Экскурсия в кабину Ан-2. Левая панель

Василий Васильевич Ершов
               

       На левой панели расположено несколько значимых органов управления и контроля. Это вентиль воздушной системы, манометр контроля давления в ней, чтобы не остаться без тормозов, манометр давления в тормозах при торможении, а также четырехходовый бензиновый кран, имеющий четыре положения: «выключено», «правый бак», «левый бак», «баки открыты».
        Первое, на что смотрел пилот во время скороговоркой произносимой вторым пилотом  контрольной карты – это «баки – сумма». Дальше шел пункт «триммер – взлетный»; на этом чтение карты в летний период и заканчивалось. Зимой добавлялось: «подушка маслорадиатора на борту»; когда появились съемные трехступенчатые подножки входной двери, добавился пункт «подножка на борту». Остальные пункты контрольной карты обязательных проверок массово игнорировались: «Волга впадает в Каспийское море…»
         Кроме этих важных агрегатов на панели располагаются тумблеры обогрева стекол и  включатели дворников.  Это серьезные вещи при выполнении визуальных полетов:  на По-2 целлулоидный козырек, типа мотоциклетного, вообще протирался рукой, а от дождя и снега глаза защищали обязательные выпуклые очки.
         При запуске двигателя применялся установленный на панели заливочный шприц, при помощи которого подавалась первоначальная порция топлива в еще холодные впускные трубопроводы – аналог «подсоса» на автомобиле. Рядом под колпачком скрыт тумблер разжижения масла топливом перед ночевкой в морозы.
         Шприц имел особенность: если его не законтрить поворотом рукоятки, он в полете мог приподняться и пропускал лишнее топливо в цилиндры, отчего двигатель начинал дымить и «стрелять» переобогащенной смесью.
         Разжижение масла производилось на стоянке перед остановкой двигателя: на определенных оборотах пилот тумблером открывал электрокран, и в течение строго определенного по таблице времени, в зависимости от прогнозируемой ночью температуры, бензин струйкой подавался в маслосистему, перемешивался с горячим маслом, разжижая его до меньшей вязкости. Потом винт несколько раз переводился с малого шага на большой, чтобы разжижение достало и до масла во втулке; затем двигатель выключался, а утром у техников не было проблем с запуском. Через час работы двигателя весь бензин из масла испарялся.
         Над панелью установлен стандартный пульт самолетного переговорного устройства СПУ – он одинаков на всех типах наших самолетов.

                *****


               Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/01/10/409