Этюд для фонэндоскопа

Нина Энская
ЭТЮД ДЛЯ ФОНЭНДОСКОПА

С.К. и А.Я.

      Нэнси выбирала – не депутата в бюллетене, не книгу в библиотеке – всего лишь блузку в шкафу:
«Голубая слишком легкая — еще прохладно по вечерам, сизовато-зеленая из индийского хлопка надоела – вечно в ней на работу хожу,
а белая —в самый раз, прекрасная белая испанская блузка с длинными рукавами, воротом на  сборке и тонкой вышивкой. Она и с джинсами сочетается,и с чем угодно»

 Днем Нэнси надо было на работу, а вечером – в Фонтанный Дом, на выступление очень известного московского литературоведа Н.П., специалиста по Мандельштаму.
Нэнси давно ждала этого вечера – не просто ждала —жаждала! Она читала   статьи  Н.П. в журналах и интернете, а на вечере состоится презентация новой книги.
Все складывается удачно — почти весь недельный объем работы Нэнси сделала к четвергу , оставались лишь несколько адресов ( Нэнси уже несколько лет как разносила документы по офисам и магазинам). Деньги в кошельке имелись,так что можно будет позволить себе обед в   кафе ( блинчики со скидкой и чайник пуэра. Вкуснейшая начинка для блинчиков – «скидка»!).
Нэнси укладывала в сумку теплую клетчатую кофту( с любимой удельнинской толкучки), расческу, косметичку, блокнот, ручку,папку с рабочими бумагами, книгу про архитектора Лидваля, чтобы читать в метро...
И тут …зазвонил телефон, как в сказке Корнея Чуковского. 
    Бесценный и надоедливый старенький  аппаратик, кремниевые мозги, мини-робот  ненасытный, умеющий говорить, жужжать, звенеть и ползать по ровной поверхности.
«Тьфу ты, тамагочи!» – проворчала Нэнси, услышав знакомый рингтон «Хава-Нагила», обозначающий звонки близких знакомых.
Ничего хорошего на этот раз эта веселая мелодия не предвещала.

      Звонил  добрый   приятель, просил о помощи.
О, Господи!

      Развод  Нэнси с Эскулапом( ну, или Асклепием) состоялся много лет назад, но этот мучительный,  глупый, авантюрный,  иногда утомительный и лишь изредка приятный роман продолжается.
Человек( если у него нет тяжелых поражений нервной системы) не может разучиться читать, писать, шить. Музыкант вспоминает, как играть на скрипке, даже если он не держал инструмент в руках десять лет. Виртуозность игры без постоянного упражнения  неизбежно пропадает. Но разучиться  держать скрипку и смычок в руках музыкант не может.

...Единственный музыкальный  инструмент, подвластный Нэнси —фонэндоскоп...
После разговора с приятелем Нэнси кладет в сумку фонэндоскоп, походную аптечку,  тонометр и термометр.
Только бы ничего не забыть!

Звонок на работу — отпроситься «по семейным обстоятельствам», благо, недельная работа вся практически сделана, а начальница добрая, дай ей Б-г здоровья!
 Звонок от приятеля – и тут же СМС-ка с необходимым номером телефона человека,которому нужна помощь. Сам приятель вкратце все объяснил и отправился в университетскую аудиторию  на выпускной экзамен.

...Помощь нужна рабочему – знакомому приятеля...
«Только бы все обошлось, только бы все получилось.! А вдруг что-то непредвиденное? А вдруг что-то произойдет в  метро и менты  станут проверять сумки? Но это же фонэндоскоп. Всего лишь фонэндоскоп. Это не бомба...» – в голову лезут опасения, Нэнси отгоняет их,уговаривает саму себя, мысленно гладит по голове длинноухую собаку-интуицию...
« Бомба—не бомба...Ты что,их не знаешь? Им бы повод был. А уж статью найдут!» – это интуиция подает голос...
Знает их Нэнси. Знает!
Именно от них пострадал иностранный рабочий, на помощь к которому спешит Нэнси.

...Нэнси стоит у выхода из метро и ждет Саттара. Саттар – тоже рабочий, брат пострадавшего Акрама. Телефон Саттара «временно недоступен» –    у него  самый дешевый и самый ненадежный оператор связи – с этих номеров  иногда и в соседнюю квартиру не дозвониться. Саттара все нет и нет. Нэнси волнуется. Куда ей ехать, неизвестно. Аккумулятор ее телефона разряжен уже на две трети, а зарядное устройство  осталось дома, да и где  на улице   розетку искать? Нэнси стоит в условленном месте, читает  биографию архитектора Лидваля, прихлебывает сок из бутылочки... Саттар где-то застрял и появился два часа спустя. Выяснилось, что он ехал с пересадкой  автобусами, опасаясь метро,  где вечные проверки документов.
Саттар и Нэнси узнали друг друга сразу— опять же, интуитивно Нэнси поняла,что вот этот смуглый  худощавый человек лет сорока  в  спортивной курточке  – Саттар, а Саттар догадался, что вот эта  женщина в   белой блузке и очках, с сумкой через плечо и книгой —Нэнси.
...Сели в автобус. Доехали до кольца. Это самая окраина города,недавнее предместье. Бетонные заборы, гигантские рекламные щиты,колючая проволока, виадук,железнодорожные пути...Когда-то тут были поля и огороды. Поля, просто  поля. А в войну —сплошное поле боя с окопами воронками. Даже сейчас тут кое-где попадаются маленькие пруды— это воронки. А после войны, наверное, тут долго стояли пустыри.
Но в мае и пустыри прекрасны. Саттар с Нэнси топают куда-то по шпалам,обходя дорогу с лужами и глиной. Вокруг пробиваются молоденькие  мягкие лопухи и зубчатая  крапива , желтеют одуванчики, торчат ивы с узкими нежно-зелеными листочками и подсыхающими сережками, а из-под шпалы смотрит на них фиалка, невинная, как котенок в корзинке.
 По небу летят на взлет и на посадку тяжелые  белые самолеты.
По виадуку почти что в небе катятся тысячи разноцветных автомобилей. По насыпи вон там за виадуком едет зеленая электричка... И везде люди –  в самолетах, в машинах..и все  спешат. И не все счастливы.
Саттар и Нэнси входят в ворота автобазы. Сторож знает Саттара в лицо и пропускает обоих. Вот  ангары,вот   обитая жестью бытовка.
Акрам лежит на голом серо-буром  матрасе,укрытый допотопным ватником такого же цвета. Акрам  – почти ровесник Саттара,он тоже худощав, но сквозь смуглоту бледен, ему плохо. 

  Нэнси, вспомнив законы восточного гостеприимства, начинает расшнуровывать кроссовку. Саттар останавливает ее: «Не надо,здесь  ни к чему!» Он неплохо  говорит по-русски. Саттар – пекарь,а Акрам – строительный рабочий, умеющий и штукатурить,и красить,и сваривать металл.

     Нэнси моет руки под умывальником —это большой пластмассовый бак с краником. Ну да, а как ты себе все это представляла, Нэнси?  Бак с краником — это замечательно! Это не ручей, не  канава и не лужа. Что, вспомнила отроческие свои мечты  – Африка или Центральная Америка? Вот она, твоя Гватемала, на окраине родного города. Работай, доктор, собирай анамнез, осматривай пациента...А не доктор—ничего... Чему-то тебя учили, сестра, работай,думай и действуй!

...Языковой барьер не помешал, да он и не барьер –  так себе,плетень огородный.
...Пострадавший был избит три дня назад в отделении милиции. Гематомы,сотрясение мозга, ушиб грудной клетки, возможно – перелом одного-двух ребер... Дыхание с одной стороны ослаблено.  Травмы живота,скорее всего,нет.
По-честному тут нужен рентген. И УЗИ. И осмотр хирурга. Пациент  нуждается в госпитализации.
Нэнси и Саттар вызывают «Скорую». В двухчасовое ожидание уместились сказки о счастливом детстве в кишлаке, где на  старом тополе прибито колесо, а на колесе – гнездо аиста... Акрам вспомнил, что в юности он был на практике на одном уральском заводе,и  тогда ни один милиционер его не обижал... Нэнси стала рассказывать о том, что в Питере почти в каждой квартире стоит волшебная стиральная машина – она хоть тюлевые занавески стирает,хоть рабочую спецовку... Нажмешь кнопку —и все машина сделает.  Но даже если Акрам на такую машину заработает –  в кишлаке нет водопровода, а вода из арыка машину испортит, да и как ее в машинку залить?
Акрам рассуждает на отвлеченные темы. Ему трудно говорить. Голова болит, грудь болит,  глаза блестят, температура —тридцать восемь и семь, но сознание ясное.
«Солнце, сестра,оно всем светит, даже ментам!»
«Да!» – радостно соглашается Нэнси, в голове у которой бушуют совсем не миролюбивые мысли.
Саттар ушел встречать «Скорую» куда-то туда, за виадук, где дорога еще называется улицей, а на домах есть номерные знаки.

   

     ...Приехала машина. Врач разговаривал с пациентом грубее,чем ветеринар с каким-нибудь бездомным животным...Нэнси с трудом терпела всю эту грубость и жестко заявила врачу, что при таких травмах госпитализация необходима. В сотый раз в жизни Нэнси поняла, почему она разошлась с Асклепием. Не от медицины она ушла, – от здравоохранения, поглотившего медицину.
     ...В приемном покое – сквозняк, очередь и шум...

   «Рынок,очередь,тюрьма» –  вспомнился Тарковский, но не там, в приемнике, а уже по дороге домой.

   ...Старушку везут в кресле на колесах, парня с разбитым лицом – лежа на каталке...Регистратор громко объявляет фамилии и переспрашивает по десять раз. Молодой медбрат тоже  громко выговаривает что-то очередной растерянной старушке...

   Высокая и еще статная в свои девяносто  дама требует: « Я имею право вне очереди! У меня диабет! Вы так нас, фронтовиков, только девятого мая вспоминаете, а через неделю забываете!» Ее волосы подкрашены в сиреневый цвет, а  губы голубые, как у героини ахматовского «Реквиема»...


    Дядька с перебинтованной рукой,простецкий такой дядька в майке, прокуренный и пропитый,но симпатичный, сочувствует Акраму.
Ожидание  долгое. Многое можно увидеть...

Вот три юных сестрички  в синих костюмах на редкость заботливо опекают душевнобольную женщину с приступом астмы. Женщина неопределенного возраста с детским воробьиным личиком смиренно сидит в кресле-каталке под капельницей. Дышится ей уже полегче, а на рентген очередь.

Ждать и ждать... а телефон у Нэнси совсем разрядился.
...Солидный доктор осмотрел Акрама и сказал,что согласен  лечить его только платно. Нужной суммы   ни у Саттара с Акрамом,ни у Нэнси не было. Нэнси предложила доктору выписать счет, чтобы оплатить его несколько дней спустя, когда удастся собрать  деньги.
Акрам стал проситься домой и хотел лишь какую-нибудь мазь.
«Ну да.! Отличное решение — бальзам «Спасатель» ! Заодно и забальзамироваться!»– мысленно ругалась Нэнси. Черт возьми, ну не разорили бы эту больницу пара листов рентгеновской пленки и несколько  флаконов  физраствора,глюкозы и антибиотиков...
...Поздний вечер. Светло и прохладно. Акрам с Саттаром поехали домой – в больницу Акрама не приняли...

 
Нэнси заходит  в круглосуточный  магазинчик за  хлебом. В магазине стоят здоровенные  ОМОН-овцы – то ли покупают что-то съестное, то   ли так берут.

     Рядом проходит новая скоростная трасса. Строятся высоченные огромные здания. Продаются хлеб, молоко, бананы... И все это делают руки людей —строят дома и дороги, пекут хлеб,продают бананы...Многие из этих тружеников приехали издалека. И заработки их не столь уж велики, и труд тяжкий...

    ...Нэнси идет по площади мимо новых фонтанов( а где-то там нет водопровода,и до сих пор нет стиральных машин...)
Над фонтанами возвышается  бронзовый Ленин в странной позе —то ли танцующий, то ли делающий что-то еще...
Мальчишки катаются на роликах, влюбленные обнимаются на скамейках, парни пьют пиво...Чудесный весенний вечер...
У Нэнси слипаются глаза и заплетаются ноги. Или же наоборот – ноги прилипают к асфальту, а глаза заплетаются...
Это она сегодня собиралась в Фонтанный Дом? Она собиралась? В Фонтанный  Дом?

      Вспоминается очень известное,но  любимое:

«Над желтизной правительственных зданий...»

 Ну да, их вечно в желтый цвет красят.


«Кружилась долго мутная метель»

Нет,  метелей нам зимой хватило, в мае не надо...

«И правовед опять садится в сани»

Угу, нынешние выпускники всяческих юрфаков что о наших правах ведают? А те, что ведают...

«Чудовищна,как броненосец в доке,
Россия отдыхает тяжело..»

Это точно.

«...И государства жесткая порфира...»

Ну да, мало что изменилось. И государство, погубившее Осипа Мандельштама, называлось уже иначе и являло собой нечто куда боле ужасное,но по сути-то...

      Все строфы про  «холодок штыка», «моторов вереницу»  и «чудака Евгения» – как будто бы не век назад,а сейчас... И разница невелика – ну не часовой в шинели, а ОМОН или что-то подобное в камуфляже...
Точнейшие описания и тончайшие ощущения...

      Какое это счастье –  жить в городе, созданном не только архитекторами, но и поэтами!
      Город –  это и камни, уложенные руками Акрама в основание виадука,и хлеб, испеченный Саттаром...

      Знакомый поэт и переводчик снова станет упрекать Нэнси: «Когда у тебя книга выйдет?»
И Нэнси снова отшутится  мандельштамовской цитатой: « А Гомера печатали?»
    Книга-то написана. И не одна. Только вот когда она выйдет? Хотя, возможно, это и к лучшему, что нет на то ни денег, ни времени, что находятся дела поважнее.
     Нэнси засыпает, стоя в вагоне метро, с  сумкой на плече, в которой блокнот, разрядившийся телефон, хлеб и фонэндоскоп.