Семь мыслей Тютчева, семь моих ответов. Частица 12

Сергей Владимирович Евдокимов
ПРИЛОЖЕНИЕ 12

к моим десяти томам
«Стихи.ру и Проза.ру –
отдушина для Авторов и Читателей»


===1===

Мысль Тютчева из строк его стихотворения
«О, этот Юг, о, эта Ницца!..»,
21 ноября 1864 года:

«О, этот Юг, о, эта Ницца!..
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет – и не может...»


Ответил я моим Сонетом 789:

Но есть и Север, есть Столица,
Пусть бывшая, и пусть – иная,
Ей Александр Невский снится,
Русь Новгородская, родная!

И Ленинград непобеждённый!
И Петрограда злоключенья!
В ночь Белую, мост разведённый,
И чаек радостное пенье!

Санкт-Петербург – основа края,
Где на болотах дух нежнейший
Впитал Россией радость Мая,
И город стал - наиважнейший!

Здесь - не Париж, не нёс здесь знамя
Ни разу враг, свой шаг чеканя!


=======

===2===

Мысль Тютчева из строк его стихотворения
И в Божьем мире то ж бывает»,
11 мая 1866 года:

«И в Божьем мире то ж бывает,
И в мае снег идёт порой,
А всё ж Весна не унывает
И говорит: "Черёд за мной!.."»


Ответил я моим Сонетом 790:

Глобальное пусть потепленье,
Но нынче стали все чихать,
И ждут тепла в недоуменье,
Охота «Рвать всё и метать»!

Зачем переживаний столько?
К чему вся эта канитель?
Ведь раньше, лишь в Апреле только -
Встречали первую капель!

Так что, какие наши годы,
Ведь всё старо, как мир весь стар,
Ещё в Неве нагреют вОды,
Придёт и в Питер летний жар.

Так пусть пока у нас прохлада,
Жары ведь много нам не надо!


=======

===3===

Мысль Тютчева из строк его стихотворения
«Нет дня, чтобы душа не ныла»,
23 ноября 1865 года:

«Нет дня, чтобы душа не ныла,
Не изнывала б о былом,
Искала слов, не находила,
И сохла, сохла с каждым днём»


Ответил я моим Сонетом 791:

Представь, что ты – частица моря,
Что с детства бредишь глубиной,
Что ты шагнёшь чрез море горя,
Лишь очутится б под водой.

А под водой, тебе моргая,
Русалки ждут, Коньки привстав,
И ленточку Звезда Морская,
Вручает из подводных трав.

Путь в океан непрост и дОлог...
Трос батисферы – повреждён?
Но счАстлив ты, океанолог,
Частицей стать любимых волн!

Для этого учиться надо
До смерти самой, до упада!..

*

«Учиться, учиться и учиться!..»
Из статьи Владимира Ильича Ленина.

*

Говорят, Карл Маркс,
учившийся всю жизнь
выучил русский язык
за три месяца
до своей смерти по старости.


=======

===4===

Мысль Тютчева из строки его стихотворения
«Опять стою я над Невой», 1868 год:

«Опять стою я над Невой»


Ответил я моим стихотвореньем-песней:

А я – ворОна, я стою на парапете.
Ищу объедки я на этом невском свете.
Вон там, на набережной, тряпочка у края.
Я подберу её, опасность презирая.

Не говорите мне, что тряпку я стащила,
Ведь не мешок взяла и падаль в ней – не шило!
Всё с аппетитом ем, но иногда неловко,
Коль кто-то скажет мне: «Ворона, ты – воровка».

Бациллы ем я от зари и до зари!
И даже Белой ночью трудятся ворОны.
Ты, петербуржец, нас благодари,
ВорОн–солдат инфекционной обороны!

«Карр, карр, карр,- доносится голос Гриши,-
Я – санитарр, я всех наблюдаю с крыши!»
«Карр, карр!» - из парка. Да это – сестрёнка Нюрка!
«И я – санитаррка города Санкт-Петербуррга!».

А я – ворОна, я стою на парапете.
Все представляют меня только в чёрном цвете.
Насочиняли обо мне такие страсти,
Что не хочу Вам говорить ни «Карр», ни «Здрасти»!

Автомобилем, скажем, раздавили кошку.
Нам тоже, может, жалко эту крошку.
Но в смерти кошки – наших братьев оболгали
За то, что дочиста останки подобрали.

Не хватит сил нам разорить всех птичьих гнёзд!
Ко лжи ведут энциклопедий ваших тропы!
На свой невидимый идут ворОны пост –
Спасать НАШ город, поедая, все микробы!

«Карр, карр,  карр, - доносится с верхней крыши,-
Я – санитарр, привет вам от брата Гриши!».
«Карр, карр!» - из парка. Да это – моя дочурка!
«И я – санитаррка города Санкт-Петербуррга!»

А я – ворОна, я стою на парапете.
Меня не любят тёти, дяди, деды, дети.
Но в Петербурге – хороши у нас дороги,
А вот в Москве, братва, спасайте нынче ноги.

Вы, петербуржцы, не будьте так жестоки,
Мы чистим чисто Вам помойки, урны, стоки!
Я – петербуржская ворона городская,
И пусть изменится о нас молва людская!

Все ваши БАСНИ о ворОнах – сущий стыд!
Литературный штамп о нас у Вас – бездарный!
Мы очищаем ваш инфекционный быт,
Без нас, для Вас он превратится – в ад кошмарный!


=======

===5===

Мысль Тютчева из строки его стихотворения
«Опять стою я над Невой», 1868 год:

«И снова, как в былые годы»


Ответил я моим стихотвореньем-песней:

Если дрянь настроение,
Если в сердце смятение,
Если гложет сомнение,
Красный свет впереди!
Всё с шипами-иголками,
Вкривь и вкось с кривотолками,
Если счастье с осколками,
Ты к Неве подойди!

Ничего, что голова кружится,
Ничего, что гонит жизнь волну.
Ни к чему тебе в руках синица.
Погляди,
Приятель,
На Неву!
Главное,
В себя поверить надо!
И Нева
Должна тебе помочь.
Ты поверил?
Вот тебе награда –
Будешь спать
Спокойно ты
Всю ночь!

Настроенье? Тревожное.
Положение? Сложное.
Но решенье возможное
У тебя в голове!
Ты прочисти извилины,
Не все скорбями спилены,
Чтобы были усилены –
Подойди ты к Неве!

Ничего, что голова кружится,
Ничего, что гонит жизнь волну.
Ни к чему тебе в руках синица.
Погляди,
Приятель,
На Неву!
Главное,
В себя поверить надо!
И Нева
Должна тебе помочь.
Ты поверил?
Вот тебе награда –
Будешь спать
Спокойно ты
Всю ночь!

В мышеловке сыр дёшево,
Но чего в нём хорошего?
Неприятности прошлого,
Что змея на груди.
Чтобы вспомнить занятное,
Задушевное, внятное,
Для тебя так приятное,
Ты к Неве подойди!

Ничего, что голова кружится,
Ничего, что гонит жизнь волну.
Ни к чему тебе в руках синица.
Погляди,
Приятель,
На Неву!
Главное,
В себя поверить надо!
И Нева
Должна тебе помочь.
Ты поверил?
Вот тебе награда –
Будешь спать
Спокойно ты
Всю ночь!


=======

===6===

Мысль Тютчева из строк его стихотворения
«Опять стою я над Невой», 1868 год:

«Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды»


Ответил я моим стихотвореньем-песней:

А в ПИТЕРЕ на лужах – пузыри.
Гроза.
На остановке мокнут люди.
К стене прижались.
Что ни говори,
Грохочет с неба,
Словно гром орудий.

Асфальт повсюду залила вода.
По Радио сказали:
«Без осадков».
Насквозь промокли люди.
Не беда.
Не повод для тоски и беспорядков.

Пришёл троллейбус!
Брызги из-под шин.
Потенциальные дождались пассажиры.
Их поливал
Поток
Автомашин.
В троллейбус влезли.
Главное,
Что живы!

На потолке
Дрожит из капель круг.
Из-под плафона лампы
Льёт вода.
И держат поручни десятки мокрых рук,
Среди которых
Есть рука моя.

А было время –
Транспорт не ходил!
Замёрзло всё.
И из еды –
Ни крошки!!!
Зенитки били из последних сил.
С Невы тащили
Воду
Понемножку.

Бомбили так,
Казалось,
Навсегда!
Под артобстрелом
До работы бы добраться.
Вот – ДЕНЬ ПОБЕДЫ!
Вот – прошли года.
Теперь в троллейбусе чего нам опасаться?

Нам хорошо!
Пусть капли бьют в стекло.
Нам хорошо!
Ведь живы, слава Богу!
Нам хорошо,
Что всем нам повезло,
Что едем,
Подъезжаем понемногу.

Вот – остановка.
Дождик перестал.
Я выхожу
Довольный и счастливый!
На небе, видно, «караул устал»
От службы
Очень влажной
И
Тоскливой.

*

В XXI веке практически все старые троллейбусы
Санкт-Петербурга были заменены,
в новых салонах с потолка капли дождя не протекают.

А вот с 9 декабря 1941 года
в домах Ленинграда погас свет,
остановились трамваи и троллейбусы,
кончилось топливо для автобусов,
вышел из строя водопровод…
Ленинградцам были уменьшены 
нормы продовольствия.
Рабочие получали в день
по 250 граммов хлеба,
служащие, иждивенцы и дети –
по 125 граммов хлеба.
От истощения люди стали умирать.
За декабрь 1941 года
на улицах Ленинграда
было подобрано
около шестидесяти тысяч трупов…


=======

===7===

Мысль Тютчева из строки его стихотворения
«Опять стою я над Невой», 1868 год:

«Во сне ль всё это снится мне»


Ответил я моим Сонетом 364:

Ленинградское небо, то - низко,
То - возносит куда-то к себе,
Вмиг былое становится близко
И колышется в Вечном огне!

На мосту вспоминаю о Невском:
Князь псов-рыцарей бил на Неве!
Тень Петра я встречаю на Невском.
Достоевский приходит ко мне.

Я ему говорю до упАда,
Ну, а он мне рыдает в плечо:
О защитниках, мол, Ленинграда,
Расскажи мне ещё и ещё!

Вот и с Тютчевым здесь над Невой
Белой ночью тоскую порою…


=======

Санкт-Петербург, 2017 год