Путешествие в Рим

София Кузнецова
Как вы думаете, легко ли жить в городе, являющимся «центром мирозданья и циферблата», как сказал И.Бродский.

Жить в городе,  по улицам которого незримо рыщет  Капитолийская волчица в поисках Ромула и Рема, бродят Микеланджело, Муссолини, и сама история Вечного города, города,  где на рок-концерте можно увидеть настоящего  Папу Римского, а в ночных клубах выступают балерины?

Как гласит история, "город семи холмов и всей земли повелитель" был основан 21 апреля 753 года до нашей эры. Именно в этот день близнецы Ромул и Рем заложили на Палатинском холме город Roma,  Рим - по имени одного из братьев. Уже гордо именуясь городом, Рим состоял из хижин, крытых соломой. По материалам историков,  в такой же хижине на Палатине жил и сам Ромул, правивший до 715 года до нашей эры. Античные авторы утверждали, что он был похоронен на окраине главной площади города под неким "черным камнем". Историки весьма скептически относились к этим сведениям, как вдруг, к их изумлению, в 1899 году на краю Форума археологи все-таки отыскали большую могильную плиту - "черный камень"! Сейчас это место уже официально именуется могилой Ромула.

Рим ты прекрасен в любое время года. И прекрасен, и буржуазен, и нетороплив, как будто время над тобой остановилось. Рим и мир. «Urbi et Orbi - городу и миру.  Это сказано о городе не только имперском и вечном, но еще и семихолмном.  Вечный и державный, и непременно  семихолмный. Москва, конечно, тоже. И  сами названия холмов, как праздничный трезвон. Авентин, Палантин, Эсквилин, … как  благовест.

Отчего же баснословный город, по мысли Иосифа Бродского для невечных нас вечен? Неужто из-за того, что живопись по-прежнему висит на тех же самых местах, какие указывает столетний путеводитель? Или же из-за гостиницы, в которой останавливался в XVI веке Торквато Тассо, а она все еще до сих пор гостиница…

Обычно руины - всего лишь развалины, и только античный мир оставил их нам как эстетическую  бесценность.

И если небеса зеркальны земле, то так же бессчетны вглубь слои римских тысячелетий.

И звучат во мне слова Гоголя: «Самое это чудное собрание отживших миров, и прелесть соединенья их с вечноцветущей природой - все существует для того, чтобы будить мир.  Чтобы на севере, как сквозь сон, представлялся иногда этот юг, чтоб мечта о нем вырывала его из среды хладной жизни.... Чтобы блеснула ему нежданно уносящею вдаль перспективой,  колизейскою  ночью при луне... невидимым небесным блеском и теплыми поцелуями чудесного воздуха».

На улочках и улицах Рима история не просто представима, но ощутима и реальна. Все еще взбираются по внутрикупольной лесенке на макушку строящегося Святого Петра ослики, навьюченные комками свинца и кирпичом. Микеланжело, только что поколотивший подрядчика за то, что лентяй не штукатурит на века, сам доглядывает за работами, а заодно сочиняет сонеты Виттории Колонне. За Тибром, но на своем наречии, потомок строивших Колизей,  Иммануил Римский слагает сонеты. Тихо договариваются в темнице о будущем человечества апостолы Петр и Павел. Как водится, на вилле Зинаиды Волконской множество гостей, и вообще русских в Риме несчетно: и Тургеневы, и Герцен Александр Иванович, и Вяземский, и Жуковский, и - мимоездом - сам Достоевский, наверняка угадавший, что и здесь будут свои бесы. Все еще захаживает в Ватикан поэт Вячеслав Иванов. Все еще пишет эскизы Александр Иванов. И ничто не исчезает... Ничто не исчезает? И все-таки все остается. Пусть в виде своего отсутствия или кругов на воде, пусть следом ящерицы на камне...

Современный Рим похож на отпрыска знатного рода. Гордясь древностью своего происхождения, он живет в стремительном ритме дня сегодняшнего. Он очень шумный и многоголосый днем, с толпами туристов, когда будто волны морские накрывают город своим многоязычным шумом. Он унаследовал от древнего сутолоку мирового перекрестка, смешение наречий, причудливое переплетение культур, опыта и традиций. До сих пор не теряют своей актуальности слова, сказанные Сенекой две тысячи лет назад: "Все люди стекаются в этот город, где хорошо оплачиваются и добродетели и пороки".

Но как только закрываются магазины, центральные улицы Рима начинают пустеть. Делать на них становится нечего. Зато на  потемневших улицах начинают бродить влюбленные парочки, и туристы, впитывающие ветер, приносящий историю. Если Вы встретите бродягу, не пугайтесь, они также благопристойны, под стать городу и в основном трезвы.   

На первый взгляд ночная жизнь Рима гораздо менее приметна, чем, скажем, в Париже или у нас  в Москве. Такой популярный в России способ ночного времяпрепровождения, как казино, в итальянской столице отсутствует: запрещен законом. С недавних пор запрещен и стриптиз, так что любители этого вида развлечений довольствуются балетом в ночных клубах, а если перспектива бродить по ночным улицам вас не прельщает, то вы можете отправиться, например, в ресторан. Меня друзья пригласили посетить в ресторане в  районе Трастевере - La Prosciutteria Trastevere. Нам показали,  от какого куска будет отрезано мясо,  и  продемонстрировали живую рыбу. Что ввело меня, после Москвы, в некий ступор. А в меню я насчитала 48!!! паст. 

Когда я брожу по улицам Парижа, я слышу музыку многочисленных шансонье, и музыка – это визитная карточка Парижа.

В Риме я хожу по истории, которая витает в воздухе и в музыке архитектурных шедевров, которые благоговейно произносятся в любой точке Рима: Сикстинская капелла, Ватикан, Колизей,  и ….фонтаны, фонтаны…Боже, как забилось сердце….
Колизей! И слышится мне звон мечей и стоны убиенных. И римские патриции в тогах. И стихотворение И.Бродского:
 "Простимся. До встреч в могиле.
Близится наше время. Ну, что ж?
Мы не победили. Мы умрем на арене.
Тем лучше. Не облысеем от женщин, от перепоя.
...А небо над Колизеем такое же голубое,
как над родиной нашей, которую зря покинул
ради истин, а также ради богатства римлян.
Впрочем, нам не обидно. Разве это обида?
Просто такая, видно, выпала нам
планида...
Близится наше время. Люди уже расселись.
Мы умрем на арене. Людям хочется зрелищ"

От Колизея я спускаюсь к наиболее популярной красавице, площади Пьяцца дель Пополо В Новый Год  она наиболее популярна.  На ней  играют оркестры и звучат песни, салют все четыре дня взрывает небо.

И на площади Навона, которая влюбляет в себя с первого взгляда,  веселье бьет ключом. Современный барочный облик пьяцца Навона связан с именем Папы Иннокентия Х, именно ему пришла в голову мысль  облагородить запущенное пространство в центре города. И теперь там устраивают самый большой рождественский базар в Риме.

Многие шедевры архитектурного зодчества, доставляющие людям радость спустя многие столетия, рождались в Риме  в интригах и борьбе за право быть, как фонтан «Четырех рек» на  площади Навона. А чтобы почувствовать, как шла борьба светских художников с властью церкви, можно  заглянуть в кафе "Tre scalini",  где подают неповторимое римское мороженое "Tartufo nero". Мороженное,  с кусками черного шоколада, украшенное белыми сливками. Своими контрастными цветами мороженное  напоминает давнее соперничество жизнерадостного  скульптора Бернини и строгого папу  Борромини, которое по сей день продолжается в камне на одной из самых очаровательных площадей Вечного города.

Сколько фонтанов в Риме? Точно известно, что ни один город мира не насчитывает такого количество фонтанов как Рим. Всего за тысячелетия их было около 1000. Осталось 280 действующих. Если Амстердам, Петербург, Венеция  - города каналов и мостов, то Рим –город фонтанов. 
Поэт Шелли считал, что фонтаны достойны  отдельного визита  в этот город. Пышные, похожие на театральные декорации, великолепные, возвышающиеся на площадях, элегантные, спрятанные в уютных двориках, скромные, сделанные из древних камней, фонтаны Рима представляют изумительное художественное зрелище.  Это золотые украшения улиц и площадей, создающие неповторимый облик Рима.

Я упомяну самый известный и популярный  Фонтан Треви (Fontana di Trevi).
Он был построен в 1732-62 гг. архитектором Николой Сальви в стиле классического барокко. Фонтан отражает морскую тематику: доминантной является выезжающая колесница с Океаном, которую тянут тритоны и морские коньки. По преданию, человек обязательно найдет в свою любовь, если бросит в фонтан пару монет,  когда лучи высокой луны скользят по струям воды. Но посетители бросают свои монетки весь день под хохот, радостные крики и щелканье фотоаппаратов.

Скворцы над Римом! Такого нигде не увидишь. В спокойный весенний или осенний день, едва тишина оборвется резким звуком или выхлопом мотоцикла, и с только что мерно щебетавших и гомонивших деревьев срываются миллионы птиц и собираются в поднебесье огромными шарами - подобиями японского фейерверка, правда, тут шары черные и выглядят фейерверочным негативом. 

Анна Ахматова сказала: "В Риме всего слишком много. Человек этого построить не мог. А если не человек - то кто?.." Вот именно - кто. Как составился невероятный замысел Колизея?  Как чертили бессчетные чертежи? Как в них разбирались?.. И кто вообще тот, кто "этого построить не мог"?

"Я был в Риме. Он был залит светом так, как только может мечтать обломок!
На сетчатке моей - золотой пятак. Хватит на всю длину потемок. "
Асар Эппель.

Все дороги ведут в Рим. Это знает каждый. Но если повезет,  проделаешь заветный путь, вдруг понимаешь, что из Рима  ведут они в Вековечность….