Немного о грустном

Олег Намаконов
Как-то внук Олег спросил: ты деда так много с бабушкой работали, а где твои и бабушкины награды? Своим вопросом внук даже поставил меня в неловкое положение.
Он перебирал, играя в героя, медали нашей мамы – Нади и награды отца.
Помню, я сказал, что все наградные записи по полученным грамотам и благодарностям находятся в трудовых книжках и кроме ведомственных знаков - «Ударников 9-ой и 10-ой пятилеток» у нас ничего нет, пока не заслужили других правительственных наград.

Дело в том, что в советские времена, все награждения происходили по разнарядке «сверху» к юбилейным датам или важным событиям. На предприятие из Министерства поступало письмо предоставить список, например, одну комсомолку  возрастом до 20 лет из рабочей бригады на награждение медалью, одного бригадира, члена партии возрастом до 40 лет, для награждения орденом и предоставить две-три фамилии с характеристиками для награждения грамотами Министерства. Все кандидатуры проходили предварительное обсуждение в завкоме, парткоме и в горкоме.

Лично мне было стыдно проходить эту процедуру обсуждения, даже когда предлагалась моя кандидатура на предмет награждения медалью к 100-тию Ленина. В Горкоме сказали, что включат меня в свой наградной список, но не включили. В те времена, да и, наверное и, сейчас, "ершистые" в наградные списки попадают редко.

Также хорошо помню, как через полгода у Котелкина родилась идея о слиянии трех предприятий в одно: ЗЖБИ-6, СУ-2 и УМР-5. По специализации Управление механизированных работ №5 занималось всеми нулевыми работами по изготовлению фундаментов и прокладке коммуникаций на жилых домах, и на всех промышленных объектах, а  строительное управление  СУ-2  монтировали, отделывали и сдавали жилые дома,  строили и сдавали промышленные объекты. ЗЖБИ-6 изготовляли и поставляли изделия на все жилые дома и на все промышленные объекты.

Согласно приказу о слиянии трех подразделений треста в одно новое предприятие, которое назвали «Домостроительное управление - ДСУ»  Начальником назначили Шилова Алексея Алексеевича – бывшего начальника УМР-5. Была ли в этом экономическая или элементарная техническая целесообразность – большой вопрос.

На территории Амурского района строились крупнейшие предприятия союзного значения и заказов на строительство было больше, чем были возможности у треста «Амурскстрой», поэтому и привлекались силы еще и «Главспецстроя», не говоря уже о развитии общегородской инфраструктуры. Таких, как строительство городского парка с аттракционами, обустройство «Причала» и городского пляжа, стадионов, дворца культуры строителей, подсобных хозяйств и совхозов района. Я считал, что углубление специализации управлений треста, наоборот, нацеливает их на больший результат и надежность...

В этой связи еще одна ремарка. Бывая часто в Комсомольске, я всякий раз заезжал на Дземги – это северный и в основном промышленный микрорайон города Комсомольска,  где «Главспецстрой» строил свой домостроительный комбинат и нужно отметить с размахом,  мощностью до 200 тысяч квадратных метров жилья в год. Дело шло к пуску.

И вот однажды в кабинете директора, я встретил Давлетшина, который после судебных тяжб не вернулся на Машзавод, где работал начальником цеха и производства, а продолжил свой профессиональный путь в строительстве. Мне он нравился своей статностью и привлекательной внешностью дородного татарина. Люблю все красивое, а он как всегда, не смотря на строительную пыль в цехах,  был одет как франт, и здесь, он снова своим видом призывал к чистоте и порядку.

Поприветствовав друг друга, он  неожиданно мне сказал:
- Олег Александрович, недавно был на ЗЖБИ-6 и не узнал его, кругом в цехах светло, чисто и все работает,- я ему тогда ответил:
- Мы действительно, Халиф Рашидович, немного  «причесались», но это мне стоило исключения из партии, а у тебя меня заинтересовала транспортная галерея, в которой проложен цементопровод и его легко можно обслуживать вместе с конвейером для подачи инертных материалов в бункера бетонного цеха. Мне тоже это хочется сделать, но сдерживает одно, а вдруг появится свищ и тонны цемента надует в галерею и конструкция разрушится не выдержав веса?  На что Давлетшин уверенно ответил:
- Конструкция галереи в форме трубы диаметром до трех метров надежна и практична и имеет шестикратный запас прочности.

Я ему тогда по - дружески высказал:
- Конвейер в галерее совсем недавно ввели в эксплуатацию, а под ним уже до полуметра щебня и песка, и почему то никто не убирает?  Ты очень рискуешь.
И тут же услышал в ответ:
- Олег Александрович, даже если всю трубу засыпать инертными материалами, она выдержит, - уперто доказывал мне надежность несущей конструкции Директор строящегося завода...

Хорошо помню, дней через двадцать, я снова заехал к нему, чтобы посмотреть запуск новых кассет и еще издали увидел, что транспортной галереи на месте нет, трубчатая галерея длиною более 100 метров «сложилась», упав на землю и полностью разрушилась!

Дорогие внучата, где бы вы не работали, все рабочие места содержите в чистоте и порядке. Всегда четко исполняйте графики проверки оборудования работающего под нагрузками. Особенно сосудов работающих под большим давлением, где требуется их периодическая рентгеновская просвета  для обнаружения раковин и трещин и в целях недопущения коррозии металла. Следите, чтобы режим их эксплуатации был проектным или, говоря производственным языком, чтобы соблюдался технический регламент.  Давлетшина снова сняли с должности и дальнейшая его судьба мне неизвестна.

Помню снова была реорганизация. Наш строительный трест переименовали в Проектно-Строительное Объединение «Амурскстрой» - ПСО «Амурскстрой». У нас в штатном расписании появилась проектная группа и был расширен сметный отдел, к слову говоря, в нем работала ведущим специалистом супруга Котелкина, которая была высококлассным специалистом и замечательной  женщиной, душой любой компании, очень общительной и открытой. Прямая противоположность своему мужу, как дети говорят – буке, хотя очень умному и требовательному.

С образованием ПСО мы обрели право по заявкам заказчиков разрабатывать проекты пристроек к типовым домам  (магазинов, кафе и др.), а так же проекты малоэтажных сельских домов и коттеджей. Мне в трудовой книжке также сделали новую запись - Заместитель Начальника ПСО «Амурскстрой» по Промышленности, но уже без приставки – Директор ЗЖБИ - 6, вот такие зигзаги судьбы, продолжение которой в следующих историях...