Деревенский алфавит. Буква Е - Ерденево

Манико
  Деревню на букву Е нам искать не пришлось, она сама чудесным образом пришла в руки. Глава администрации Даниловского сельского поселения Светлана ИВАНЫЧЕВА предложила съездить в Ерденево по необычному поводу - тамошний местный житель на собственные средства поставил памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной. Едем!

  Здесь был Ерден
  Когда мы только начинали проект «Деревенский алфавит», опасались, что через какое-то «количество букв» истории начнут повторяться и читателям станет скучно. К счастью, этого не происходит. Удивительно, но все деревни, в которых мы уже побывали, очень разные! Вот и Ерденево разительно отличается от описанных ранее. Причем по многим статьям. И главное - в нем живет оптимизм!
  Этой маленькой деревне чуть подальше Покрова повезло с исследователем. Даниловец, называющий себя в Интернете Alexis, составил небольшую, но емкую историческую справку о Ерденеве и еще о более 8 десятках деревень той стороны. Вот что он написал о Ерденеве на сайте Фото Планета.
  Топонимика некоторых местных деревень дает повод предположить, что основателями их, первыми жителями или просто людьми, по именам которых они стали зваться, были представители каких-то пришлых народов, скорее всего тюркских национальностей, иных восточных людей... Вот и название д. Ерденево вполне возможно произошло от монгольского имени Ерден. Эти люди могли прийти когда-то вместе с завоевателями, быть баскаками (сборщиками податей) или просто предприимчивыми людьми с юга, с востока, ищущими удачу, уходящими от притеснений (таких и сейчас в России немало)... Кто бы ни был основателем д. Ерденево, местоположение ее выбрано отменно. На высоком берегу у слияния двух рек, пригодных тогда для плавания на небольших суденышках, на перекрестье нескольких сухопутных дорог.
  Остается загадкой, почему местная приходская церковь Иоанна Предтеча была поставлена внизу, на другой стороне р. Соти у самого берега, а не на высоте, например, в д. Ерденево. Это несмотря на то, что добыча глины и изготовление кирпичей для строительства было организовано рядом с Ерденево на берегу р. Лунки. И для доставки кирпича к месту строительства церкви, судя по обозначениям дорог на картах тех времен, требовалось переправить его через две реки.
  В середине XIX века Ерденево значится в списках как деревня казенная при р. Соти 2-го Стана Даниловского уезда Положиновской волости с числом дворов - 7 (по планам межевания - 12), жителей мужского пола - 28, женского - 28. Жители - прихожане церкви Иоанна Предтеча в с. Предтечевском Сотинского прихода. Престольным праздником деревни был Преображеньев день (19 августа по новому стилю).
  С постройкой к 1917 году железнодорожной ветки Данилов - Буй и станции Соть на ней д. Ерденево становится более оживленным местом... Еще веселее стало, когда в самом конце 30-х годов, перед войной, на противоположном берегу р. Лунки вырубили сосновый бор и на этом месте сколотили корпуса летнего пионерского лагеря для детей работников Северной железной дороги.

  70 фамилий из забвения
  Сейчас добраться в Ерденево можно без труда, дорога сносная. И первое, что вы увидите в зеленой деревеньке - новенький памятник землякам, погибшим в Великую Отечественную. Две плиты, на них - фамилии тех, кто ушел воевать и сложил голову на фронтах... Мемориал к 70-летию Победы, как мы уже упоминали, построил на собственные средства местный фермер Геннадий ЧИСТЯКОВ, помогал ему финансово и информацией даниловец, не пожелавший назвать свое имя в газете.
  - За детским лагерем «Соть» есть памятник погибшим, на нем когда-то было примерно 9 фамилий, - рассказывает Геннадий Алексеевич. - Табличка пропала много лет назад, и мы решили - невелики деньги, восстановим доску с 10-15 фамилиями.
Даниловец искал данные о погибших в войну в Интернете, Чистяков уточнял сведения у местных, деревенских. В итоге набралось около 70 фамилий, их разместили на двух плитах. За лагерем плиты ставить побоялись - вдруг найдутся лихие люди, разобьют. Решили - быть памятнику в Ерденеве: сюда дачники приезжают, народ за молоком к фермеру ходит, то есть - на виду и под присмотром. И действительно, люди останавливаются, подходят, ищут знакомые фамилии... У плит всегда - цветы.
Но был здесь и очень неприятный инцидент. Дачники спилили у дороги тополя, а распиленные стволы свалили недалеко от памятника! Кстати, только из-за этого неблаговидного факта мы и узнали о мемориале. Деревенские убрали спиленное к дому дачников... Надеемся, больше никто на территорию памяти покушаться не будет.
В будущем Геннадий Чистяков мечтает привезти сюда с полей булыжников, просверлить в них отверстия и повесить цепочки, чтобы получилась красивая символичная ограда.
От всего сердца «Северянки» - огромное спасибо создателям памятника за любовь к родине, за урок настоящего патриотизма! 

  Девичье королевство, чистяковское царство
  Когда мы приехали в Ерденево второй раз, чтобы основательнее познакомиться с жизнью деревни, нас встретила скачущая и хохочущая компания из пяти девчушек. Вот это да! Столько деток в маленьких деревнях мы еще не видели. Батюшки, да они еще и все на одно лицо! Оказалось, что девчонки, кроме одной, - сестрички, внучки Геннадия Чистякова, а пятая девочка - родственница. Ребятишки оккупировали нашего фотокора Александру Савельеву (которая с радостью сдалась им в плен) и повели ее смотреть быков, собаку Дуню и в кусты, где располагается их девичье «королевство». А сам Геннадий Алексеевич рассказал о жизни в деревне.
  Геннадий Чистяков - фермер. Настоящий! И, пожалуй, этот человек - стержень деревни, на котором все держится. Вообще, если не брать в расчет дачников, все население Ерденево - родственники. Почти все - Чистяковы.
  - Вот взялся этот татаро-монгол Ерден не пойми откуда и чего творил, неизвестно, а название деревни по его имени существует до сих пор. Нет бы на Чистяково переменить, - смеется Геннадий Алексеевич.
  Сейчас здесь постоянно проживающих 5 жилых домов: сам Чистяков с супругой Еленой, два его взрослых сына с семьями, семья родной сестры и ее свекра со свекровью - Батраковых. Остальные - дачники.
  Интересно, что у родителей Геннадия Алексеевича было 4 дочери и один сын. У самого фермера - 3 сына и дочь. А у одного из его сыновей уже 3 дочери (?). Вот такая непреднамеренная гендерная регуляция. Более того, три сына Геннадия Чистякова женились на трех двоюродных сестрах!

  Пять лет ждал пули
  Родительский дом Чистякова - рядом с его нынешним двухэтажным - сейчас пустует... Старшие Чистяковы всю жизнь трудились в сельском хозяйстве. Маленький Гена учился в Киндеревской школе, в первом классе был один. После школы отправился в Ярославль, получил профессию электрика, работал в местном совхозе «Антоново». Его супруга Елена - ярославская, но корни тоже рядышком, в Шишкине. И лицом, и характером Елена походит на своего деда из этой деревни - Николая Павловича Перехватова, человека поистине героического.
  Во время Великой Отечественной Николай Перехватов был командиром, в одной из атак пошли в штыковую, фашист уже заносил оружие для удара, русский солдат схватил лезвие рукой. Удар отвел, но сухожилия руки были перерезаны. В другом бою он подорвался на мине, воину оторвало ступни. Кое-как ноги собрали, подлечили. Потому всю послевоенную жизнь Николай Перехватов ходил с палкой и со сжатой в кулак рукой. Ярославский писатель Николай Серов написал о герое книгу «Комбат», она есть Интернете - прочитайте!
  История любви деревенского парнишки Гены и ярославской девушки Елены и трогательна, и полна трагизма. Лена, в то время совсем молоденькая, приезжала к родным в Шишкино. А Геннадий «с пацанами», этакие молодые ухарцы, ездили туда гулять - на тракторе.
  - Видим - две девчонки идут по дороге, - вспоминает. - Ну мы, как деревенские, предложили прокатиться на тракторе.
Девушки прокатились, потом компания долго сидела, весело болтая, во ржи. Лето, молодость, красотища вокруг... Гена и Лена без памяти влюбились друг в друга.
Но у девушки был жених, он служил в Афганистане. Чувства Геннадия пылали очень сильно, но совесть мучила еще сильнее.
  - Я не мог позволить себе отбить девушку, у которой парень на войне... - говорит мужчина.
  Родные, видя терзания паренька, давали советы - «сделай ей ребенка, и никуда она не денется». Он с негодованием отвергал предложения.
Жених Лены вернулся из Афгана израненный, его сразу определили в госпиталь. Геннадий написал любимой письмо о том, что не может быть подлецом, что отпускает ее...
  Через какое-то время родители девушку уговорили, и она без любви вышла замуж за афганца, родился сын. Но чувство к парню из Ерденева жило, жгло изнутри... Лена, забываясь, называла мужа именем любимого. Тот в ответ однажды ударил ее вилкой.
Промучившись так с полгода, молодая женщина решилась, убежала от мужа и приехала к Геннадию. 
  - Я лет пять еще ждал, когда афганец приедет и пустит пулю мне в лоб - он после госпиталя работал в охране, был при оружии, - вспоминает Геннадий Алексеевич. - Потому что сам бы, наверное, так и сделал. Вечером, как темнело, мы плотно закрывали окна... 

  На тракторе с гнездом
  Постепенно страсти улеглись, семья зажила дружно, в труде.
В 1992-м году развалившееся «Антоново» разделили по крестьянским хозяйствам, которых образовалось несколько десятков, всем выдали паи. Поначалу многие рьяно занялись делом. Но постепенно пыл угас, хозяйства одно за другим закрывались. Чистяковы сейчас - одни из последних фермеров. Причем - успешных фермеров!
Скотинку, как и их родители, держали всегда - коровки, свиньи были. А после развала «Антонова», в котором был овцеводческий комплекс, занялись овцами - их выдали на паи, да плюс прикупили у не очень хороших хозяев. Получилось стадо голов на сорок.
  - Мы продержали его года два или три, мясо просто некуда было девать, - рассказывает фермер. - Возили продавать в Данилов, да городским не нравился запах баранины.
  Затем около 18 лет разводили свиней. Геннадий Алексеевич признается, что самые большие деньги были тогда, от продажи свинок. Кормили больше картошкой, которая получалась почти дармовой - пашет, сажает, окучивает ее фермер техникой, быстренько. Да он почитай всей деревне картошку сажает - пожилые зовут Чистякова палочкой-выручалочкой.
  Сейчас семья держит 16 голов крупного рогатого скота - коровы, телята, быки. Доят доильным аппаратом, еще один новенький лежит про запас - на случай, если первый сломается. Довольно много пчел. Главная проблема - сбыт продукции. Могли бы выдавать ее гораздо больше, но так у нас в стране странно устроено, что чистые и вкусные деревенские продукты, видимо, не больно нужны... Молочко, мясо и прочее расходится по своим покупателям - дачникам, знакомым. Некоторые берут фермерскую продукцию в течение многих лет, есть даниловец, который приходит в Ерденево за молоком иногда даже пешком.
  Чистяковы богаты техникой, в основном белорусской - братья-славяне ее неплохо делают. Геннадий Алексеевич любит технику - она облегчает деревенский труд. Года два назад собрался было купить джип.
  - Потом думаю - возраст не тот, чего выделываться-то. Куплю лучше трактор. Он душевный: еду, душа радуется, - улыбается мужчина.
Так и выложил почти полтора миллиона рублей за железного помощника. На заднем его стекле прикреплен жизненный статус Геннадия Чистякова - «Относись к земле по-хозяйски».
  - Жаль, мало людей это понимает, - жалеет фермер.
Совсем недавно осторожная трясогузка свила под капотом трактора Геннадия Алексеевича гнездо. Хозяин убрал птичье жилище, но через некоторое время оно появилось вновь - и уже с яйцами! Так и ездит теперь Чистяков работать в поля вместе с гнездом, ждет потомства. А мама-трясогузка летает за ним, не отставая от трактора!

  Люди вернутся на землю
  Все в этой семье радует глаз - хороший дом со всеми удобствами, ухоженный уютный двор с яблонями, сделанной своими руками банькой, теплицей, сытые коровки и бычки, ряд аккуратной техники. Все здесь как-то так естественно устроено, что хочется жить. Взять хотя бы мелочь - прудик посреди двора. В нем живет 9 плотвичек. Не должны бы - водоем не проточный, но живут! А еще голавль и щука. И почему-то не едят друг друга. Или пчелы. Уже третью зиму ни одного домика не отмирает. А трясогузка?!
Дела спорятся, жизнь идет. В чем же секрет успеха Чистяковых?
  - Я знал, что вы спросите это, - смеется Геннадий Алексеевич. - Мне кажется, образ жизни заложен в наших генах. Вот как у пчелы - приносить мед. А коль человек бездельник, тут даже если государство будет помогать, хоть миллион ему дай, все равно ничего не получится.
  Увы, заложенный в русском человеке крестьянский дух вытравливается. Как начали после революции гнобить работяг - инициативу не проявляй, не высовывайся и не выделяйся, так и до сих пор работать отучивают.
  - Кулаки наподобие меня - это ведь были настоящие работяги! Кулаков перевели - откуда труженики теперь возьмутся-то.., - размышляет Чистяков.
Но все же ерденевский крестьянин считает, что деревня обязательно возродится! Лет эдак через 30-50 пойдет отток людей из городов в сельскую местность. Но не как дачников, которые едут в деревню отдохнуть и чуть-чуть поесть витаминчиков, а именно жить и работать на земле.
  - Большие города - это неправильно, - убеждает Геннадий Алексеевич. - Человек должен жить на земле. Ведь везде за кусок земли дерутся, а у нас она пустует. Такого не должно быть. Люди вернутся на землю. Дожить бы только до этого, посмотреть...
  Любопытно, что Чистяковы таки переманили насовсем в деревню уже три-четыре семьи друзей. Вот и читателям «Северянки» они советуют - не мучайтесь в городах, поезжайте жить в деревню, здесь хорошо! Деревенские люди, по их мнению, намного ярче воспринимают жизнь, у них есть время для размышлений - толпа не мешает этому. И они чище, чужая боль для них - не чужая, в беде никогда не оставят.
А может, и правда - пора в деревню?
Марина БОРОДИНА