У руля общественной работы

Олег Намаконов
Помню, как в партком буквально вломилась бригада с РМЗ с предложением помочь создать лодочный кооператив и построить лодочную станцию Амурского ЛДК. На совместном заседании парткома и завкома это предложение обсудили и поддержали.

Место строительства выбрали под скалистым берегом Амура, который решено было частично обрушить для отсыпки защитной дамбы акватории лодочной станции. Клыком японского  бульдозера «Камацу»  разрушали скальную породу, а мощным отвалом сдвинули  куски щебня в кучу, из которой ковшовые погрузчики брали грунт и отсыпали дамбы. Вторым японским бульдозером кучи сдвигались  в воду, таким образом укатывалась  призма дамбы. Когда продвинулись от берега до 70 метров, то усилили "народную" стройку экскаватором и самосвалами, строительство пошло быстрее, но все равно провозились почти все лето.

Когда скальный грунт по всему периметру вышел из воды, дамбу начали засыпать глиной, возводя защитную стену со стороны Амура шириной до десяти метров, и здесь главным было правильно выбрать «угол атаки», чтобы дамбу течением реки не размывало, а наоборот намывало песок, как на косу. Выйдя на проектную высоту, дамбу укатали мелким щебнем, а боковые откосы обложили  дерном, чтобы дождевая вода не разрушала гидросооружение.

Параллельно с земляными работами в РМЗ варили из труб понтоны и осветительные мачты, в лесоцехе из досок изготовляли настил на боны, в сушильном цехе из досок готовили секции стен хозяйственного блока для хранения лодочных моторов. В автотранспортном цехе готовили все для заправочной станции. Все установили быстро и сдали лодочную станцию в эксплуатацию. Всем владельцам лодок, а их было более двухсот, выдали пропуска.

Я тоже приобрел лодку «Прогресс» с металлическим кубриком и навесным мотором в 30 л.с., прошел обучение в ОСВОДе и получил права на вождение маломерных  судов с мощностью двигателей до 100 л.с. В один из штормовых дней мой катер получил пробоину и чуть не затонул. Его привезли в РМЗ, сняли пробитый борт и на заклепки поставили новый лист алюминия, а художник на носовой части катера красиво написал – «Надежда». Через год я приобрел более солидный катер – «Амур»,  со стационарным двигателем, коробкой передач  - «вперед» и «назад» и со штурвалом, как на машине, и уже не переживая плавал по большой волне, пересекая Амур на другой берег, как по производственным делам, так и семейным, но, к  сожалению, из-за сильной занятости – это были редкие радости. Людмила боялась плавать в лодке с маленькими детьми по широкому и глубокому Амуру.

Как я уже отмечал выше, все мероприятия по общественно-политической части плотно увязывались с производственными делами, поэтому на чисто политическую учебу по графику Горкома  ни желания, ни времени не оставалось и за это меня критиковали и косо смотрели. Когда приходили проверяющие, обычно я сам проводил эти занятия, в основном с управленческим составом, которые равнодушно и сумрачно сидели, выжидая его окончания даже в рабочее время, меня это равнодушие раздражало, но в ответ я слышал следующее:
- Сколько можно повторять одно и тоже, что Октябрьская революция спасла Россию от империалистической колонизации и указала человечеству путь социалистического развития, а почему сами группу "Б" медленно развиваем и из дефицита не вылазим - везде очереди. Разберись товарищ секретарь, почему "Они" там наверху мышей не ловят и нас нервируют? Действительно, было над чем задуматься, хотя большинство понимали, что все быстро после такой войны не поправишь и всем необходимым в достатке не обеспечишь... 

Практически еженедельно приходилось проводить выездные заседания парткома.      
Помню, особенно сложно нам пришлось с принятием решения по восстановлению объектов подсобного хозяйства  здесь нам неожиданно помог случай.

С инспекционной миссией приехал Заместитель Министра, который курировал подсобные хозяйства предприятий, и как водится, по его просьбе собрали всех инженерно-технических работников в актовом зале, где Заместитель Министра обратился из президиума, ошарашив всех нас своим вопросом. Он громко спросил:
- Ответьте мне, что такое кормовая единица и ее объемы? 

Представьте картину. Полный зал специалистов, в президиуме: Зам. Министра, директор, главный инженер, председатель завкома и я - гробовая тишина.  Директор опустил голову, а главный инженер нервно теребил свое ухо.

- Как же вы собираетесь кормить трудовой коллектив и выполнять государственный план, если не знаете, что такое кормовая единица? - гневным  голосом вопрошал  Зам. Министра. Я вскочил с места и также громко сказал:   
- Почему не знаем, мы все знаем. Вы же конкретно никого не спросили, а существует субординация, и никто вперед директора вам ничего не скажет, кроме меня. Даже я, секретарь парткома, знаю, что кормовая единица – это нормативный показатель, по которому определяют количество кормов разных видов необходимых для корма животных: крупного рогатого скота, поголовья свиней и кур, как у нас на подсобном хозяйстве. Для одной коровы требуется заготовить 5500 кг сена на год, а на день для одной буренки необходимо 71 кг сена, 67 кг сенажа, 30 кг силоса, полтора кг корнеплодов, 1,6 кг тровяной резки, 2 кг концентрата или комбикорма. Для поросят и кур свои продукты,  там требуется еще и рыбий жир, чтобы они хорошо росли и развивались. Нам месяц назад передали Подхоз ЦКК, за что спасибо Министерству, но он выжат, как лимон, и его состояние, мягко говоря, «дохлое». И если срочно не выделить средства на его восстановление и приобретение специальной техники, а именно: косилок, пресподборщиков, тракторов с тележками, запарников корма, и не пробурить новую скважину, и не построить не менее десятка  жилых домов для опытных специалистов рядом с хозяйством, то нужно бульдозером все сравнять и не мучить животных. Потому что на сегодняшний день – это «Освенцим» для всего нашего поголовья скота. И мы очень надеемся, что с вашей помощью, мы свое хозяйство поднимем с колен и добьемся хорошей продуктивности, к чему нас всех призывает наш директор и руководство Горкома,- на одном дыхании я произнес эту  речь, и тем самым разрядил неприятную обстановку.

И правильно сделал. Зам. Министр далее сказал: 
- Спасибо, Олег Александрович, так четко мне еще ни на одном предприятии не отвечали и не докладывали по существу. Вижу, что вы все глубоко прониклись заботой о своем хозяйстве, которое действительно требует срочной помощи и я вам помогу по полной программе, подготовьте заявку на все, что вы сказали.

После совещания Литвинцев мне сказал:
- Ну ты и молодец, Олег Александрович,спас нас всех от разноса, а главное заставил его раскошелиться и публично обещать нам помощь.

Мы действительно получили серьезную помощь со стороны Министерства, и это нам позволило за два года построить: новый коровник с родильным отделением (по моему проекту, да, я сам начертил и внедрил), забойный цех, склад для хранения комбикорма, большой навес для хранения сена, пробурили две скважины, построили целую улицу новых домов и пригласили специалистов. Все хозяйство огородили, осветили и очистили. Рядом с хозяйством разработали плантацию более пяти гектар для посадки корнеплодов. А навоз от буренок и свиного поголовья завком по заявкам трудящихся развозил по дачным участкам, и народ был доволен. Мы в полном объеме получили всю технику по  нашей заявке, что значительно упростило заготовку сена, сенажа и другой продукции для животноводства.  Стало нормой к каждому празднику работающим выдавать пакеты с мясом, а в столовой и в буфетах всегда в достатке были свежие мясные продукты.

Дорогие внучата, если есть проблемы, то никогда не бойтесь и  не стесняйтесь  брать  «огонь на себя и успех непременно придет. Помните важный жизненный постулат -  «если решение принято, то может быть найдено и средство». Продолжение "На ковре у министра".