Распятие Христа

Алексас Плаукайтис
Для христиан, это событие пожалуй самое знаковое,  не только в Евангелие, но и во всей Библии. А сейчас напомним читателю о миссии Христа(Мессии – избавителя).
Бог послал на землю своего единородного сына, для того, чтобы тот своими страданиями и кровью искупил все грехи человеческие: «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» /Матф. 1:21/. Нужно же это для того, чтобы искупленный человек попал в Царство Божие – Небесный Иерусалим, место бессмертия, блаженства и вечной благодати: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
 
Многие, даже верующие, это понятие толкуют весьма широко. Мол, если я верую в Иисуса Христа, то он все мои грехи искупил, причём как прошлые, так и будущие. То есть, чего бы я не натворил, буду прощён, и грядёт мне жизнь вечная и благостная рядом с Богом. Но это далеко не так: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.» /Откр. 22:12/.  То есть, даже уверовавшие будут поделены на две ипостаси, вознесённых и низвергнутых: «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.» /Откр. 20:15/.
Другими словами Христос, посланный Богом-отцом,  своей жертвенностью дал только ВОЗМОЖНОСТЬ любому человеку уверовавшему в незыблемость Писания и исполняющему Заветы Божьи, получить жизнь вечную в блаженстве.

Причина распятия, казни Иисуса.
Евреи, иудеи, до появления Христа уверовали в единственного, всеведающего и всемогущего Бога Яхве(Элохима, Саваофа, Иегова). Правда надо признать, что эта вера, на всём протяжении их бытия бывала достаточно шаткой. Видимо по этой причине, Яхве, из десяти данных Моисею на горе Синай Заповедей, в виде каменных скрижалей, первые четыре посвятил себе. Они начинаются так: «Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицем моим»(Втор.5:6-7).
Но проходит какое-то время, где-то около тринадцати столетий и появляется человек, утверждающий, что он Сын Бога! Причём свои слова подтверждает чудесами: превращение, исцеления, воскрешения, укрощение, насыщения и т.д. Кроме этого критикует действующих служителей церкви, а главное, путём проповедей, обретает сторонников и последователей, тем самым отбирая паству у приверженцев яхвизма.

Такого, конечно, доминирующая религия стерпеть не могла. Поэтому книжники(искушённые в иудейском законе), фарисеи(строгие блюстители Закона Моисея) и садуккеи-священники вознамерились извести, уничтожить Христа, причём руками римского префекта Иудеи Понтия Пилата. Надо признать, что на тот момент противников Мессии было предостаточно и среди простых иудеев. И это не смотря на то, что почитаемый иудеями Ветхий завет напрямую указывал на появление Сына Божьего:  «На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию.» /Дан. 3:92/, и «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» /Ис. 7:14/. Эммануил в переводе с еврейского означает: «С нами Бог», одно из пророческих имён Мессии.

По предательству своего ученика Иуды, Христос был иудеями схвачен и предан в руки Пилата. Надо отдать должное римскому префекту, что тот не нашёл какой-либо вины Христа и трижды предлагал отпустить его, но иудеи не согласились: «Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! ... » /Иоан. 19:15/. Процесс самого распятия в Евангелие освещён весьма скупо: «Там они распяли Его. Вместе с Ним распяли ещё двоих по обе стороны от Него, так что Иисус оказался посередине.» /Иоан. 19:18/.

Вот тут у апостолов-евангелистов в текстах начинаются разночтения. Так Иоанн утверждает: «Неся предназначенный для Него крест, Иисус отправился к месту, называемому Лобное место, по-еврейски Голгофа.» /Иоан. 19:17/. А у троих других евангелистов, крест нёс посторонний человек: «Когда стражники повели Его, они увидели Симона Киринеянина, который возвращался в город с поля, взвалили на него крест и заставили Симона нести его вслед за Иисусом.» /Лук. 23:26/.
Но доверимся Иоанну, который, правда по его же утверждению, лично присутствовал на казни: «Возле креста, на котором был распят Иисус, стояли Мать Его и её сестра, вместе с Марией, женой Клеопа, и Марией Магдалиной ... Иисус увидел Свою Мать и стоявшего неподалёку Своего самого любимого ученика.» /Иоан. 19:25-26/. То есть Иоанн назвал себя самым любимым учеником Христа.

Маленькое отступление от текстов Писания.
Сама казнь через распятие была широко распространена в Древнем Риме и не только. Применялась она для казни особо опасных преступников, считалась жестокой, позорной и мучительной. Для дополнительного унижения осужденного, его заставляли к месту казни нести ... не весь крест, а только перекладину. По той причине, что она одна могла весить от 30 до 50 килограммов.

Далее процесс происходил следующим образом: на земле, в горизонтальном положении, к вертикальной части креста крепили поперечный брус и к нему прибивали руки жертвы. После чего крест поднимали и устанавливали в заранее приготовленную яму, тут же засыпая землёй.
Вот тут требуется некоторое уточнение. На всех изображениях, как иконных, так и скульптурных, прибиты ладони.  Но ... они не могут выдержать вес распятого тела. Гвоздь прорвёт сухожилия и казнимый сорвётся с креста. Поэтому в действительности руки прибивали выше, в места схождения лучевой и локтевой костей у запястья, именуемое анатомами "пятном Деспота". Это же подтверждают и исследователи Туринской плащаницы.

А ноги? Вот тут начинаются расхождения во взгляде католической и православной церкви. Католики показывают, что в обе ступни был вбит один гвоздь, прямо к вертикальной стойке креста. Православные же утверждают, что каждая ступня прибита отдельно, к имеющей место нижней перекладине. А то, что перекладина перекошена, объясняют отношением к Христу двух злодеев распятых рядом: один из них злословил и поносил его, а другой сказал: «и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.» /Лук. 23:41/. В сторону первого злодея конец перекладины опустился, а по отношению второго, поднялся, как бы возвеличивая его. Объяснение на взгляд автора сильно натянутое.

Так сколькими гвоздями к кресту был прибит Христос? Тремя, как полагают католики, или четырьмя, как как утверждают православные? У автора на этот вопрос мнение особое. Казнь распятием в древности предусматривала не только страшные мучения, но и продолжительность их по времени, для чего и нужна была нижняя перекладина, на которую казнённый опирался ногами, продлевая себе жизнь. Смерть наступала реже от болевого шока, а чаще от асфикции(удушения). Происходило это по причине того, что казнённый, подвешенный на растянутых руках, не мог вздохнуть из-за перерастяжения мышц груди. Ему для каждого вздоха требовалось, опираясь ногами о перекладину, максимально приподниматься. Но это не могло длиться бесконечно. Обычно жертва мучилась от нескольких часов и до трёх суток.

Это всё автор к тому, что гвоздей было только два – по одному на каждую руку! А подтверждение этого мнения мы находим в Евангелие. Ученик Христа Фома, прозванный неверующим, усомнился в воскрешении Учителя: « ... если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.» /Иоан. 20:25/. Обратите внимание, про ноги ни слова! И далее, уже ответ Спасителя: «Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.» /Иоан. 20:27/. Опять ноги не упоминаются! Потому что прибивать их к перекладине не надо, казнённый и так не снимет ноги с перекладины, иначе не сможет дышать!

Но вернёмся к Христу. Распят он был в пятницу, в тот же день и помер: « ... сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.» /От Иоанна 19:30/. Так быстро принять смерть он мог только нарочито. Для этого пытался сорвать перекладину под ногами, но только перекосил её. А далее, по мнению автора, перестал сопротивляться и отдался воле Божьей.
Два же злодея, казнённых с ним, остались живы. Они опирались на нижнюю перекладину и дышали. Но так как следующий день был суббота, день великий, то по просьбе иудеев обоим злодеям воины перебили голени и они тут же испустили дух: «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.» /Иоан. 19:32-34/.

Вроде всё ясно, но осталась одна деталь креста, в наличии которой тоже есть сомнения.  Это самая верхняя перекладина орудия пытки. Попробуем разобраться.  Наличие надписи на кресте несомненно: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.» /Иоан. 19:19/. Такую длинную надпись трудно было оставить на вертикальной составляющей креста, тем более, что она была исполнена на трёх языках:  « ... и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.» /Иоан. 19:20/. Поэтому несомненно – надпись на перекладине. Правда некоторые скептики утверждают, что её можно исполнить и на основной перекладине для распятия рук, но обратимся опять к Евангелию: «И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: сей есть Иисус, Царь Иудейский»/Матф. 27:37/. В этом стихе подчеркнём фразу «поставили НАД ГОЛОВОЮ», то есть наличие третьей верхней перекладины несомненно.

В итоге мы получили картину распятия Христа и форму самого креста, которую в точности повторяет православный крест. Только вот у автора возникает вопрос, почему нужно христианам поклоняться кресту, орудию пыток, и называть его животворящим? Писание к этому не призывает.
Сторонники креста сразу мне возразят словами апостола Павла: «желаю хвалиться... только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6: 14). Кстати это единственное место в Писании, где крест восхваляется. Пусть восхваляется, но это не призыв к поклонению и почитанию!
Ещё сторонники креста могут привести слова Иисуса, обращённые к ученикам: «Тот, кто не примет свой крест и не последует за Мной, не достоин Меня.» /Матф. 10:38/. Но этот стих произнесён задолго до Голгофского креста, и не имеет к нему отношения. Под словом крест здесь подразумевается служение новой вере, миссионерство, со всеми её лишениями и страданиями.

В заключение хочу обратить внимание читателя на то, что все ссылки в подтверждение слов автора, даны только на тексты Святого Писания, которые христианской церковью канонизированы на Вселенских Соборах. То есть никаких ссылок на второканонические книги-рукописи, а уж тем более на апокрифы. Не говоря уже о рассуждениях досужих богословов, которые могут увести нас далеко от основной истины – Библии.

Вильнюс, 10 января 2017 года.