала общие экзамены, а затем - специальные. Не знаю, сколько это стоит в Великобритании, но у нас – очень дорого.

   Мы уже подошли к находящейся в Иннер-Темпл-Инн церкви Темпл (Temple Church), построенной тамплиерами около 1185 года.
 
   О ней поговорим в  следующей части, которая будет называться "Церковь Темпл и  Храм царя Соломона".   
   
   На коллаже представлены фотографии  зданий некоторых иннов.