Близнец гл. 3
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
Я стою, переминаясь с ноги на ногу. Мне стыдно, как никогда в жизни, и я не могу придумать слов, чтобы оправдаться. Сергей Алексеевич, желая разрядить ситуацию, освобождает меня от ноши, толкает в «наш угол» и становится так, чтобы вся мощь гневного настоятельского взгляда падала на него. В результате заслуженное изгнание так и не происходит: вероятно, потому, что начинается литургия верных, и настоятель занят.
– Возьми кадило, иди, подай о. Димитриану! – спустя некоторое время говорит Сергей Алексеевич, обтирая мои руки влажной салфеткой, – старайся, простят!
– А зачем ты мне руки обтер? – удивленно спрашиваю я.
– Так благоговейнее! – уверяет Сергей.
Я пожимаю плечами и подаю кадило дьякону. Неожиданно настоятель спрашивает:
– Ну – ка, напомни, когда тебя рукоположили?
– Меня? – диву даюсь я, – батюшка, что вы!
– Тогда почему ты так стоишь у престола, как священнослужитель?
Я отпрыгиваю к стене и вжимаюсь в нее, думая стать незаметным.
– Перестань баловать! – грозит настоятель пальцем, – отстранись, не ты платил за эту роспись, не тебе на ней и лежать!
Я отстраняюсь, и превращаюсь в малозаметное существо, не смеющее дышать.
– Вот так, уже лучше! – одобряет мой вид о. Мефодий.
По возвращении в «наш угол» я случайно наступаю на подол стихаря, от чего нижняя пуговица с треском отрывается и куда-то улетает.
– Ты чего нам новую вещь портишь? Этому стихарю всего тридцать лет! И за эти года, с него даже нитки не упало! – Возмущается Сергей Алексеевич.
– Ага, скажешь тоже, новая вещь тридцатилетнего возраста! Да со стихаря пыль стряхнуть страшно, швы разойдутся! – недовольно бурчу я.
– Для храмовой утвари, не срок! У нас есть стихарь, которому более ста лет. Так никто не верит, пока на изнанке печать с царским гербом не увидит. – Говорит Сергей Алексеевич.
– Поносить дозволишь? – рассеяно спрашиваю я, взглядом разыскивая пуговицу.
– Нет, я его достаю только на Пасху. В нем особый дух есть, в нем люди, очень сильные верой, хаживали. Таким, как мы, до них далеко! – говорит Сергей Алексеевич, и вручает мне красивый латунный кувшин с большим подносом.
– Это еще зачем? – озадаченный, спрашиваю я.
– Иди, батюшки должны перед причастием руки омыть! – отвечает Сергей, подавая мне еще и полотенца, – синее для настоятеля, красные батюшкам. И не перепутай!
Я не слышал о такой практике, иду неуверенно, но как оказывается, что все верно: о. Мефодий сам торопит меня, подзывая жестом. Я подхожу и лью из кувшина ему на руки. После того как вода стекает с его пальцев, он забирает у меня полотенце. Глядя на настоятеля, я вижу, что он о чем–то задумался, и поворачиваюсь к стоящему справа о. Андрею. Тот с готовностью подставляет руки под струю воды. В этот момент мне на затылок падает полотенце, метко брошенное настоятелем, и я слышу его голос:
– Я благословлял тебя идти дальше?
Зрачки о. Андрея вздрагивают, и он испуганно смотрит на о. Мефодия. А мне становится совсем нехорошо. Я начинаю отчаянно жалеть, что согласился пожить Женькой жизнью. Такой цепочки злоключений за одно утро, со мною еще никогда не случалось. А ведь до конца службы еще очень и очень далеко!
После причащения священнослужители чинно подходят к специальному столу, на котором нашими стараниями уже приготовлены просфоры и корцы (небольшие чаши для питья, используемые в храмах) с запивкой, состоящей из кагора, сильно разбавленного кипятком. Настоятель испивает первым, священнослужители следуют за ним, соблюдая возрастную очередность. О. Мефодий, подумав, наливает в пустой корец вина, и подзывает меня, держа сосуд и просфору на ладони.
– Потребишь? – спрашивает он.
– Нет, батюшка, я не буду! – резко, обиженным голосом, отвечаю я, и внезапно чувствую, что Сергей Алексеевич легонько толкает меня в спину. Я соображаю, что он хочет таким способом донести важность момента, и замечаю, что священники наблюдают за происходящим более пристально, чем следовало бы.
Похоже, предлагая чарку, о. Мефодий хочет сообщить мне и остальным, что принимает меня в свой круг. Вроде как некий ритуал приема в закрытое сообщество.
Поскольку я пока ничего не узнал о жизни брата в Серпухове, то решаю принять оказанную мне честь. «Раз не гонят, уже хорошо, а там посмотрим!» – думаю я, и выпиваю до дна сладкое, густое, отличного качества вино, после которого настроение улучшается.
– Ты хоть понимаешь, что теперь нам должен? – спрашивает настоятель, – за замену мраморной плитки, и за то нервное истощение, что мы получили в результате твоей бурной и бестолковой деятельности?
– А это много денег? – от спиртного натощак, заплетающимся языком спрашиваю я.
– Навскидку непросто сказать! Но учти, что, пока должок не отработаешь, мы тебя отпустить не можем! – отвечает настоятель.
– Женя тоже долг отрабатывал? – мягко, стараясь не выглядеть дерзким, спрашиваю я.
– Евгений Иванович, царствие ему небесное, (все в алтаре крестятся) был таким же, как и ты, человеком – катастрофой, но, в отличие от тебя, долги у него были совсем другого свойства. Хотя, по большому счету, и ты должен не нам! – хитро отвечает о. Мефодий.
Священнослужители от созерцания моей персоны переключаются на разговор о внутренних делах церкви, в частности, о карьерных неприятностях, выпавших на долю известного дьякона, профессора богословия, борца за нравственный климат в мужских монастырях.
Мне не удается их послушать: Сергей Алексеевич, взяв меня за плечо, оттаскивает к книжному шкафу, где нагружает кропилом и брошюрой с акафистом Богородице.
– Что за акафист? Я о таком, никогда не слышал! – интересуюсь я у Сергея.
– О. Мефодий написал, – говорит алтарник, – его дипломная работа в духовной академии.
– Вот как? А разве акафисты Богородице уже не все писаны? – Удивляюсь я.
– Мы поклоняемся не самой иконе, а чуду милосердия к роду человеческому. Поскольку чудеса происходят, то всегда есть повод, чтобы прославить Пречистую Матерь! – Отвечает Сергей Алексеевич.
Я киваю головой в знак того, что он меня убедил, и спрашиваю, глядя на золотые крестики, которые лежат на престоле:
– Не знаешь, чего столько желающих креститься набежало?
– Да пришла Зинаида Павлова с двойней внуков. Семья Павловых является в Серпухове градообразующими олигархами, и, несмотря на то, что у нас в праздник обычно не крестят, мы ей отказать не можем. И как в Серпухове водится, роженицы из богатых семей города сразу захотели крестить своих новорожденных вместе с Павловскими внуками. Вот и получилось, что сегодня пожаловало все наше «высшее общество».
– Что-то часто стали рождаться близнецы, я постоянно об этом слышу! – Зевнув, говорю я.
– Побочный эффект искусственного зачатия. – Объясняет Сергей Алексеевич.
– Разве православная церковь одобряет такое, крещением? Что говорят богословы?
– Человек, если родился, к нашим спорам не имеет отношения. Хотя, например я, категорически против. Если бы дали власть, запретил крестить таких в младенчестве, только когда вырастут. Однако, ты меня заболтал! Лучше иди в храм, организовывай праздничный молебен! – говорит Сергей Алексеевич.
– Да как же? Ведь я не знаю, что для этого необходимо! – пытаюсь отказаться я.
– Тебя встретят и помогут, не сомневайся! – говорит алтарник, и буквально выталкивает меня в храм.
Я спускаюсь с солеи и беспомощно озираюсь. Собор набит людьми битком, яблоку упасть негде. Хор поет тропари, младенцы в притворе истошно кричат, прихожане переговариваются и не обращают на меня внимания. Я пытаюсь сообразить, что должен предпринять в такой обстановке, когда ко мне подходит мужчина лет пятидесяти, типично славянской внешности, и представляется:
– Костя Халин.
– Анатолий Этапщиков. – Называюсь я.
– Мне о вас Женя рассказывал. Говорил, если с ним что-то случится, вы приедете. Я его лучший друг и деловой партнер! – сообщает мне Халин.
– Что ж, будем знакомы! Я слышал о вас, от Марчуков!
– Серпухов город маленький, все друг друга знают, ничего удивительного. – Кивает головой Халин. – Но лучше бы мы познакомились при других обстоятельствах. Впрочем, об этом позже. А сейчас, как я понимаю, молебен?
– Да, но я не представляю, что нужно делать! – говорю я.
– Не переживайте, это просто! – произносит Халин, и выразительно смотрит на постоянных прихожан. Те ставят в центре храма столик, а на него выкладывают все, что нужно для молебна. Серьезный вид православных активистов так действует на присутствующих, что в храме становится тише. Это приводит к тому, что еще продолжающийся в алтаре разговор священников, забывших выключить микрофон, становится слышен. Священнослужители все еще спорят о громких отставках в синоде и о влиянии патриарха на события. Народ начинает их внимательно слушать.
А я замечаю в соборе людей, которые держаться обособленно от остальных. Заметив мои взгляды, Костя находит нужным пояснить мне:
– Там клан Павловых, на данный момент возглавляемый Зинаидой Павловой. В него входят некоторые депутаты и местные предприниматели. Клан медленно теряет власть после того, как губернатор вынудил Павлова покинуть пост мэра города. Сейчас они ищут, кто спасет их от обнищания. С другой стороны собора стоит «со своими» новый городской голова, присланный к нам правительством области. Между этими полюсами дрейфует мелким отрядом, пока еще сохраняющий должность и пытающийся избежать политической плахи, глава районной администрации Фетисов.
– А что за пьяный мужик по храму ходит, от одних, к другим? Граждане его избегают, как прокаженного? – Спрашиваю я.
– Это сам Павлов. Наверное, пришел напомнить о себе и поискать удачи. Вдруг кому-нибудь пригодится. Его рано списывать со счетов, он изворотливый! – Отвечает Костя.
В этот момент бывший мэр подходит к хору. Я с изумлением замечаю, как Василий Михайлович, наверное, самый доброжелательный человек на свете, преображается, становится жестким, и решительно преграждает путь Павлову. Тот, несмотря на то, что выше ростом, тушуется, прячет глаза, и с видом побитой собаки идет дальше, издалека сопровождаемый презрительным взглядом своей жены.
Я собираюсь спросить у Кости подоплеку, но тут дверь из алтаря открывается, и выходит Сергей Алексеевич. Он направляется к нам, имея цель проверить готовность к молебну. Но, не сойдя с солеи, слышит трансляцию на храм спора священников, и с округлившимися глазами убегает обратно алтарь.
Через некоторое время завеса на царских вратах отверзается, врата распахиваются, и священнослужители выходят для причащения прихожан. Перед тем, как совершать таинство, смущенный настоятель считает своим долгом сказать:
– Братья и сестры! Вы случайно стали слушателями нашего … скажем так, диспута о положении дел в современной церкви. Поскольку вашим ушам были доступны лишь неразборчивые фразы, прошу вас не цитировать нас и не распространять в обществе высказывания, которые, как вам кажется, вы слышали. А от себя лично и от лица всех клириков нашего благочиния скажу, что наш патриарх является наилучшим молитвенником о земле Российской, и человеком, который с честью несет на плечах тяжкую ношу патриаршего служения!
После трогательной речи настоятеля прихожане крестятся. А о. Мефодий, подозвав меня, тихо говорит:
– Сбегай на ворота, проверь, открыты ли? И скажи сторожу, чтобы не позволял никому перегораживать проезд, Каганович должен приехать!
Сторож, как и предчувствовал о. Мефодий, по случаю праздника уже «принял» с нищими. Лицо у него красно, глаза навыкате, и из осмысленных действий он способен только «брать под козырек» несуществующей фуражки.
Мне приходится самому открыть ворота, и сразу на территорию храма въезжает кортеж, состоящий из настолько дорогих машин, что их обычно можно увидеть только на обложке глянцевых журналов. Пока приехавшие гости выходят из лимузинов, я бегу обратно, доложить об их прибытии. Минуя свечную лавку, возле которой полно народу, я слышу голос Тамары:
– Нет, точно Господь…
– Да некогда тебе помирать, Тамара! – кричу я, бешено вращая глазами – Готовься, Каганович приехал, встречать надо!
– Ой, батюшки светы, – язвительно произносит она в мой адрес – у меня новое начальство объявилось!
Я останавливаюсь у молельного столика, рядом с настоятелем, который приготовился читать акафист.
– Ну? – тихо спрашивает он.
– Каганович заехал! – прерывисто дыша, невнятно отвечаю я. Но о. Мефодий уже и так все понимает: в притворе происходит движение, которое можно объяснить лишь тем, что в собор входит некто значительный, имеющий свиту и охрану.
– Неси просфоры сюда!– говорит настоятель Сергею Алексеевичу. Однако тот на первом шаге хватается за колено, и о. Мефодий смотрит на меня.
Я вбегаю в алтарь, где о. Димитриан, потребляет оставшиеся дары, и спрашиваю:
– Где просфоры настоятеля?
Дьякон показывает на металлическую тарелочку, находящуюся на краю жертвенника. Я протягиваю руку, чтобы взять ее, и тут же получаю удар–хлопок по пальцам, нанесенный о. Димитрианом. Мирянам нельзя ничего касаться на жертвеннике и престоле, таковы правила, дьякон должен сам подать мне. Но у меня почему-то возникает предположение, что он знает, зачем требует просфоры о. Мефодий, и хочет ему воспрепятствовать. Я терпеливо жду, когда о. Димитриан опустошит причастную чашу, вытрет губы платом, и тогда, подчеркнуто медленно, отдаст просфоры. Тяжко вздохнув, я возвращаюсь, заранее дрожа при мысли о том, что со мною сделает настоятель. Впрочем, о. Мефодий безразлично реагирует на мою задержку, он словно знает, что я в ней не виноват.
Молебен заканчивается, о. Онисий кропит св. водой верующих. О. Андрей и о. Наум, боясь сделать что-нибудь не так, стоят неподвижно и смотрят, как губернатор и Каганович троекратно лобзаются с вежливо улыбающимся о. Мефодием.
– Неси просфоры обратно в алтарь, и корцы со св. водой тоже возьми! – говорит Сергей Алексеевич, подавая мне, – гости туда пойдут. И скажи дьякону, пусть выметается из алтаря, а то, схлопочет! Чего он там застрял?
Я бегу в алтарь, и передаю слова Сергея Алексеевича. Но дьякон продолжает стоять у жертвенника, как ни в чем не бывало. Я кладу просфоры и св. воду на столик для записок и разворачиваюсь, чтобы уйти. Тут южная дверь открывается, и в алтаре появляется о. Мефодий с губернатором и Кагановичем. У них идет разговор о том, почему Серпуховской район и Серпухов, разные территориальные образования, объединены в одно благочиние.
Я тихонько направляюсь к северной двери, желая через нее незаметно исчезнуть: боюсь своим присутствием вызвать неудовольствие у высокочтимых гостей. А вот о. Димитриан совершает, на мой взгляд, ужасный поступок: он, стараясь выглядеть более приветливым, чем о. Мефодий, лезет к Кагановичу целоваться.
– Ты кто? – изумленно спрашивает олигарх, доставая из кармана платочек, чтобы вытереть после поцелуев лицо.
– Дьякон! – кратко представляется о. Димитриан, и бросается целовать губернатора.
Тот, умело отстранившись, спрашивает о. Мефодия:
– Что происходит?
– Проявление любви, что ж тут поделаешь! – говорит настоятель, пожимая плечами.
– Ну, хорошо, хватит, ступай! – говорит губернатор, похлопав дьякона по плечу.
О. Димитриан, криво улыбаясь в лицо настоятелю, выходит через южную дверь. Я отворяю северную дверь, и тоже покидаю алтарь.
– Что в алтаре случилось? – спрашивает у меня Сергей Алексеевич, наверное, заметив что-то необычное в поведении дьякона, присоединившегося на солее к священникам.
Поскольку о. Онисий произносит проповедь на тему праздника, и все слушают ее, мне кажется неудобным в такой момент затевать разговор. Поэтому я кратко отвечаю:
– А, пустое!
– Хорошо, не хочешь рассказывать, тогда иди, налаживай крестный ход, настоятель тебя благословил! – явно наслаждаясь тем, как у меня вытянулось лицо от такого задания, говорит Сергей.
– Устал, мочи нет! – откровенно говорю я.
– Ничего, помолись, Бог укрепит. А Костя поможет! – произносит Сергей Алексеевич, затем добавляет, – и, чтобы все было благоговейно. А то, смотри у меня! – и грозит мне пальцем.
– Хорошо, хорошо! – понурившись, отвечаю я, и иду искать Костю.
© Copyright:
Виталий Поршнев, 2017
Свидетельство о публикации №217011000036