Этот случай напряг не только наш трест, но и весь Главк. Я тогда возможно увел от большой беды всех нас, и Трест и Главк. Но при этом, не допустил сбоя графика монтажа домов новой серии, а произошло следующее.
На четвертом году моего директорства в ЗЖБИ-6, во втором часу ночи, на дежурном автобусе приехал домой встревоженный бригадир Саша Сухарев, взволнованный тем, что с потолочных металлических ферм перекрытия арматурного цеха, которые были пролетом 18 метров, вниз упали два отгнивших уголка связей.
Прибыв на место, я с мостового крана визуально обследовал разрушающуюся ферму. И молотком простучал ржавчину с уголков фермы, глубина на которых была более 50%. Как в этих случаях говорят – все держалось на одной краске и честном слове. Поэтому от тряски, при работе двух 16-и тонных кранов, связи совсем разрушились и от вибрации свалились вниз.
Все остальные 18 ферм были не лучше. Арматурный цех был единственным из пролетов, у которого были металлические фермы. И семнадцатилетняя их эксплуатация в агрессивной среде – в пару в зимнее время стала следствием такого состояния, а также недостаточное внимание к качественному проведению антикоррозийного покрытия...
Это были мои горькие выводы, находясь под куполом бетонного перекрытия цеха, где плиты перекрытия в любую минуту могли обрушиться вниз на работающую смену. И они не падали, потому что сферический купол арматурного цеха слева подпирал цех сантехкабин, а справа ремонтно-механический цех. Чтобы не довести до беды, я приказал:
- Срочно вынести все кондуктора под крышу уличного участка изготовления промышленного железобетона. Организовать на улице участок по
изготовлению арматуры. Срочно подготовить перечень и чертежи на
арматуру, которую невозможно изготовить вне цеха.
После этого отдал указание всех работников вывести из цеха, и работу цеха приостановить до выяснения степени опасности. Лично закруткой из проволоки закрыл ворота и калитку прохода в арматурный цех. Взял всю ответственность за остановку производства на себя.
На дежурном автобусе выехал в Комсомольск к Начальнику Объединения «Железобетон-1» и поднял Карнауха с постели около четырех часов утра, попросив помощи в изготовлении арматуры, согласно привезенных чертежей и требуемых объемов на период аварийной остановки арматурного цеха.
Хорошо помню, как Карнаух, тут же позвонил Директору ЗЖБИ-4 Радивилову и попросил немедленно подойти к нему, кратко объяснив причину срочных переговоров, как мне нравились эти руководители, радеющие за общее дело. Вот почему завод ЖБИ-6 в былое время работал так устойчиво и коллектив получал знамена.
Через полчаса Радивилов, ознакомившись с чертежами и нашими потребностями, дал добро к обеду сегодняшнего дня присылать КрАЗ площадки для отправки готовой арматуры в Амурск, а в последующие дни машины будут загружаться прямо с утра.
От Карнауха я позвонил в Хабаровск на квартиру Главному инженеру «Главдальстрой» и сообщил ему, что приостановил работу арматурного цеха из-за угрозы обрушения перекрытия и попросил прислать специалистов для обследования и принятия мер.
Главный инженер Главка отнесся к этому сообщению весьма серьезно и сказал: - Олег Александрович, я лично со специалистами института прилечу самолетом, и его встретят комсомольчане, с которыми он прибудет на ЗЖБИ-6 к десяти часам утра.
Возвратившись к шести утра на завод, я заказал в Управлении механизации КрАЗ площадки для отправки в Комсомольск на ЗЖБИ-4 и позвонил Дымову и Медведеву, которым так же сообщил о приостановке работы цеха из-за аварийного состояния ферм.
Помню, как крепко Дымов выматерился и сказал:- Сейчас приеду и разберусь с закрывальщиком! К семи утра на «Волге» прямо к цеху подъехали Дымов и Медведев. Дымов сразу в своей хамской рабочей манере, когда он чем-то сильно раздражен и недоволен, желчно выразился:
- Ты откуда такой взялся, закрывальщик? Ты, что технический инспектор или мой заместитель, кто тебе позволил план срывать? Давай открывай цех! На что я ответил:- Не открою, Валентин Ивановия, обязанности директора не позволяют.
Вы можете, как старший по званию, мое распоряжение отменить, но в цех я вас все равно не пущу. Там очень опасно. Вы здесь нужны вместе с Медведевым живые и здоровые. Вот сейчас подъедет Главный инженер Главка со специалистами и все будет ясно.
- А откуда он знает?
- Ему я доложил из Комсомольска в четыре часа утра.
- А что ты делал в Комсомольске?
- В Комсомольске я в четыре часа ночи встретился с Карнаухом и Радивиловым, и мы договорились по помощи Тресту «Амурскстрой» по изготовлению арматуры, пока цех будет стоять на аварийном ремонте.
- А почему сразу не доложил, когда цех остановил?-не унимался Дымов в своем гневе, который почти утих, когда узнал, что едет Главный инженер Главка.
- Я не «доклодальщик» в два часа ночи, а ваш Заместитель, поэтому сначала
сам должен был разобраться и сделать все возможное по недопущению срыва
плана и только после этого докладывать о принятых мерах, и доложил вам
в шесть часов утра, но вы же слушать не стали, сразу выматерили, поэтому
снова докладываю, - срыва с монтажом изделий на домах не будет...
Помню, Дымов повернулся к Медведеву и говорит ему:
- Совсем «оборзел», меня в цех не пускает!
- Ты не шуми Валентин Иванович, - пробурчал Медведев, Намаконов срыва плана не допустит, он все уже порешал. Ты только глянь на эти упавшие связи, вопрос с проверкой состояния ферм действительно не терпит отлагательства. Ситуация действительно критическая, и слава Богу, что гибели людей не допустили.
Прибывшие вместе с Главным инженером специалисты с приборами быстро констатировали, что коррозия достигла критических величин и обрушение перекрытия возможно в любую минуту.
К вечеру этого же дня оперативно был составлен проект восстановления ферм, где существующие фермы использовалась, как кондуктор, а их с двух сторон повторяли новыми уголками, т.е. повторялся контур существующей фермы и таким образом происходило фактическое изготовление новой фермы под куполом цеха.
Перед сваркой всех элементов фермы двумя мощными гидравлическими домкратами существующая ферма «разгружалась» подъемом бетонных плит перекрытия. Монтажники работали с мостового крана, а уголки в размер нарезались «болгарками» прямо на улице. На восстановление одной фермы уходило до полутора суток.
Главный инженер «Главдальстроя» продублировал мою просьбу к объединению «Железабетон-1», которые, пока шел аварийный ремонт, обеспечивали нас арматурой. Дымов наконец-то понял, что наработанные годами с Комсомольском связи нельзя было рушить, а наоборот, нужно было их развивать...
Вот такая экстремальная ситуация имела место быть, дорогие внучата в моей практике. Поэтому, когда речь идет о жизни и здоровье людей, то лучше «перебдить», чем «недобдить». Это не перестраховка, это ответственность за вверенный тебе коллектив и нужно уметь противостоять вышестоящим чиновникам.
Все восемнадцать ферм были восстановлены ровно за месяц, и завод снова ритмично заработал, выполняя производственный план и было приятно ощущать, что ты пришелся ко двору в Строительном Тресте, который стал родным коллективом... Продолжение повествования "О перестройке и застое".