Беру всю ответственность на себя

Олег Намаконов
После неожиданного назначения меня директором завода ЖБИ-6   Дымов удрученно просил:
- "Придумай, Олег Александрович, как смягчить ситуацию, чтобы она не была
столь провальная, потому что реального времени уже нет, чтобы наверстать упущенные возможности, потому что неудовлетворительная работа завода подкосила весь наш Строительный Трест и Главк тоже".

Помню, я тогда сказал, что у нас реально до конца года есть еще 85 суток и у меня есть соображения, как мобилизовать усилия всех строительных управлений на помощь заводу и в итоге всему тресту. Этого времени будет достаточно, чтобы построить и принять еще два дома и завершить год с небольшим плюсом.

- "Не шути, Олег Александрович, мы с Медведевым «пропахали» вдоль и поперек, проверили все резервы и возможности - полнейший провал".

- "Валентин Иванович, завтра я представлю свои соображения. Если поддержите, возможно, с планом справимся и будем в почете. Здесь главное отбросить все личные амбиции и работать с  полным напряжением сил на результат, а если не поддержите, то действительно будем в полном дерьме".

На другой день, собрав инженерную службу завода, я жестко озвучил сложившуюся ситуацию с выполнением годового плана, где сказал:
- Из-за срыва плана производства и поставок  изделий с завода на строящиеся объекты сложилась реальная угроза срыва плана ввода жилья по всему Строительному тресту «Амурстрой» и даже по объединению «Дальстрой». Беда.

И обратился с просьбой и предложениями к своим помощникам:
- Товарищи, нужно сделать «невозможное» – начать нормально работать и это не только моя просьба, но и вашего бывшего директора и моего друга Карбаинова,- сказал я, с которым мы крепко подумали, и который всем желает сосредоточиться и действовать.

Ваш бывший руководитель меня поддержал в намерениях вернуть славу и авторитет заводу, но придется немного попотеть и каждому внести свою лепту в это богоугодное  дело. Обратившись к коллективу, я старался больше вкручивать в свою речь любимые слова и выражения их бывшего директора, с которым они не одно Переходящее Знамя получали в свое время.

- А начну я с себя, так Карбаинов всегда начинал свои совещания. Слава и авторитет предприятия всегда создается профессионалами, поэтому я, как ваш новый руководитель, верну на завод Главного инженера Погодина, Заместителя по строительству Филатова, Главного технолога Леденева, Начальником формовочного цеха наружных стеновых панелей будет восстановлена Фарносова. На заводе будет создана единая комплексная бригада формовщиков, а не два десятка разрозненных мелких бригад, которую возглавит Александр Сухарев.

Я подпишу Акт рабочей комиссии по серии 97 и на условиях освоения новой технологи наша задача получить изделия для двух 72-х  квартирных домом, один из которых  по Решению Коллегии «Дальстроя» будет  заселен работниками завода, а другой распределен между управлениями треста. Приму все меры, чтобы в новом году справили новоселье семьи Фарносовых, Филатовых и других, по списку давно принятому заводским комитетом. Все слушали с большим вниманием.

Далее сказал, что с октября месяца, оплата труда будет только из расчета  укомплектованного изделиями этажа дома, каждый этаж – это 50 тысяч на счет предприятия. Зарплата ИТР завода будет повышена и будет на уровне руководителей Строительных управлений.

Для привлечения и закрепления кадров и для удобства работающих буду  решать с руководством треста вопросы по строительству частных гаражей вдоль забора в три ряда, и на следующий год буду решать по финансированию и огораживания всего периметра завода. Также  буду решать по выделению большого автобуса для доставки рабочих после смены домой.

От коллектива ИТР я попросил только одного:
- Поддержать изменение режима работы завода на три месяца с трех сменного на четырех сменный по скользящему графику, как на железной дороге по 12 часов. С 8 утра до 20 часов, с 20 часов до 8 утра.

Получается для каждой смены дневная и ночная смены, а затем двое с половиной суток, когда специалисты свободны для отдыха и семьи, и выход на работу только в первую смену хорошо отдохнувшими. Это позволит использовать все дни месяца до конца года и выполнить план 1985 года. 

Также заверил руководящий состав словами:
- Если вы меня поддержите, то я решу с руководством треста вопросы по выводу с завода всех условно освобожденных в количестве 156 человек и укомплектованию завода лучшими кадрами собранными со всех Строительных управлений треста!

Первой высказалась Тимлева – председатель завкома, которая сказала, что работать по 12 часов - это нарушение трудового законодательства и она будет жаловаться.  Следом выступила  Фарносова и поддержала предложенную инициативу. Далее слово взяла Приходько – начальник производственного отдела, которая сказала:
- Если Олег Александрович вернет наших главных специалистов, то 12-и часовой график осилим, главное поднять завод с колен.

Когда слово взял Александр Сухарев – бригадир арматурного цеха, возбужденный обмен мнениями приутих, он сказал:
- Олег Александрович, как и многие из нас - первостроитель города Амурска, и отзывы о нем самые добрые. Его предложения поддерживаю, потому что у нас два выбора или мы  сидим в грязи окончательно сдав завод "зекам", или поддерживаем нашего нового директора, засучиваем рукава и трудимся, как и просит Олег Александрович, чтобы снова гордится своим заводом.

Прежнее руководство допустило много ошибочных решений раздробив коллектив на мелкие бригады и внедрили оплату от кубометра формовки, кто «по наглее», захватили крупные формы и у них высокие заработки и без выполнения плана, а мелкие детали никто делать не хочет, а без них дома нет. Казарменный режим, который предлагает директор, давно нужно было у нас ввести и 12-и часовой график работы выдержим, потому что это уже не призывная говорильня, а конкретные предложения и организационные меры по улучшению управления нашим коллективом.

После совещания с ИТР, на пересменке, в подземном помещении «гражданской обороны», я собрал рабочие смены и также озвучил им меры по стабилизации с выполнением плана, которые были обсуждены с ИТР.

Все восприняли с пониманием, кроме предложения перейти на 12-ти часовой график работы и так разорались, хорошо, что собрал в подземном помещении гражданской обороны. Главный смысл возмущения был в том, что они и за восемь часов так устают, что не знают, как до пенсии доработать, а тут предлагается перейти на 12-ти часовую рабочую смену. Но меня предупредили, что кричат в основном члены комитета профсоюза, а остальные слушают и думают.

Помню, я тогда встал и сказал:
- Предприятие нужно спасать и я не собираюсь здесь кого-то перекрикивать, поэтому символично, что мы собрались на объекте гражданской обороны и обсуждаем эти меры.
Приказ о переходе на новый режим работы мною подписан. Всю ответственность беру на себя. Начальники цехов и мастера всех вас ознакомят с этим графиком. Очень надеюсь на дальнейшее взаимопонимание и хорошую работу. Я буду круглые сутки в вашем распоряжении и в любой день недели.

Из личного опыта уже знал, что в критических ситуациях нужно инициативу не упускать из своих рук и, используя свои полномочия, жестко ставить некоторых на место. Все уважают конкретность и обязательность. Помните об этом и вы, мои дорогие внучата, потому что по жизни случается много непредвиденного.


На следующий день я представил в трест план выхода из прорыва по строительству и вводу еще двух домов до конца года. В основу необходимых мер был заложен ввод в эксплуатацию новых мощностей заводом ЖБИ-6 по выпуску изделий  серии 97 не в 1986, а в 1985 году!

Помню, я тогда сказал:
- Если даже надорвемся, и чуть-чуть не дотянем, нас поймут – осваивали новые мощности, хотя я твердо уверен, что мы справимся, если этот план полностью удастся реализовать.

Медведев тогда переспросил:
- Вы готовы к выпуску изделий для нового дома серии 97?
- Да готовы.
- И это основывается на техническом факторе?
- Нет, больше на человеческом факторе, а технические проблемы, которые будут возникать при освоении нового производства,  будем решать в процессе работы по мере их поступления.

- А что это за человеческий фактор и в чем он заключается? - спросил Медведев.
- Только на одном – на желании получить квартиру в центре города и в этом году. И для этого имеется решение «Дальстроя», согласованное с Крайисполкомом по освоению новой серии 97 – домом повышенной этажности, где указано - первых два дома передать производителям, как поощрение, один 72-х квартирный дом будет отдан заводу ЖБИ-6, а второй управлениям треста для заселения. 

- И ты только на это рассчитываешь?
- Конечно, нет, это красивая затравка и реальная мечта. Хотя если подумать -  изделия везти недалеко, фундаменты под домами уже заложены и все коммуникации также  подведены. Там получить жилье – мечта любого жителя города! А нам сам Бог велел поднять престиж строителя, но лирику в сторону, а сейчас поговорим о главном,- сказал я:

- Чтобы решить эту задачу нужно срочно собрать со всех управлений лучших специалистов и направить на завод на три месяца в количестве -156 человек, а с цехов вывести всех "зеков".

Во-вторых, прошу меня поддержать  и вернуть на завод главных специалистов, которые ушли из-за трений лично с вами, я с ними уже переговорил и они готовы вернуться. В-третьих, прошу оплату ИТР завода уровнять с зарплатой ИТР строительных управлений, коль все мы в одной упряжке.

И в-четвертых, прошу поддержать меня по переводу режима работы предприятия с трех смен на четыре смены по 12-и часовому графику, как у железнодорожников  на три месяца и выделить автобус ЛИАЗ для доставки рабочих после смены домой.

Медведев внимательно слушал, где надо кивал, потом задумчиво произнес:
- Будут проблемы с профсоюзом, Олег Александрович.
- К сожалению, профсоюз будет на меня жаловаться вам и в плоть до ЦК, но я все стерплю и всю ответственность беру на себя, уже издал Приказ о переводе режима работы на четыре смены, где все субботние и воскресные дни являются рабочими.

Собрания с ИТР и рабочими проведены - все озадачены. Прошу  монтаж первых домов серии 97 поручить бригаде Владимира Брандта из СУ-2. Прошу   организовать работу штаба в круглосуточном режиме во главе с Управляющим треста  до 31 декабря 1985 года.

И положил на стол  Управляющего трестом «Амурскстрой» Протокол решения Технического совета ЗЖБИ-6 и Протокол общего собрания коллектива в поддержку этого плана.

- Да, действительно, - все определяет человеческий фактор руководителя,
- сказал Медведев, как бы подытоживая наш разговор, а Дымов, зажав голову руками, сказал:

- Леонид Викторович, вот только сейчас до меня дошли слова Крысина, что Намаконов сменит меня, и не сказал где, да не в Комсомольске же, а здесь в Амурске, а он в этих вопросах прозорлив. Вот по этой программе, даже я сейчас это  ясно  предвижу. Штаб я действительно возглавлю и все пункты заводской программы принимаются, - сказал Дымов.

Медведев протянул для пожатия руку и сказал:
- Молодец, Олег Александрович, все разложил по полочкам, казалось бы в тупиковой ситуации  нашел и ухватился за главное звено, хотя не все так просто, - производство КПД завода еще не принято в эксплуатацию, а подписав Акт рабочей комиссии, ты действительно, Олег Александрович, весь огонь берешь на себя и случись что – тебе тюрьма. Ну если так и ты все возможные негативные последствия хорошо понимаешь, то все организационные вопросы мы должны решать безотлагательно, времени на раскачку нет.

- Эти жесткие меры становится программным документом для всего треста «Амурстрой», - добавил Дымов.

Вот так было принято Решение  на высшем уровне, что мне особо нравилось в работе руководителей треста «Амурстрой», - это их обязательность. Если Решение принято, можно с головой уходить в работу в дела и не бояться, что за твоей спиной изменят принятое решение.

Как я и обещал коллективу, уже на другой день главные специалисты были на своих местах. Главный инженер ЗЖБИ-6 - Погодин, обходя цеха, немного с природным заиканием говорил:
- "Все поправим".

А главный технолог с производственным отделом составляли сетевой график производства и монтажа изделий новой серии. Я им так же дал поручение съездить в Комсомольск на ЗЖБИ-4, которые выпускали серию 125 этой же этажности и выяснить техническую схожесть с нашими изделиями. И я не ошибся в своих предположениях - до 20% изделий по размерам и нагрузкам были идентичны и мы этим  воспользовались.

Отрабатывая технологию изготовления наружных стеновых панелей мы обнаружили, что до 50% изделий идет в брак, когда пропаренное изделие вынимается из формы и ломается противодождевой гребень, это происходило, когда их складировали, так как вес всего  изделия  приходится на гребень. К сожалению проектировщики не все учли, поэтому срочно в  институт пришлось лететь  Филатову, который там добился упразднения гребня, что избавило нас от массового брака. Вместо гребня в изделии сделали углубление, куда закладывался  резиновый жгут, препятствующий проникновению воды и всего остального.

Вот так неожиданно и динамично начала разворачиваться эпопея освоения новой серии многоквартирного дома в условиях, когда производство КПД серии 97 еще не было закончено строительством и не было принято в эксплуатацию.

Инспектор Краевого комитета профсоюза никогда бы не позволил включать оборудование без их разрешения, но была лазейка, которой мы и воспользовались. Я подписал акт рабочей комиссии, разрешающий опробовать и налаживать оборудование до подписания акта государственной комиссии.

Почему я так подробно описываю события того времени - это для тебя Олежек. Ты уже студент строительной академии, возможно, как примеры из моей жизни, а точнее заводской практики, тебе  пригодятся в работе. Я тоже поменял режим своего рабочего дня после встречи с Карбаиновым, к которому  за почти 20 лет его директорства, привык трудовой коллектив. Честно говоря, меня очень напрягло и заинтересовало, почему после его ухода - трех директоров не принял коллектив? 

По завершению  беседы с ним, я решил принять  на вооружение стиль его руководства, который заключался в том, что нужно ежедневно встречаться с бригадами ночной и первой смен, чтобы быть в курсе всех проблем завода.  И как потом мне не раз говорили, по мне можно было часы сверять, я без пяти минут шесть утра входил в формовочный цех и поднимался на этажерку к бетонщицам.

Прошло много лет, а у меня до сих в памяти перед глазами удивленно округлившиеся глаза бетонщиц при виде нового директора в столь ранний час, но когда я спросил:
- Как прошла смена?  Как поступал цемент, песок, щебень и пескогравий?  Как работают бетоносмесители и не было ли перебоев по доставке бетона по назначению?

Они как-то разом выдохнули, заулыбались и наперебой заговорили. Эти милые женщины-труженицы, одежда и лица, которых были припорошены цементной пылью, пригласили меня за стол к чаю, от которого не отказался. Это был непременный ритуал наших встреч, и к которому их приучил за много лет Карбаинов. Я всех выслушивал и все брал на заметку. Этой бригаде с высоты более 20 метров хорошо было видно, что делается в формовочных цехах и на складе инертных материалов. И я всем своим нутром почувствовал, как им необходимы эти пятиминутные встречи, и как  им их недоставало в последнее время и они восторженно этого не скрывали.

От них я спускался в пролет наружных стеновых панелей, затем проверял кассетный ряд внутренних стеновых панелей, где побеседовав с рабочими, переходил в пролет сантехнических кабин и на участок бетонных колец. Далее шел в арматурный цех и в цех по изготовлению пустотных плит. Выходил на улицу и шел на растворный участок, после которого  обходил склад инертных материалов, открытый полигон по изготовлению промышленного железобетона.  Дальше встречался с рабочими цементных банок, компрессорной, и от них шел в ремонтно-механический цех. Затем обходил склад готовой продукции, проверяя комплектовочную ведомость, а  в 10 утра проводилась оперативная планерка с руководителями цехов, участков и главными специалистами.

И поверьте на слово, как бабушка пошептала.  Уже через неделю в цехах почувствовался рабочий настрой. Для меня с каждым днем завод становился родным, а я становился своим. Через три дня все прикомандированные со строительных управлений специалисты были разбиты по сменам и осваивали новое дело. Для ускорения адаптации вновь прибывших рабочих, во все смены были направлены ИТР с отделов завода и треста,  да  я и сам, во вторую смену переодевался в робу, брал лопату и  шел помогать  в первый пролет осваивать изготовление наружных стеновых панелей новой серии, а рабочим говорил:
- Пришел сдавать зачет на профпригодность, - все улыбались и смущение с их лиц проходило.

Помню, мне очень не понравилась многопостовая заливка изделий по всей площади цеха в первом пролете, что вызывало многочисленные  перемещения крана и попадание остатков раствора и бетона на пол и приводило к загрязнению  всей площади цеха.

И вот здесь у меня родилось  рацпредлжение по созданию «механизированной линии изготовления наружных стеновых панелей». Я с ЛДК привез сушильные треки, сваренные в тележки,  рельсы и лебедку, и всю конструкцию  мы установили в одну линию до 60 метров в длину. Это позволило не переставлять краном каждую металлическую форму по нескольку раз, а установив форму  на тележку,  по рельсам   ее передвигать лебедкой, освобождая место для установки очередной формы. Кран работал только в зоне механизированной  60-и  метровой линии, что позволило поднять   производительность и  культуру производства.

Медведев, узнав о новаторстве, специально приехал на завод и долго наблюдал за процессом формования изделий, и сказал:
- Не понимаю, почему в проекте сразу так не сделали? - и внимательно поглядел на меня - ты я вижу всех своих ИТР в робу одел и лопаты всучил и сам впереди  весь заляпанный бетоном. Уважаю. Давай переодевайся, скоро 12 ночи, нужно на штаб не опоздать. - Успеем, Леонид Викторович, на заводе автобус ЛИАЗ дежурит,  рабочих и ИТР развозит, все очень довольны.

Помню октябрь месяц выдался слякотным. Завод, казалось бы, совсем рядом с городом, всего-то до городского кольца и городских проспектов, около километра, а тротуара нет, проходящие машины обрызгивают грязью. Беда. Обратившись с просьбой в трест сделать тротуар,  получил ответ, что нет средств, цемента и возможностей. Тогда я собрал ИТР и объявил субботник по строительству тротуара собственными силами и мы его оперативно сделали. Народ был доволен, потому что многие жили недалеко и пешком шли на работу. Да и мне  было проще по чистой дорожке добираться к шести утра до завода, не поднимать же шофера ни свет ни заря? 

А в понедельник  за проявленную инициативу и допущенный перерасход цемента и других материалов, Управляющий треста «Амурстрой» Дымов, объявил мне «Выговор», который привезли на Завод и вывесили на обозрение всем.  Это, наверное, был первый случай в системе треста, когда приказ с выговором не принижал достоинство руководителя а, наоборот, меня  зауважали в новом коллективе. 

Помню, обходя ежедневно цеха, пролеты и участки, я все больше и больше раздражался от мрачных «кондеек» и покосившихся деревянных рундуков и шкафчиков на рабочих местах, куда переодеваясь, вешали и складывали свою одежду рабочие.

Меня раздражала грязь, которая накапливалась на полу после каждой смены. Я пригласил для разговора начальника  отдела технического контроля, она же была и председатель народного контроля на заводе, чтобы посоветоваться и высказать свои соображения, как улучшить ситуацию по использованию инертных материалов, чтобы все они шли по своему назначению, а не замусоривали цеха и не вывозились в отвал. Предложил силами контролеров ОТК актировать объемы этих потерь после каждой смены и передавать в бухгалтерию на  вычеты  из зарплаты. И оплачивать за эту работу специальной бригаде уборщиков. А накапливалось достаточно много. 

Прежнее руководство бульдозером сгребало бросовый инертный материал с пола в кучу, а затем экскаватором грузили в самосвалы и отгружали в отвал. Начальник ОТК сразу согласилась и сказала, что давно это предлагала делать, но все отмахивались, а здесь вдруг сам директор просит все до последнего грамма пускать в дело. Можно все остатки собирать в формы блоков. Пусть блок будет «слоеным», но это уже продукция для кооперативных гаражей и вспомогательных строений,  которую можно  реализовать, а не выбрасывать на свалку. Наши мысли совпали, поэтому последовал замечательный результат. Конечно не сразу. Пару недель старшие  смен возмущались но, увидев, что их деньги снимаются и начисляются уборщикам стали сами собирать все остатки с пола в специальные формы по окончанию смен.  А через два месяца без всякого нажима сверху началась влажная уборка пола после каждой смены. Воздух в пролетах стал намного чище и свежее, а в первом пролете обнаружили прекрасный мозаичный пол.

Хорошо помню, как для продолжения разговора с целью улучшения бытовых условий для работающих,  я пригласил бригадира и всех старших смен,  начальников цехов и членов заводского комитета. И предложил  - собственными силами в каждом цехе организовать работу централизованных раздевалок, душевых кабин и даже саун, и этим самым окончательно очистить цеха от «бытового мусора».

На этом совещание меня попросили обеспечить цеха мебельными щитами для изготовления шкафов и нержавеющими листами для облицовки бассейна сауны. Все это мне удалось оперативно приобрести на ЛДК и передать цехам. Буквально через месяц заработали бытовки в новом бытовом корпусе управления. Через два месяца силами арматурного цеха совместно с участком производства пустотных плит перекрытия и РММ были восстановлены бытовки в помещении старого заводоуправления.   Была построена сауна с бассейном и комнатой отдыха, где они внедрили «быстрый помыв» - совместно мужчин и женщин в купальных костюмах, сначала в душе, а затем в бассейне, чтобы не задерживать отправку автобуса после смены. Все это было сделано в условиях жесткого графика работ по изготовлению и сдаче изделий в монтаж - в канун Нового года.

Эти меры способствовали созданию трудового настроя и приятно было видеть светящиеся лица и улыбки, идущих со смены рабочих на автобус мимо большого стенда поэтажной комплектации строящихся домов, после горячего душа и плавания в бассейне. Усталости, как будто и не было -  после 12-и часовой смены...

И вот первая планерка после отшумевшего Нового года, которую я запомнил на всю жизнь, как когда-то свой первый день в школе. Трест «Амурскстрой»  успешно справился с планом по вводу жилья, и более того, в торжественной обстановке Управляющим треста были вручены ордера на заселение в новые дома и засветились окна у новоселов. Это был подарок для всего города.

До начала заседания, как бы наблюдая  со стороны, слушал возгласы руководителей строительных управлений:
 – А помнишь в три часа ночи  встал башенный кран и срочно пригнали гусеничный  кран.
- А как ставили обогревательные пушки в подъезды и тут же ночевали?
- Все как на фронте.
- Даже не вериться, что в таких экстремальных условиях построили и заселили  еще два таких домища новой серии по 72 квартиры каждый.
- Там и мои получили квартиры и радуются, я  для них стал, как отец родной!

Вот такие речи слышались со всех сторон. И только один Котелкин угрюмо сидел, упершись на спинку стула, делая вид, что это его не касалось. Когда Дымов, выйдя из своего смежного кабинета,  еще раз поздравил с  наступившим Новым годом и выразил благодарность всем  управлениям треста  за то, что  слаженно сработали и добились победы и тут  язвительно подал голос Котелкин – начальник СУ-854:
- А тогда почему одному ЖБИ весь дом отдан на заселение, а всем управлениям тоже один дом? - это несправедливо и неправильно. 

Дымов тут же сказал:
- Это решение Коллегии «Дальстроя».  Освоение новых  мощностей - это сложный процесс, порою занимающий многие месяцы, а специалисты нашего ЗЖБИ все сделали раньше плановых сроков, хотя производственные мощности новой серии еще не приняты государственной комиссией, так как не закончены строительством.

- Не будь этих двух домов весь трест сидел бы в глубокой "заднице", - добавил Медведев, и ни одной поощрительной квартиры никто бы не получил, в том числе и управление СУ- 854. Справедливости ради, нужно хотя бы  словами благодарности отметить, что Намаконов вместе с нами сделал почти невозможное, он объединил всех нас вокруг  завода ЖБИ на общее дело, а  мы  жалеем, что как обычно не поделили все поровну, хотя знаем, что на заводе кадров в четыре раза больше, чем в любом управлении, и что завод ими укомплектован на 80%. По хорошему нам нужно было принять решение отдать заводу два дома для  привлечения специалистов.

Медведев также сказал, что считал и считает этот план - гениальной авантюрой Намаконова, и руководство поддержало его только потому, что никакого другого плана в тресте не было из-за плохой работы завода.

- С приходом на Завод Олега Александровича не мы его, а он нас всех взял на абордаж, подписав Акт рабочей комиссии пуска в эксплуатацию новой серии дома и своим приказом перевел завод на четырех сменный режим работы по 12 часов. Игнорировал при этом решение заводского комитета, который категорически выступил против этого решения, а также и письмо из ЦК профсоюза. Олег Александрович напрямую обратился в партком треста с просьбой дать ему 160 лучших коммунистов со строительных управлений, которых попросил направить на три месяца на завод, а всех зеков вывести с завода в управления.

Лично я до сих пор не понимаю, как мы с этой авантюрной задачей справились, по всем расчетам Завод не успевал выпустить изделия для комплектации двух домов. Объясни всем нам, Олег Александрович, как вы это смогли сделать?

Помню, все примолкли, тишина в зале, после этой  обличительной или почти обвинительной речи Главного инженера треста. Я тогда в полной тишине встал и сказал слова благодарности руководству треста и строительных управлений за понимание, за поддержку и за людей, которых так оперативно  направили на завод, которые вместе с заводчанами и выполнили поставленную задачу.

- Да,  действительно, - сказал я,  – эта программа  была на грани авантюры,
но это была не авантюра, а  был четкий инженерный расчет по обеспечению
строительных  объектов  изделиями  новой серии - 97.

Любой простой оборудования, мог привести к срыву графика производства и срыву всего плана.  Чтобы этого не допустить, я действительно без санкции и разрешения оперативного штаба, провел переговоры в Комсомольске-на- Амуре с Начальником объединения «Железобетон -1» - Карнаухом, и попросил подстраховать наш завод комплектацией изделиями  серии 125, которые выпускает ЗЖБИ-4 и которые частично идентичны с изделиями серии 97 по нагрузкам и размерным характеристикам. 

Служба главного технолога и комплектации все тщательно проверили и убедились в этом. Я воспользовался помощью комсомольчан и ежедневно направлял в их адрес панелевозы и КрАЗ площадки, что позволило вывести на объект до 20% изделий от общей комплектации двух домов с завода ЖБИ-4, и сейчас  уверенно могу доложить, - сказал я, - на нашем заводе ЖБИ-6 имеется в наличие задел не менее 30% изделий для третьего дома новой серии.
      
- Вот сейчас все понятно, - сказал Медведев и, главное, ответственно! Спасибо Олег Александрович за хорошее начало освоения новой серии и за ввод лесопильного цеха в зоне ИТК.

Далее он сказал, что был противником развития собственной производственной базы треста, а сейчас видит, что был не прав.

Воспользовавшись тем, что  стою перед всем аппаратом управления, я обратился к руководителям треста и к генеральному подрядчику СУ-854  Котелкину с просьбой закончить строительством новые пролеты на ЗЖБИ -6, где установлено оборудование для выпуска изделий серии - 97, а именно, все зашпаклевать, побелить и покрасить,  тогда можно приглашать государственную комиссию. Далее я сказал:
- Если вы считаете, что для заводчан-строителей и так сойдет, я подписывать такой акт приемки не буду, потому что - это себя не уважать...

Вот так я неожиданно попал в лучи всеобщего внимания, часто слыша вслед:
-  «окучил» все управления перед Новым годом, – забрал на завод лучших строителей, да еще на целых три месяца, «заграбастал» больше всех поощрительных квартир... 

Поэтому не мудрено, что для Котелкина  превратился чуть-ли не в личного врага,  хотя  я честно исполнял свои обязанности - обязанности директора завода. 

В критический период  просто был вынужден и даже обязан весь огонь принять на себя, спасая план всего Строительного треста. Конечно, можно было уклониться от исполнения этих обязанностей, когда завком категорически против смены режима работы предприятия, когда оборудование новой серии еще не принято в эксплуатацию, когда большой недостаток в специалистах для завода, причины для оправдания своего бездействия  всегда можно найти...
      
Но в этом проблемном случае, я все ходы мысленно просчитал и пошел в атаку. Как в этих случаях в народе говорят:
- «Сам погибай, а товарища выручай».

Наверное это неплохая черта характера, но для многих – я "авантюрист" на всю голову, но как говорится - «бог с ними». Главное - хорошее дело было сделано. Я это видел, обходя квартиры новоселов своего предприятия. Нет большего удовлетворения, чем лицезреть счастливые лица людей, которые в тебя поверили. Только после этой «штурмовой атаки» за выполнение государственного плана, я почувствовал, что они приняли меня в свой коллектив, я стал их руководителем, как когда-то был их Карбаинов.

Дорогие внучата, я много раз рассуждал, что для меня важнее и лучше  по жизни. Идти в науку, куда меня почти насильно выталкивали после окончания института, направив работать преподавателем, а затем и директор ЛДК Друганов стал упорно настаивать, чтобы поступал в аспирантуру, а Министерство своим приказом направило в целевую аспирантуру Ленинградской академии, или оставаться производственником? 

Честно говоря, мне нравилась преподавательская живая работа со студентами, но все же вверх взяло желание работать на производстве в трудовом коллективе.  Возможно от того, что хотелось видеть результаты своего труда и своей деятельности здесь и сейчас.
      
По жизни я больше романтик-идеалист, о которых часто говорят – «голова рукам покоя не дает», что есть, то есть. Все время хочется сделать что-то хорошее и нужное и порадовать на работе сослуживцев, а дома родных и близких. Поэтому я и отдал лучшие годы жизни производству, и многие события воспринимал с повышенной долей романтизма, где мне все было интересно и важно, поэтому я делал порою то, о чем другие даже подумать боялись. А если на это смотреть шире, то с таким масштабом мышления жили и работали большинство хозяйственников нашей страны... Продолжение в повествовании "Быть хозяиным".