Медея. Версия 1

Гала Грициани
(учебная работа от 18.10.2016)

По мотивам одноименной трагедии Еврипида

Саундтрек: Lisa Gerrard – The Host of Seraphim

Описание сцены и декораций: в центре сцены на расстоянии 1,5 метра друг от друга стоят, образуя по ложу (погребальные костры), две пары больших кубов, между ними по одному софиту с красным фильтром, направленные на внешнюю сторону; сверху кубы накрыты черным полупрозрачным покрывалом (каждая пара).

Сцена, стены - все черное.

Костюмы:

Медея - черное платье со шлейфом и с капюшоном, эмитирующим капюшон кобры, на руках красные обвивающие змеи, головами спускающиеся на тыльную сторону кистей рук к пальцам, грим - аналогично гриму А.Джоли в фильме «Малифисента», но глаза подведены до висков, волосы зачесаны назад, под капюшон, как лоб кобры.

Ясон - черная туника чуть ниже колен с красным поясом, сандалии, грим - бледный, глаза выделены подводкой, борода - обязательна.

Дети - белые туники ниже колен, красные ленты на шеях, босые, грим - бледный с ярко выделенными сероватыми губами.

Глашатаи - черные туники, грим естественного цвета с легкой подводкой глаз, обувь - сандалии.

НАТ. МЕСТО ПОГРЕБЕНИЯ - ВЕЧЕР

Открывается занавес, дается слабое красноватое освещение. В такт музыке из глубины сцены движется 2 процессии по 4 человека (3 ГЛАШАТАЯ и МЕДЕЯ/ЯСОН), несущие носилки. У ГЛАШАТЕВ в свободной руке по факелу.

В первой группе (несущей девушку) идут женщины, МЕДЕЯ несет носилки у ног девушки, ближе к центру (пояснение - гибель её женской сущности - матери).

Во второй группе (несущей юношу) идут мужчины, ЯСОН несет носилки аналогично МЕДЕЕ (пояснение - гибель мужской сущности с потерей наследников и продолжателей его рода).

МЕДЕЯ и ЯСОН оказываются рядом, в центре, между погребальными кострами, у ног ДЕТЕЙ.

Каждая четверка стоит так, что носилки оказываются над «кострами», а персонажи по бокам от них по двое с каждой стороны. Каждая четверка в такт музыке медленно опускает свою ношу на «костер».

МЕДЕЯ и ЯСОН остаются на своих местах.

ГЛАШАТАИ, держа перед собой факелы, делают круг (по часовой стрелке) вокруг погребальных костров и проходят друг за другом между МЕДЕЕЙ и ЯСОНОМ, через одного (женщина-мужчина-женщина…), затем выстраиваются в ряд (через одного) и стоят спиной к зрителю позади «костров».

МЕДЕЯ в это время стоит с каменным лицом и смотрит перед собой, она похожа на статую.

ЯСОН закрывает лицо руками, вся его фигура выражает напряжение.

ЯСОН
(потрясенно смотрит на ДЕТЕЙ, говорит хрипло)
Мой сын… наследник. Дочь, что украшеньем любому царству стать могла…
(смотрит в сторону МЕДЕИ, не на неё)
Как ты посмела?

МЕДЕЯ не удостаивает его ответом.

ЯСОН
(поворачиваясь к ней)
Ответь, безумная! Змея! Ты меня слышишь? Медея?!

МЕДЕЯ
(спокойно, растягивая слово)
Слышу.

ЯСОН
(гневно)
Как ты могла детей убить из-за соперницы? От злобы, от зависти, что я на ней женился! Что ты за мать?

ЯСОН отворачивается, отходит к сыну, падает на колени возле его «костра».

МЕДЕЯ
(спокойно)
Уж лучшая, чем их отец-предатель. Твой грех детей сгубил, Ясон. Ты ждал пощады? Напрасно…

ЯСОН
(через плечо)
Ведьма! Будь проклята! И ты! И колдовство твое…

МЕДЕЯ
…которым дорогу к славе я тебе мостила все эти годы… Ты - неблагодарен, мой муж, забывчив, я погляжу… Позволь тебе напомнить… Во-первых я спасла тебя, и воинов твоих спасла я тоже. Ты укротил быков? И поле смерти засеял ты ли? Может быть, руно добыл ты сам? Нет? То была Медея, любившая тебя. Я, дом родной оставив, скиталась десять лет…

ЯСОН
(взрывается, поднимается на ноги)
О, Боги! Забудешь ли? Когда день ото дня одно и то же слышишь! Упреки! Я устал от них! И от тебя устал! Мой долг давно уплачен! С лихвой! Тебе (упор на слове «тебе») добыл я славу! Нет уголка в Элладе, не знающего о Медее! Ты могла бы любимейшей царицей стать. Но - нет! Гордячка! Дочь варвара! - Ты так ей и осталась! Лишь врагов ты нажила на наше горе! Одних врагов! - Мы потому скитались, что злобу усмирить ты не сумела! Покой! Я здесь покой обрел! А коль ты недовольна была, так не держал тебя я ни минуты.

ЯСОН отходит к телу дочери, гладит ее по волосам, берет безжизненные руки в свои, прижимает к щеке.

МЕДЕЯ
(с горькой усмешкой)
Как же! Уйти с твоей дороги? И куда? К отцу? В дом, преданный тебе в угоду, наследника лишенный… Ты забыл, как брата моего, зарезанного, бросил в море? Где рады будут мне, Ясон? - На Крите, где царства добиваясь для тебя, я снова опустилась до убийства? Пол Эллады желает смерти мне! - Чудесный детям дар их любящий отец оставил!

ЯСОН
(бросается к ней, замахиваясь)
Хватит! Молчи, чудовище!
(останавливается на полпути, указывает на сына)
Мой сын царем Коринфа мог стать!

МЕДЕЯ
(с усмешкой)
Наивный! Очнись, Ясон! Креонту нужен внук от дочери! От Главки! Не Медеи, проклятьями осыпанной меж всех! Какую жизнь ты детям уготовил? Кому нужны они? Кто станет их беречь? Кто, кроме матери?

ЯСОН
Их мачеху сгубившей!  Вероломно детей своих пославшей, чтоб убийство свершить руками их…

МЕДЕЯ
Отмщения добиться! За мой позор! За слезы, которых ты не видел! За изгнанье!

ЯСОН
(хватается за голову)
Боги!

МЕДЕЯ
Тебе уж не помогут… Не надейся. С такою славою, как у тебя теперь, найдется ли безумец, готовый дочь свою отдать, чтоб твое семя посеять вновь…

ЯСОН
Медея, ради мести и ярости  безумной, детей убить?

МЕДЕЯ
Спасти. Я их спасла. От участи бастардов, презренных всеми. В доме у отца гостями нежеланными не станут. Вот - сын царя, а здесь - царевна-дочь!

ЯСОН
Будь проклята!
(уходит)

МЕДЕЯ
(в след ему)
О,да, любимый, я проклята, и проклят ты навек!

МЕДЕЯ провожает ЯСОНА полуоборотом головы, затем остается одна. Она слегка пошатывается, будто «отпустила» себя (и оказывается по центру). МЕДЕЯ дрожит, смотрит затравленным взглядом то на сына, то на дочь. Она беззвучно шевелит губами, не произнося вслух фразу: «Что я наделала?!» МЕДЕЯ закрывает рот рукой, прерывая крик, и падает на колени.

В момент «падения» МЕДЕИ - ГЛАШАТАИ парами из центра в шахматном порядке, подняв над собой факелы, начинают двигаться в обратном направлении, обходят погребальные «костры» со стороны ног ДЕТЕЙ, заняв свои места (треугольником - двое в внешней стороны, один - с внутренней, посередине), затем опускают факелы к кострам. Под ЗТМ костры «вспыхивают» красным светом.

КОНЕЦ